Мужская мода Польши в Средние века. Средства гигиены в средневековой Польше

'17 сентября 2015'

Как выглядели жители средневековой Польши XII-XIII веков? Во что они были одеты, какие прически были в моде и какие средства личной гигиены они использовали?

одежда средневековых поляков
Одежда поляков в Средние века

Ещё сравнительно недавно достаточно широко было распространено мнение, что жители средневековой Европы были грязными и неухоженными. Мылись они редко, либо же не мылись вовсе, и дурно пахли. Но, как показывают исследования, всё было не совсем так, и Польша – не исключение.
Историки заключают, что в основу внешнего вида была заложена забота о гигиене и сохранении чистоты.

Гигиена в Польше в Средние века

Никому не хотелось иметь князя-неряху. И хоть простой люд не имел возможности ежедневно принимать ванну, как мы делаем это в наше время, то поляки с более высоким социальным статусом весьма ценили водные процедуры.
Предки современных поляков любили купания и делали это иногда даже слишком часто. Купальни находились во всех более или менее крупных поселениях, не говоря уже о крупных городах и, разумеется, при резиденциях правителей.
В Польше в одном только Кракове к XIV веку насчитывалось 12 общественных бань, в которых, по некоторым данным, бывал сам король.
Оказывается, что любовь к чистоте была общей для большинства славянских народов Европы. Схожие черты забота о чистоте тела принимала и у поляков, и у чехов, и у русских. С разницей разве что в способе мытья и приспособлениях, использовавшихся для очистки тела от грязи. Для русских свойственно было использовать в бане веник. При движении от Руси на Запад обнаруживается постепенное вытеснение веника стригилем – специальным скребком для тела, известным еще со времен Древнего Рима.

Славянские бани

Сам тип помещения для принятия водных процедур изначально был схож. Археологами открыты остатки построек, объединенных ими под названием «славянской бани» – в Чехии, на Руси и в Польше. Самые древние располагались в землянках. Печи в них устраивались из глины. В городе Гнезно ученым удалось обнаружить остатки бани времен Болеслава Храброго. Баня была схожа с современной так называемой русской баней: сложенная из бревен, с полом, выстеленным плоским камнем. В углу – место для разведения огня. В Гданьске были обнаружены пучки березовых веток, связанные в веник, служивший для хлестания им тела. Бань в Польше становилось всё больше и со временем их строили уже из камня.
Противоречие в использовании стригеля и веника, как и укоренившийся миф о том, что Европа не мылась вообще, может быть объяснено чисто практическим фактором. Во время эпидемии чумы, действительно, некоторые врачи предположили, что в открытые после бани поры может проникать зараза, вызывающая черную смерть. Естественно, это быстро связали и с общественными банями, что способствовало сокращению их числа или полному закрытию на период более 100 лет.
Потребность людей в мытье тела не отпала, как и не отпала нужда в стирке одежды. Просто процесс усложнился. Мыться нужно было дома, находя место для достаточно большой кадки, да еще куда-то нужно было деть воду после мытья. Это доставляло достаточно много хлопот. Веник вытеснился более удобным в домашних условиях скребком или приспособлениями вроде всем знакомой мочалки. Процесс мытья стал труднее, но не исчез вовсе.
Для мытья тела и головы использовали золу или глину с отварами трав. И хотя по современным меркам это были архаичные средства гигиены, справлялись с грязью они весьма неплохо.
как мылись в Польше раньше
Спустя какое-то время общественные бани начали восстанавливать и забота о гигиене вновь приобрела размах – параллельно происходило осознание взаимосвязи чистого тела и состояния здоровья человека.
Но всё это – эпидемия чумы, запреты общественных купален – будет только через полтора столетия, а пока что на дворе XII век и поляки с удовольствием идут мыться в баню.
В Гданьске, в археологическом музее, есть экспозиция, показывающая процесс парения в бане. Находится он на улице Chmielna 53. Место интересно еще и тем, что фигуры, включённые в экспозицию, восстановлены в результате многолетней работы по изучению скелетов именно XI-XII веков, найденных при раскопках в Гданьске. А потому есть шанс посмотреть, как выглядели жители этих мест того времени.

Мужские причёски в средневековой Польше

Немало внимания поляки уделяли прическам. Как заметил Станислав Тварковски в книге «Культура Польши средневековой XII-XIII века»: "Содержание волос в чистоте и их укладка были в раннепястовской эпохе делом насущным."
В XIII веке в Польше было в моде ношение очень коротких стрижек. На базе этого веяния даже родилась легенда, будто обычай такой был привит князем Казимиром I Восстановителем. Якобы в молодости он был монахом и в подражание ему брить голову «под ноль» сначала стали его сподвижники, а затем явление распространилось на все земли Польши. Но специалисты относятся к легенде скептически. Скорее всего, во времена, когда блох и вшей было значительно больше, чем возможностей помыться с шампунем, короткие волосы были попросту удобной, а главное – практичной прической.
То же касалось и бороды, которая в средние века постепенно выходила из моды по всей Европе. Польские мужчины тоже сбривали густые бороды, отдавая предпочтение короткой щетине или совсем гладким щекам. Рыцари, власть имущие и духовенство брили растительность на лице полностью. Исключением были бороды, носимые в качестве послушания. Но и тут не было вольностей. Борода в таком случае рекомендовалась «скромная по размерам и аккуратно уложенная умеренным стрижением волос».

Какую обувь носили поляки в Средние века

Большую роль во внешнем облике играла и обувь, в особенности сам факт обладания ею. Именно эта деталь одежды уже в Средние века отличала панов от деревенщины. Бывали случаи нападения на группы людей в красивой обуви по принципу, что её обладатели считались богатыми и злодеи рассчитывали на легкую наживу.

Что носили в Польше в Средние века

Кроме обуви на статус своего владельца красноречиво указывала кольчуга. Но этот вид доспехов был настолько дорог, что в XII-XIII веке в Польше являлся довольно большой редкостью. Ничего необычного в этом не было. Изготовление кольчуги было делом очень трудоемким, заключавшимся в соединении тысяч металлических колечек. Такая кропотливая работа стоила больших денег и позволить себе кольчугу могли лишь богатые и знатные. Остальным приходилось довольствоваться кожаными кафтанами, украшенными разнообразным рисунком.
В достаточно холодном по сравнению с другими европейскими странами польском климате зимой повсеместно носили меха. Само по себе облачение из меха не говорило ничего о статусе своего обладателя. Потому аристократы следили за тем, чтобы наряд был не только из лучшего меха, но и включал в себя отделку из шелка и бархата и золотые украшения. Именно такие детали отличали дворянскую шубу или иные меховые элементы костюма. Рыцари, даже те, что побогаче, шёлк и бархат позволить себе не могли, а потому довольствовались отделкой из хлопковой ткани. Кроме того уже тогда в богатых домах озаботились переделкой очага из состояния открытого в состояние, близкое по сути к камину. Это позволяло сохранить драгоценные меха от осаждения копоти, а также от запаха дыма и жареного мяса.
Для официальных мероприятий меха не считались подходящим нарядом. На Рождество, Пасху или для княжеских аудиенций нужно было выглядеть более торжественно. По таким случаям надевали – в соответствии с обычаем, проистекавшим еще из времен Древнего Рима, – длинные одежды, походящие на мужские платья. Назывались они по-польски – хустами, что, по-видимому, являлось неофициальным названием, но было распространено.
Особам духовным предписывалось платье длинное – до самых щиколоток. Представители правящих элит и богатые мещане имели платья покороче, но ненамного – до середины голени. Иногда они имели разрез до пояса, что упрощало езду верхом. Длинные полы одежды символизировали высокое положение, носить их могли только взрослые. Как объясняет в своем труде «Одежда и забота о теле» ( «Ubiór i pielęgnacja ciała» Państwowy instytut wydawniczy 1985) Станислав Травковски: "Молодежь из аристократического общества до достижения самостоятельности носила всегда одеяния короткие, как бы для проявления своего зависимого от родителей положения."
Кроме того одним из главных критериев была чистота одежды. Грязь на одежде считалась делом неприличным и всячески порицалась. Даже простой люд и крестьяне содержали свои повседневные одежды в чистоте, не говоря уже о выходном платье.

Даже сравнительно неглубокий анализ показывает: несмотря на то, что открытий на тему жизни и быта средневекового европейца в последнее время появилось довольно много, за средневековой Европой до сих пор закреплен образ немытой. Хотя, возможно, где-то в Европе и пренебрегали водными процедурами, в Польше же, если верить ученым, с чистотой и модой всегда было весьма недурно.
Что качается польского костюма, то ему, в отличие от банных процедур, повезло больше. Ян Матейко оставил после себя не только прекрасные картины из истории Польши, но и уникальный памятник истории польской моды. В 1860 году был опубликован написанный им альбом под названием «Одежды в Польше 1200-1795» (Ubiory w Polsce 1200-1795). Альбом содержит литографии с изображением одежд, характерных для всех слоев польского общества, и охватывает период без малого 600 лет. Во многом именно Яну Матейко должен быть благодарен любитель исторического кино о Польше, ведь к этому источнику обращались и будут обращаться многие художники по костюмам и режиссеры.

Илья Болгов

Темы

Фотоматериалы

одежда средневековых поляков
как мылись в Польше раньше
средневекове бани в Европе
средневекове бани в Европе
как мылись в Средние века
Одежда польских крестьян в Средние века
как одевались польские священники в Средние века
как одевались в Польше в Средние века
что носили в Польше в Средние века
Польская мода в Средние века