Казимир Семенович. Создатель европейской артиллерии

'24 января 2017'

Один из самых загадочных деятелей Польши, чьё имя было почти забыто, создал в XVII веке пособие, без которого современная артиллерия была бы немыслима. О национальной принадлежности автора учебника по созданию ракет и зарядов спорят уже не одну сотню лет.

Ларри Тошик. Источник: НАСА
Ларри Тошик. Источник: НАСА

Откуда родом Казимир Семенович

Тем не менее, это не помешало имени Казимира Семеновича (Kazimierz Siemienowicz), почти навсегда исчезнуть из анналов истории. Возможно, что в случае с отцом учебника артиллерии это закономерно, ведь даже даты рождения и смерти 1600 и 1651 история сохранила с приставкой – примерно, или со знаком вопроса. Для учёных это не меньшая загадка, чем национальность своего коллеги и даже место его рождения. Так Польша, Литва и Белоруссия оспаривают степень родства Казимира Семеновича с территориями этих стран. Хотя думается, что загвоздка тут скорее не национальная, а историческая и геополитическая. Территории, откуда был родом Казимир Семенович, в то время относились к одному образованию – Речи Посполитой (Rzeczpospolita obojga narodów) и являлось понятием политическим, а не этническим, как это часто бывает с подобными союзами. Дабы избежать споров, позволим себе считать Семеновича, скажем, подданным короля Владислава IV. А так как он был королём Речи Посполитой, то и Семеновича, следовательно, будем считать подданным существовавшей до раздела Польши польско-литовской федерации под названием Речь Посполитая. Всё это, правда, не отменяет факта, что сегодня каждая из вышеперечисленных стран считает его исконно «своим».

По происхождению Семенович относился к шляхте, родовое имение которых, по одной из версий, располагалось в районе Витебска, на территории современной Белорусии. Считается, что гербом его рода был дворянский герб Остоя. Польская историография называет его полонизированным шляхтичем и польским инженером. Литовская история говорит о рождении его в пределах Жмуди, в семье бедного литовского шляхтича герба Остоя. Белорусская версия гласит, что родился Семенович недалеко Дубровны, в семье мелких русских князей Семеновичей.

По утверждению некоторых специалистов-лингвистов, кое-какие лексические особенности Казимира Семеновича действительно говорят в пользу белорусской версии. Сам же Семенович в своём труде обходит место своего рождения, ровно как сам называет себя литовским шляхтичем. Существует также версия, что право напечатать герб Остоя в своей книге было им приобретено в расчёте на увеличение своей популярности. Так или иначе, а источники того времени затрудняются подтвердить принадлежность фамилии Семеновича к гербу Остоя.

Молодые годы

Юность Казимира Семеновича, также как и место его рождения, окутаны пеленой загадочности. До наших дней точных сведений об этом периоде жизни учёного, не дошло. Но, по той информации которая всё же осталась, можно сделать вывод, что образование Казимир Семенович получил хорошее. Кроме польского языка он владел литовским, греческим и латинским языками. По некоторым данным, знал он и французский. Бывал в свете. Дальше по большей части – только предположения. Но из его дальнейшей жизни следует логический вывод, что кроме гуманитарного образования, Семенович овладел ещё и точными науками, причём на очень высоком уровне. Разбирался он также и в военном деле. На этом поприще он строил карьеру, и фигура его оставила неизгладимый след в истории армий Европы. Да и не только Европы.
Семенович служил в армии Речи Посполитой и принимал участие в её военных операциях. Приказом короля он был откомандирован в Нидерланды, на службу к герцогу Фредерику Оранскому. Когда же Польше понадобились специалисты по артиллерии для войны с турками и подавления восстания Богдана Хмельницкого, на какое-то время вернулся в Польшу, чтобы вскоре уехать вновь. Второй выезд в Нидерланды принёс ему реализацию его наработок и огромного багажа знаний. Там, в Амстердаме в 1650 году он опубликовал свой труд под названием «Artis Magnae Artilleriae pars prima» – «Великое искусство артиллерии. Часть первая». Этот учебник достаточно быстро снискал огромную популярность в Европе.

Взгляд в будущее

Такая популярность объясняется тем, что учебник был скорее энциклопедией. В нём Семенович изложил, по-сути, квнинтесенцию технических знаний того времени, совместив их с наблюдениями древних учёных и философов. Для учебника характерна экстрактивная, сжатая и очень точная информация по созданию различных гранат, шутих, ракет – их характеристики и необходимые для производства манипуляции и инструменты. В работе Семеновича наличествуют заряды и ракеты разнообразнейших видов. От изделий со стабилизирующей жердью до «крылатых» ракет.

В ней изложены методы создания, в том числе, «прообраза многоступенчатой ракеты». По меньшей мере, прописан и иллюстрирован механизм действия заряда сходного по структуре и принципу со ступенями, применяемыми в современной ракете. Состояла она из трёх совмещённых ракет. Семенович даёт точные указания по её созданию:

«Наибольшую ракету первой ступени наполнить следует более слабым материалом, чем её размер требует, остальные же две имеют заданием своим, чтобы третья вверх посредством их поднималась.»

Казимир Семенович

Если некоторые другие типы и принципы строения ракет в том или ином виде Семенович мог почерпнуть в доступных ему источниках, то концепция многоступенчатой ракеты, безусловно, является его прорывным изобретением. До него никто подобного рода механизмы не предлагал.

Эксперимент со знанием

Возможно, кто-то из инженеров XX века черпал в произведении Казимира Семеновича вдохновение. Немудрено, ведь плотное изложение ближе к концу переходит к точным рисункам, где, в частности, можно ознакомиться с устройством ступеней вышеупомянутой ракеты в разрезе. Работу, которую проделал Семенович при написании учебника, можно назвать колоссальной. Причём без всякого преувеличения. Всю свою широту своего кругозора он подкрепил знаниями по физике, математике, химии, военному делу и механик, почерпнутыми из более чем 200 источников, написанных на разных языках. Польские исследователи установили, что в своём труде Семенович обращается к авторам эпохи Ренессанса и Нового времени. Также он обращался и к античным авторам: Архимеду, Аристотелю, Платону. Более того, он умело сочетал цитирования необходимых для себя отрывков их трудов со знаниями о технических достижениях, полученными из книг своих современников и последних научных данных. Вот почему «Великое искусство артиллерии» больше походит на энциклопедию. Название «учебник» можно списать на счёт скромности автора.

Практики без практики

Отдельного внимания заслуживает и тот факт, что Семенович не ограничился простой компиляцией теоретических и общефилософских знаний. Он был экспериментатором. Свои выводы он подтверждал проведёнными испытаниями. В нём всё говорило о любви к точности и доказанности. В книге всё приходит в гармонию именно благодаря такому научному подходу. Семенович считал, что одной только теории мало. Тем более что к его времени большинство известных исследований насчёт предлагаемой темы безнадёжно устарели, а новое всегда требует практической доказательной базы. Более того, Семенович выступал за то, чтобы был принят специальный закон, который допускал бы к делу пиротехники не любителей, основывающихся часто на собственных умозаключениях, а профессионалов – людей, ориентирующихся точных в науках и умеющих применять их на практике.

«Здесь именно есть исток новой науки, неизвестной прошлым столетиям, – «псевдомеханики». Больно мне оттого, что великая наука пиротехники униженна теми, кто использует её, – практики без практики, больно, что отобрали они у неё славу былую и красоту, заложенную её первооткрывателями. Больно, что науку эту оторвали от верной основы её – математики, и поставили промеж обычными ремеслами.»

Казимир Семенович

Так критиковал Семенович тех, кто погряз в пережитках прошлого и не желал использовать возможности технических достижений современности. Разумеется, часто по незнанию основ. Можно себе вообразить, как не любили его за это те пиротехники – «практики без практики», коих в эпоху Семеновича было превеликое множество. Эта критика была не единственным поводом для нелюбви к нему. Семенович исповедовал принцип раскрытия научных данных. То есть шел в разрез с большинством тех же пиротехников, которые считали, что мастерство должно быть предметом тайны. Он же скрупулёзно описал всё, что сумел выявить и подтвердить в своих экспериментах. Семенович проводил опыты по стрельбе из пушек, заряжая их двумя ядрами. Так, ему удалось сформировать закон абсолютного неупругого столкновения одинаковых по форме и материалу тел. Встречаются в его труде и моменты, где он пытается схоластически объяснить явления, лежавшие в то время далеко за пределами понимания науки. Полученные результаты отразились в книге.

От фейерверков до ракет

Книга состоит из пяти частей рассказывающих читателю о весах и калибрах зарядов, о взрывчатых материалах, специальной пиротехнике, ракетам и различной амуниции. Каждый вопрос рассматривается интердисциплинарно и скрупулёзно: начиная от мер и весов, принятых в Европе, через химию и взрывчатку к металловедению и металлургии. Так описаны способы хранения и проверки качества пороха, технология его изготовления, способы определения калибров и размеров и так в каждом разделе. Прописаны везде и материалы. Наименьшие ракеты изготавливать предлагалось из плотной бумаги. Ракеты побольше имели слоёв бумаги больше, кроме того, имели сегменты, связанные между собой суровыми нитками. Этот тип устройства интересует современных исследователей не менее многоступенчатой ракеты, предложенной Семеновичем. Для производства более крупных корпусов ракет предлагалось использовать дерево.

В разделе, посвящённом ракетам, оговариваются не только вопросы концепций тех или иных их типов, но и аэродинамика. Есть в труде Семеновича глава, которую наверняка нашли полезной некоторые любители различных методик саботажа. В частности в ней описаны «шары артиллерийские, которые тайно хранить можно, чтобы в необходимое время взорвались с присущим им результатом». Кроме военного применения разнообразных ракет и зарядов, автор описывает возможности их мирного применения. Для увеселительных целей, в качестве фейерверков. Точнее, на мирное применение его ракет Семенович делает наибольший акцент, военное же применение остаётся затронутым косвенно. Решающее значение, по мнению автора учебника, имеет наполнение головки ракеты. Искры, составы для различных цветов взрыва – это основа описанного инженером. Только один раз читатель найдёт упоминание о наполнении ракеты металлическими элементами, но напрямую о целях и действии такой ракеты автор не упоминает. Возможно, потому что это понятно априори. Ведь несложно догадаться, что приложив к уже готовому проекту немного технической мысли, как из увеселительного инструмента ракета превращается в грозное оружие. И наверняка знания, изложенные в учебнике, кто-то использовал в военном деле, применив и доработав их своими идеями. Более того, учёный сам этого желал. Он хотел, чтобы его труд поняли и чтобы в его выводы поверили:

«Как только, в соответствующее время, до сознания каждого дойдёт всё это, тогда упрочится вера в слова мои.»

Казимир Семенович

Что было дальше. И было ли?

Но, к сожалению, учебник «Artis Magnae Artilleriae pars prima» остался единственным дошедшим до нас произведением Казимира Семеновича. Для учёных до сих пор остаётся загадкой, были ли следующие.
Книга Казимира Семеновича, переведенная на немецкий язык
По логике, должны были быть. Во-первых, в своей работе Семенович указывает на то, что во второй части будут затронуты вопросы описания и обслуживания пушек, тонкости их использования в обороне от противника, архитектурные формы и технологии постройки артиллерийской техники, во вторых, само название учебника «часть первая» наводит на мысль о том, что часть вторая как минимум предполагалась. Но ни второй части, ни сведений о ней у исследователей нет. По этой самой причине учебник Казимира Семеновича до XIX столетия оставался основным источником знаний по артиллерии. Ещё при жизни учёного книгу перевели на вытеснявший латинский французский язык, затем на немецкий. Значительно позже был выпущен и английский текст с поправками. Судьба остальных работ польского инженера Казимира Семеновича, если они были, остаётся неизвестной. Причины, по которой они могли пропасть, лежат в плоскости загадок и теории заговоров. Возможно, к забвению и работ, и имени учёного мужа приложили руку ремесленники-пиротехники, те самые «практики без практики», с засилием которых своим примером пытался бороться Семенович. Всё это только предстоит выяснить учёным.

Илья Болгов

Темы

Фотоматериалы

Ларри Тошик. Источник: НАСА
Иллюстрация из книги Казимира Семеновича, показывающая устройство ступеней ракет
Книга Казимира Семеновича, переведенная на немецкий язык
Марка с портретом Казимира Семеновича
Иллюстрация из книги Казимира Семеновича
Иллюстрация из книги Казимира Семеновича
Иллюстрация из книги Казимира Семеновича, показывающая устройство ступеней ракет