Конкурс Краковских рождественских яслей

'12 сентября 2014'

Рождество в Польше - это всегда интересно. Краков – один из городов, в котором стоит оказаться в канун этого светлого праздника. Здесь будет что посмотреть. Причем с начала декабря по начало февраля. Речь идет о ежегодном конкурсе Краковских рождественских яслей.

Видеорепортаж

Краковские Рождественские ясли
Новый год в Польше
Краковские Рождественские ясли

Ежегодно в первый четверг декабря вокруг памятника Адаму Мицкевичу в Кракове собираются мастера-«ясельщики». Каждый из мастеров представляет свою уникальную работу на Конкурс краковских яслей (Konkurs szopek krakowskich). Этот год не станет исключением.
Ясельщикам составят компанию толпы туристов и телевизионщиков. Заявки на конкурс принимает Исторический Музей города Кракова (Muzeum Historyczne Miasta Krakowa). Каждый участник получает уникальный номер. В течение многих лет традиционно на конкурс принимается от 120 до 160 работ. В большинстве своем это работы молодежи и детей.
Вместе со звуками Хейнала, разносящимися в полдень с башни Мариацкого костёла, ясельщики цветным хороводом переносят свои работы к Музею - ко дворцу Кшиштофоры (им. Св. Христофора), где их ожидает жюри конкурса. Возглавляет жюри директор музея, а в состав его входят этнографы, историки искусств, скульпторы, работники исторического и этнографического музеев.
Конкурс Рождественских яслей является открытым, участие в нем может принять любой желающий независимо от возраста и места жительства. Участник может представить на суд жюри максимум три работы. Перед тем как члены жюри приступают к оценке работ, они проверяет, соответствует ли работа принятым критериям. Если нет – то на награду рассчитывать не приходится.

Феномен Краковских рождественских яслей

Как следует из названия, краковские ясли были придуманы в Кракове – городе, богатом историческими традициями и памятниками культуры.
Форма этих яслей окончательно сложилась в XIX столетии благодаря каменщикам и другим других строителям, ищущим возможность для заработка в осенне-зимний период, когда заказов на их повседневную работу уже не было. Постройка переносного кукольного театрика в форме башенок с характерными для Кракова элементами архитектуры и со Святым Семейством в центре композиции было популярным вплоть до Первой мировой войны. В период до 1937 года обычай подзабыли.
Изначально традиционные ясли были двух размеров. Маленькие, предназначавшиеся для продажи, и вышеупомянутые большие, представлявшие собой кукольные театрики для показа Рождественских представлений. Их с успехом использовали коллективы колядующих. Такой тип яслей был характерен исключительно для Кракова.
Считается, что самые «образцовые» ясли были созданы Михалом Эзенекером (Michał Ezenekier) – строителем и плиточником из деревни Кроводжи (Krowodrza - в наши дни район Кракова). Они до сих пор являются примером изготовления Краковских рождественских яслей. В собраниях Исторического музея Кракова хранятся ясли Эзенекера 80-х годов XIX века. Это произведение, почитаемое за «пример вкуса и функциональности», иногда называют «Матерь яслей» (Szopka matka). Михал Эзенекер со своим колядным коллективом, в состав которого входил и его сын Леон, специализировавшийся в вырезании фигурок, колядовал со своими яслями с 1864 года до начала Первой мировой войны. Война покончила с традицией рождественских яслей. Австрийские власти ввели запрет на колядование с яслями. Мастера этого дела постепенно умерли, кого-то разбросало по миру.
Чтобы избежать окончательного забвения традиции, по инициативе Ежи Добжицкого (Jerzy Dobrzycki), историка искусств, в 1937 году в Кракове был проведен конкурс Краковских рождественских яслей.

Появление яслей

Обычай театрализованных представлений, темой которых являлись библейские события, связанных с рождением Христа, выходит из культа вифлеемского вертепа и относится к периоду раннего средневековья. Распространение таких зрелищ по всей Европе произошло в XIII веке при участии святого Франциска. Именно он в 1223 году, использовав натуральные декорации и настоящих животных, представил в «живых образах» историю рождения Спасителя. Представление это, называемое в Польше ясельками (Jasełki), изображающее живой вертеп, проходило в костёлах и монастырях, в особенности Францисканских. На фоне декораций, являющих собой гроты и скалы, устанавливались вырезанные из дерева фигурки Младенца, Девы Марии, Иосифа, Волхвов и животных из вертепа. Отдельные монашеские ордены соревновались между собой, стараясь разнообразить образ вертепа, для чего применялись различные способы. Кто-то совершенствовал и украшал декорации, кто-то делал фигурки в вертепе подвижными. Также увеличивалось и количество действующих фигурок. Со временем в вертеп были введены и светские фигуры, не имеющие отношения к евангельской традиции. Создаётся целая галерея новых персонажей: мавры, арабы, персы, караваны верблюдов и т.д. В XVI-м столетии в Польше появилась бродячая форма ясельных представлений, кукольных или актерских. В XVII веке к универсальным чертам стали примешиваться типично польские, патриотического звучания. Появились фигуры национальных героев: Яна III Собеского, гетмана Чарнецкого и т.д., а текст начал изобиловать светскими интермедиями.
В 1736 году власти костёла в лице епископа Теодора Чарторыйского (Teodor Czartoryski) запретили ясельные представления в костёлах ввиду их чрезмерно развлекательного и светского характера. Это вызывало конфликты на религиозной почве, что не могло приветствоваться священнослужителями. Разрешено было однако выставлять сам вертеп с неподвижными фигурками. Запрещенные в костелах представления не только выжили в условиях улицы, но и смогли развиться в целое артистическое движение. На стыке XVIII и XIX веков в Польше распространяется переносная форма зрелища, разыгрываемого на сцене, представляющей из себя строение с выдвинутым к зрителю просцениумом. Само строение напоминало местные замки, дворцы или ратуши. Обычай хождения с такими домиками описывает польский историк Амброзий Грабовский.
Архитектура самих домиков, вероятно, из-за конкуренции коллективов, постепенно усложнялась и оттачивалась. Но, по свидетельствам историков, не только возрастающая архитектурная красота домов-вертепов привлекала публику. Важную роль начал играть и текст мистерии.
К середине XIXвека завершилось формирование образа самой известной версии Рождественских яслей - краковских.
Их архитектурные особенности отличают их ото всех других яслей. В этих яслях доминируют черты краковских древних зданий, главным образов костёлов. Стилистическое разнообразие архитектуры Кракова давало создателям вертепов-яслей обширное пространство для вдохновения.

Сохраняя традицию

Организаторы конкурса приглашают всех желающих принять участие в поддержании этой красивой краковской традиции.
Работы разделяются на 4 группы, в зависимости от размера:
1 - большие (более 120 см)
2 - средние (от 120 - 70 см)
3 - малые (от 70 - 15 см)
4 - миниатюрные (до 15 см)
Участники тоже разбиты на группы: до 14, до 18 и свыше восемнадцати лет.
Каждая работа, прошедшая отборочный тур, подвергается оценке жюри. Оценка происходит по 5-ти балльной шкале. Оцениваются: традиционность, архитектура, колористика, новаторство, движимые элементы, декоративность и общее эстетическое впечатление создаваемое работой.
Работы, не укладывающиеся в вышеприведенные критерии, также могут быть рассмотрены судьями конкурса, если, по их мнению, они отличаются высоким мастерством исполнения или каким-либо образом заслуживают отдельного внимания.
Традиционно победителям конкурса присуждается денежный приз. Кроме того музей традиционно выкупает несколько понравившихся ему экземпляров для своей коллекции краковских рождественских яслей. Итоги конкурса обычно подводятся в полдень воскресенья.
Сами же рождественские ясли можно посмотреть до начала февраля.

Илья Болгов

Темы

Фотоматериалы

Новый год в Польше
Рождество в Кракове
Рождество в Польше