Русский год, или – надо чаще встречаться

'17 января 2017'

Иногда в Польше в разговорах о встречах друзей или родных можно услышать, что говорящие встречаются с ними раз в русский год. О чём речь и сколько это – год на Руси?

Русский год – это мало или много?

Скорее много. Это точно больше, чем обычный год. Поляки, когда говорят, что встречаются с кем-то raz na ruski rok (раз в русский год), или ждали кого-то целый русский год, имеют в виду, что ждали очень долго – дольше обычного. «Ты меня будешь помнить русский год» – то есть долго. Очень долго. Фраза эта относится к фразеологизмам, или к идиоматическим выражениям. Существует также её версия, только она относится к месяцу. Русский месяц шло письмо – то есть так же – дольше обычного. Но откуда взялся этот русский год и почему он кажется дольше? Как и большинство идиом, Русский год имеет признаки собирательного многосоставного образа. И несмотря на то, что в официальном словаре письменного польского языка, этой фразы мы не найдём, она давно и прочно укоренилась в поточной речи. Наши предки, сами того не зная, передали нам в этой фразе удивительно плотно сконцентрированную информацию не просто о языковой традиции, но о целом пласте культурного и исторически-хронолоического порядка. Это весьма интересно, так как фраза, если вдуматься, даёт импульс к изучению, и даже кое в чём к переосмыслению истории. Попробуем хоть немного в этом разобраться.

Кривое зеркало истории

Корни фразеологизма «Русский год» уходят в глубь веков и накрепко врастают в календарь. То, что будет изложено далее, кому-то может показаться даже некоторым абсурдом, но стоит помнить, что это факты. Речь о непостоянности привычного нам календаря. Он далеко не всегда был таким, каким мы его знаем сегодня. Когда этот факт станет хотя бы частично учитываться уже в школьных уроках истории, то достаточно скоро подрастёт поколение школьников, которые будут глубже интересоваться реальным ходом событий истории, а не бессмысленно запоминать даты. Даты без понимания целого – всего лишь цифры. Да и вообще — раз в истории есть место цифрам, затмениям, кометам, извержениям и прочим вещам, никак не связанным с политикой, которая на страницах учебников истории занимает добрых 90% объёма, то и саму историю нужно переводить в иную плоскость или в отдельную более широкую дисциплину, которая поможет будущим поколениям двигаться вперёд, не повторяя историю, а созидая новую. Пока же история – это пособие, как сделать так, чтобы всё ходило по кругу. Распри и войны — в том числе, что в корне противоречит идее движения вперёд и здорового развития любого общества. Но оставим лирические отступления и вернёмся к календарю.

Календарь от рождества кого?

C самого детства мы привыкли, что начало года это январь, конец – декабрь. Это нам кажется непреложной истиной и создаётся впечатление, что так было всегда. В школе мы начинаем учить историю. Там события привязаны к датам. Есть наша эра (н.э.) – это после рождения Христа, есть то, что было до Христа – до нашей эры (до н.э.). И мы представляем себе события, привязывая их к нашему пониманию времени. Мало кому в детстве рассказали, что календарь менялся и даты могут быть не абсолютной истиной. Более того, славянские названия месяцев были другими. В Польше, кстати, они почти такими и остались, за исключением марта. В современном же русском календаре названия месяцев тяготеют к римскому дореформенному календарю. Как бы странно это ни звучало, если понять, что наши предки воспринимали календарь совсем иначе, в частности – не от Рождества Христова, то станет понятно, что в истории, в частности, в хронологии событий могут, таиться самые разнообразные неточности и загадки, которые нам ещё только предстоит распутывать. Так, на протяжении всей дошедшей до нас части письменной истории Восточной Европы (а это в масштабах самой истории всего ничего) до недавнего времени повсеместно, в том числе и в Польше, некоторые хронологи — и гражданские, и духовные — вели отсчёт времени от Сотворения мира, от основания Рима, от основания Римской империи, от её падения, от рождения Христа (это в самом традиционном варианте), от основания Польши, от основания Кракова и так далее. Не говоря уж, что кто-то мог записывать события, взяв за дату отсчёта рождение какого-нибудь правителя или возведение храма. Это не было редкостью. А если сюда добавить то, что вычисление дат велось по индиктам, кругам луны и кругам солнца, да ещё и ходом других небесных тел, и всё это перемежалось с имевшимся в широком пользовании календарём Юлианским, а потом и Григорианским – то становится понятным, что наша система отсчёта дат достаточно молода, так как окончательно устоялась относительно недавно. И это ещё без учёта существовавших параллельно со средневековыми древних календарей, которые не могли не оказывать влияние на записи хронологов и историков того времени.

В школе (и тут опять в историю вмешивается её интердисциплинарная суть) нам рассказывают о разнице культур и влиянии одних культур на другие. Так и здесь, в случае с Русским годом, произошло то же самое. Культура Красной Руси повлияла на язык поляков. Речь идёт о Красной Руси. В результате похода Казимира III в 1340 году на земли Галицийско-Волынского княжества, которое и относилось к Красной или Червонной Руси, территории последней оказались присоединены к Польше. И начиная с этого времени и до XVIII столетия этот регион просуществовал под названием Русского воеводства. Население воеводства было православным и жило в большинстве своём по иному, чем остальная Польша, – церковному календарю, отличавшемуся датами постов и праздников. Календарь этот казался полякам того времени длиннее их Юлианского. Так, праздники в нём были смещены сначала на 10 дней, а затем и на почти две недели. Жизнь простого населения большинства стран того времени, привязанная к церковному календарю, заставляла смотреть на вещи сквозь его призму. Потому сдвинутые в сторону увеличения праздники у жителей Червонной Руси в сознании поляков как бы удлиняли месяц. От этого и пошло выражение – помнить русский месяц, то есть долго. Что же касается года, то тут всё также упирается в историю и хронологию. А ещё в другой календарь Руси. Вопрос в какой?

Каков на деле Русский год?

Почему же год по русскому календарю казался жителям Польши длиннее их обычного? Тут снова нам на помощь придёт курс истории ещё из школьных времён. Те, кто внимательно слушал рассказы учителей, о Римской империи, знают, что в ней установилась используемая во всём мире система помесячного календарного дробления. Многие помнят, что названия месяцев давались по именам правителей или божеств. Так, привычный нам сейчас первый месяц – январь — был назван в честь двуликого Януса, который смотрит и вперёд и назад. Вроде всё логично – первый месяц года. Но всегда ли он был первым? Ещё со школьной скамьи некоторые из нас обращали внимание на то, что февраль короче других месяцев и на вопрос – почему? – получали ответ, что из-за луны, или из-за звёзд, или из-за солнца. Дескать – сдвиг по космическому времени. Из-за этого добавляется день раз в 4 года и тому подобное. Наверняка наши предки поместили бы такой месяц в конец года, а не в начало. При ближайшем рассмотрении календаря мы увидим, что так оно и есть.
Современный нам календарь донёс до нас сведения о начале года вовсе не в январе, а в марте. Этому соответствуют, если присмотреться, названия месяцев: Январь – Янус, Февраль – Фебр, Март – от Марса, Апрель – от латинского Априлис - открывать, то есть открывающий весну, Май – от Майи нимфы из римской мифологии, Июнь – от Юноны, Июль – от имени императора, введшего в обращение известный нам сегодня календарь – от Юлия Цезаря, конечно, за ним идёт Октавиан Август – соответственно месяц Август, и вот тут-то названия и кончились. Дальше в календаре нет названий месяцев, а их порядковые номера: Сентябрь от септа – седьмой, Октябрь – окта, что означает восьмой, Ноябрь, как несложно уже догадаться от латинского novem – девять и десятый – Декабрь, так как deсem – это десять. Так мы видим, что январь становится одиннадцатым, а февраль, с его плавающим днём, отправляется туда, где ему место – в конец года. Таковой ход календаря и был принят в Червонной Руси. Можно ли сказать, что он из древнеримского времени перетёк в XIV век? Пожалуй нет. Скорее истоки этого процесса более глубинны. Но, к несчастью, нам они мало известны, так как история славян на мировой арене начинается немногим ранее X века, что скорее всего, судя по косвенным данным, является или ошибкой, или чьим-то умыслом. Так или иначе, а восточные славяне вплоть до XV века сохранили в большинстве своём мартовский стиль летосчисления. Выходит, несмотря на то, что Юлианский год, согласно общепринятой хронологии, уже более тысячи лет – с 45 года до нашей эры – начинался в январе, народы Руси отсчитывали год по-прежнему с марта. Потому то он и казался жившим по Юлианскому календарю полякам таким долгим. Ещё бы! У тебя новый год сегодня, а в Русском воеводстве твоей страны в марте – через 2 месяца.

Ситуация не изменилась и с приходом в католические страны Григорианского календаря, в 1582 году. К этому моменту Русский год был ещё длиннее. В упомянутом уже XV веке, в 1492 году, большая часть Русей (а их, как известно, было много) перешла на византийское начало года – с 1 сентября. И Русский год стал ещё длиннее. Отмена празднования Нового года с 1 сентября на Руси (Московская Русь, или Россия в современном её понимании(хотя тут тоже вопросы), была в том числе) произошла в масштабах истории недавно. Своим указом Пётр I ввёл на территории всех земель, имевших отношение к русским землям (или народам), начало года по западному образцу – с 1 января 1700. Только тогда перестал
де юре существовать реальный Русский год, оставшись в народной памяти как что-то длинное и непонятно когда заканчивающееся. А может и вовсе бесконечное. Перейдя в разряд фразеологизмов, сам того не ожидая, Русский год догнал нас сейчас, приоткрыв нам двери не просто к загадке своего происхождения, но и, возможно к загадкам истории, которые только предстоит решить. Но для этого людям нужно чаще встречаться, а не раз в Русский год.

Илья Болгов

Темы

Фотоматериалы