Каспровы верх: место, откуда видны облака

'22 апреля 2015'

Известное своей первозданной красотой место в Татрах, которое издавна притягивало туристов своим горным очарованием.

Каспровы верх

Туризм в Татрах стал развиваться несколько позже, чем туризм в Альпах. Правда, ненамного. Уже к концу 19 века Татры становятся одним из любимых мест отдыха состоятельных людей из Австрии, Германии и Венгрии. Да и сейчас при том, что Альпы пользуются славой некоего идеального лыжного курорта с современными благоустроенными трассами, популярность Татр только растёт – прежде всего благодаря хорошо развитой инфраструктуре, первозданной красоте природы и более низкой, по сравнению с Альпами, стоимостью отдыха.

И хотя сегодня Татры могут похвалиться прекрасно обустроенными спусками и перевалами, ещё относительно недавно – по меркам истории – такого в этих местах не было. Но находились люди, которые приходили и с примитивной страховкой – а то и без нее! – над ущельями и обрывами возводили опоры канатной дороги и здания.

Одним из таких мест в Польше является знаменитый Каспровы верх (Kasprowy wierch).
Каспровы верх притягивал к себе туристов уже давно. Известно, что в 1850 году тут была протоптана тропа с Гонщеницовей долины (Долина гусениц) и Горычкового перевала. Первые задокументированные зимние туристские восхождения принадлежат Клеменсу Бахледе и Каролю Потканьскому 1890 году. А с 1910 года Каспровый верх набирает популярность у лыжников. В настоящий момент он является самой посещаемой вершиной польских Татр. В сезон тут бывает до 4000 человек в день. На склонах Каспрового верха функционируют два подъемника и две горнолыжные трассы: Горычковую и Гонщеницовую (Trasy Gąsienicowa i Goryczkowa).

Строительство же первой канатной дороги на Каспровы верх началось в 1935 году 1 августа, а уже 26 февраля 1936 года из Кузниц до Мышленских Турна двинулся первый вагончик. С этого момента архивы Польских Канатных Дорог начали фиксацию приездов важных гостей на Каспровы верх. В год открытия 1936, на вершине побывал президент Польши Игнацы Мосцицки, в разное время тут побывали Лех Валенса, Александр Кващневски, а 6 июня 1997 на Каспровы верх прибыл Папа Римский Иоанн Павел II.

В честь его визита на верхней станции фуникулера установлена памятная табличка. В 2008 после капитального ремонта и всестороннего обновления инфраструктуры канатной дороги её открыл лично президент Польши Лех Качиньский.
Растущей популярности этого места способствовала канатная дорога. Но в 1935 году имевшиеся на тот момент в Польше строительные фирмы не хотели браться за столь амбициозный проект. Еще бы – ведь сроки изначально были предельно сжатыми – 7 месяцев. А потому было решено создать новую фирму – специально для постройки дороги на Каспровы верх - "Linkolkasprowy". Крупнейшими соучредителями стали Польские государственные железные дороги (PKP) и Гданьская судоверфь. Были и другие участники: Польское бюро путешествий 'Orbis', Лига поддержки туризма, а также Общество любителей лыжного спорта.
Для реализации проекта требовалось взять кредит на сумму 2.5 млн злотых и выстроить рабочий процесс. Необходимо было создать стройплощадку, построить подъездную дорогу из Кузниц в Мышленицке Турни и построить транспортную ветку из Турни на пик Каспрового. Темп строительства был высоким. Достигался он благодаря хорошей организации рабочего процесса и привлечения огромного числа работников.

В пиковый период на стройке было задействовано свыше 1000 человек. Далеко не все они были из Закопане. Были тут люди и из Кракова, и из других районов Малопольши. До Мышленицких Турни материал доставляли на автомобилях. Дальше, на сам Каспровы верх, все материалы - песок, воду, тросы, элементы конструкций и цемент - приходилось нести на своих плечах строителям.

В сентябре выпал первый снег и температура упала ниже нуля. Но работа продолжалась на всех участках. За осень удалось наладить работу технической канатки для доставки материалов. Она начала курсировать в октябре 1935 года. С приходом зимы начались сильные морозы, но даже это не остановило работу. Бетонировались опоры и достраивались здания станций. Ко всеобщему удивлению, никакого отставания от графика не произошло.
26 февраля 1936 года из Кузниц до Мышленицких Турни канатная дорога была достроена. Первый серебристый вагончик на Каспровы верх прибыл 15 марта 1936 года после 227 дней строительства. В первый год эксплуатации канатной дороги Каспровы верх посетило 165 тысяч человек. Строительство обошлось в итоге в более чем 3.5 миллиона довоенных злотых. Если учесть, что за злотый можно было купить 0.1687 грамма золота или 5 американских долларов, то можно подсчитать насколько велика была инвестиция. Но вложения окупили себя уже к началу 1939 года.

Сегодня для любителей посмотреть на горы поближе там есть все условия. Современная канатка домчит вас до Каспрового верха за 20 минут, чтобы летом вы насладились панорамой Татранских вершин, а зимой могли покататься на лыжах. Канатная дорога на Каспровы верх была первым таким устройством не только в Польше, но и в Татрах вообще.

После 71 года эксплуатации управлению Польскими канатными дорогами удалось произвести модернизацию фуникулера. Работы по реконструкции начались 4 сентября 2006 года, затем приостановились и возобновились 7 мая 2007 года. Процесс прошел в два этапа: сначала были заменены опоры, потом – павильоны. В декабре 2007 года ремонт был завершен. 18 января 2008 состоялось торжественное открытие. Результатом работ явилась новая комфортная канатная дорога на Каспровы верх.

Сейчас подъемник на Гонщеницовый спуск поднимает до 2400 лыжников в час в специальных четырехместных люльках. На подъёмнике на Горычковый спуск можно проехать в двухместной люльке. За считанные минуты вы окажетесь под куполом Каспрового верха – одного из излюбленных мест поклонников горных лыж и прогулок в горах.

Илья Болгов

Темы

Фотоматериалы

Каспровы верх
Каспровы верх
Каспровы верх
Каспровы верх
Каспровы верх
Каспровы верх
Каспровы верх
Каспровы верх
Каспровы верх
Каспровы верх
Каспровы верх
Каспровы верх
Каспровы верх
Каспровы верх
Каспровы верх
отдых в польских Татрах
Каспровы верх
Каспровы верх
Каспровы верх