Мосты через Вислу в городе Тчев

'11 ноября 2016'

Два железнодорожных моста через Вислу в Тчев (Поморское воеводство) – это не только символы этого города, но и уникальные памятники. Ведь их проектировщики были одними из первых, кто использовал новаторские по тем временам стальные конструкции.

Необычные места в Польше
Мосты в городе Тчев (Поморское воеводство)

Царская Восточная железная дорога связала в середине 19 века Царство Польское с Берлином. Главной целью при его возведении было создание переезда над широкой долиной Вислы – задача, до сих пор представляющая собой вызов для инженеров.

Сегодня в Тчеве есть две переправы: железнодорожная и автомобильная. Самым интересным является именно автомобильный мост, бывший в прошлом мостом железнодорожным. Его автором был один из самых талантливых инженеров своей эпохи – немец Карл Лентце. Ранее он ездил на обучение в Великобританию, где в числе прочего познакомился с процессом строительства знаменитого моста Британия через пролив Менай.

Работы по возведению моста через Вислу начались в 1845 году. В них было задействовано 7,7 тысяч человек, также специально для строительства этого моста были открыты предприятия по производству кирпича и цемента. Закончились работы спустя 12 лет – 12 октября 1857 года. Такой долгий срок связан прежде всего с необходимостью проведения сложнейших гидротехнических работ, которые были даже более масштабными и затратными, чем создание самих конструкций.

Первый мост в Тчеве, носивший поначалу название «лисевский» - по наименованию кашубского герба – выглядел в те годы совершенно иначе, чем сейчас. Он был короче – 837 м, но даже при такой длине на момент открытия он был самым длинным в Европе. Он состоял из 6 пролётов, каждый из которых имел длину 130,9 м. Изначально он был предназначен и для железнодорожных, и для всех других перевозок. При этом когда проходил поезд, остальное движение перекрывалось. Существующие и по сей день столбы были выполнены в стиле английской готики. А въездные ворота были украшены рельефными надписями: «Открытие моста Фредериком Вильгельмом V» (со стороны Тчева) и «Крестоносцы, завоёвывающие Литву» (со стороны Мальборка). Сняты эти надписи были сняты в 1920 году, когда Тчев отошёл к Польше.

Новый мост играл в момент своего открытия ключевую роль в транспортной системе Пруссии. Однако с развитием железнодорожных перевозок выяснилось, что он не справляется с полным объёмом транспортного потока. А потому решено было построить второй мост – более широкий и предназначенный исключительно для поездов. Он был возведён в 1888-1891 гг. всего в 40 метрах от первого моста. В 1910-1912 гг. оба моста были частично перестроены. Связано это было с изменением русла Вислы , при котором валы, защищавшие город от наводнения, были передвинуты на 200 м.

С 1920 года переправа оказалась внутри польских границ. Движение в направлении Берлина продолжало существовать, но уже носило транзитный характер. Летом 1939 года, в преддверии войны, сапёры заложили на мосту взрывные устройства. Они сработали 1 сентября 1939 года. В 1940 году мосты были временно восстановлены. При этом «старший» из них был превращён в пеший мост. Как оказалось в 1945 году, это и спасло его от уничтожения – переправу при закладке взрывчатки отступающие немцы обошли как не имеющую важного значения. А вот железнодорожный мост почти полностью был разрушен в результате взрыва.

После войны мосты были восстановлены. И по сей день оба они стоят всего в нескольких десятках метров друг от друга. Железнодорожный мост, который на первый взгляд является сейчас более важным, в послевоенные годы был восстановлен из имевшихся на тот момент материалов и конструкций и таким образом утратил свою историческую ценность. А вот более старый мост, бывший некогда железнодорожным, а теперь являющийся автомобильным, представляет собой уникальный памятник и привлекает и туристов, и историков.

Фото: Albin Marciniak

Виктория Терина

Темы

Фотоматериалы

Необычные места в Польше
Достопримечательности в Гданьске
Достопримечательности в Поморском воеводстве
Мосты в городе Тчев (Поморское воеводство)
Тчев Польша