В последние годы все чаще можно услышать от священнослужителей, что прихожан стало меньше, а нравы их упали. По их словам, люди невнимательно слушают святого отца, отвлекаются на телефоны или разговоры. Так ли нова проблема разговоров в храме и «современного падения нравов» для Польши и Европы в целом?
Польша – это глубоко христианская страна. Это доказано столетиями истории христианской веры в Польше. Множество событий, праздников и традиций связано в сознании поляков с религией. И хотя официально Польша является страной со свободным вероисповеданием, 88.7% поляков причисляют себя к христианам той или иной конфессии, 10 процентов считают себя атеистами, а остальные граждане принадлежат к остальным конфессиям. Люди достаточно часто посещают костёл или церковь. Но в последние годы все чаще можно услышать от ксёндзов, что прихожан стало меньше, а нравы их упали. По их словам, люди утрачивают трепет духовный, невнимательно слушают святого отца, отвлекаются на телефоны или разговоры. Часто жалобы духовных лиц сопровождается эпитетом о том, что «раньше такого не было, а если и было, то серьезно каралось и пресекалось на корню». Так ли нова проблема разговоров в храме и «современного падения нравов» для Польши и Европы в целом?
«Пусть виновный будет связан в сенях костела в присутствии всех и наказан будет плетью и пострижением волос,» - так средневековое право справлялось с преступлениями против веры. И речь идет не о таких грехах как прелюбодеяние или блуд, и вообще ни к одному из смертных грехов. Розги и плети ждали... разговаривающего в костёле.
Источники не оставляют сомнений. Проблема разговоров в костёле во время проповеди или мессы такая же древняя, как и история самого христианства. Уже в IV веке, на несколько десятков лет позже признания новой религии в Римской Империи, Иоанн Златоуст сетовал на женщин, сплетничающих во время службы. С этой проблемой сталкивались даже монахи-пустынники. Иоанн из монастыря, расположенного в песках египетской пустыни, в своих наставлениях указывал на то, что «каждое слово, сказанное во время службы, заслуживает осуждения».
Ксёндзы предпринимали попытки бороться с болтунами на мессах, наставляя с амвона историями о самом дьяволе, который играл главную роль в подбивании прихожанина к праздным разговорам во время службы в храме. Объясняли, что сатана стоит за окнами костела и, соблазняя человека поговорить в то время, когда ксёндз произносит молитвы Богу, записывает его в свою книгу грешников, чтобы предъявить и этот грех на Страшном суде.
Результаты такой работы проявлялись в том, что некоторых верующих удавалось убедить словами пастора и болтать они в храме прекращали. Более того, немногие даже начали считать, что разговор во время службы – это прямая дорога в Ад.
Но этот метод воздействия применялся к менее образованным слоям общества. К знатному, менее простодушному и более образованному сословию, нужно был найти иной подход. Ведь светские дамы и мужья тоже были не прочь побеседовать о делах насущных в храме. Слова про бесов и сатану за окошком на них действовали гораздо меньше, но все же подход был найден. Помогло увлечение чтением. В художественную литературу постарались внести примеры приличия. Так повесть о Тристане и Изольде версии XII столетия несла в себе ноты осуждения однополых связей и... разговоров в храме во время литургии. Но и это не помогло искоренить проблему. Оставались любители праздных бесед в стенах костёла. Благодаря ним от слов убеждения перешли к наказаниям.
А точнее - на хлеб и на воду. На 10 суток. Такую епитимью стало популярно налагать еще в 1576 году на празднословящих во время богослужения. Но так как это не сильно останавливало болтунов, то вскоре к ним начали применять материальное взыскание и даже судить на костёльном суде, приравнивая тяжесть совершенного к прелюбодеянию или блуду. Сильнее всего доставалось молодежи. Так в XII веке в Париже ученикам не только строго запрещали разговаривать в на службе, но и требовали доносить на болтающих товарищей. Нарушение грозило розгами.
Но все это было ничем по сравнению с нововведениями в недавно охристианенных странах. Наставления Святого Стефана, изданные в Венгрии в XI веке, объясняли, как следует поступать с теми, «кто во время службы меж собою беседует и другим мешает, рассказывая непотребные истории, святых писаний не слушающих, которые для них суть пища духовная». Для всех таких верных были уготованы крепкие розги и бритье головы наголо. Только знатные и богатые могли рассчитывать на льготу. «Пусть будут пристыжены прилюдно и выгнаны из костёла,» - наставлял Святой Стефан.
С течением столетий санкции, особенно финансовые, равно как и другие наказания никуда не уходили и варьировались от штрафов, розог и публичного унижения до реального тюремного срока. Касалось это всей христианской Европы. В этом убедилась некая Маргарет Саймондз, в 1629 году осужденная на пребывание за решеткой за неосторожность засмеяться во время чтения Святого писания.
Не только Европа имела подобную практику. В России XVII века к возмутителям благоговейной тишины во время церковной службы также применяли наказания. Штраф размером в рубль, который отправлялся на строительство или реставрацию церквей, взимался с дерзнувшего поговорить о делах праздных в то время, как должно ему было мыслями быть горе ко Господу.
Наказания штрафом просуществовали до XX века. Так, французские миссионеры на острове Увеа в Тихом океане накладывали на туземцев штраф в размере шиллинга за макияж в церкви и двух шиллингов – за беспричинные разговоры во время службы в храме. Ссылки на финансовую несостоятельность не котировались, это попросту запрещалось.
Резюмируя информацию, которую до нас доносят средневековые источники, можно сделать вывод, что тема отвлечения и празднословия во время церковных служб не нова. И с появлением современных гаджетов и ускорившегося ритма жизни она попросту актуализировалась.
Вряд ли сейчас можно, вот так запросто, взять с человека штраф за разговор в храме. Сомнительно, что его можно остричь и тем более - наказать розгами. Но святые отцы призывают нас к осуществлению самой важной работы для человека - работы совести, работы любви к ближнему. И дают нам в этом свободу, не принуждая, а взывая к нашей сознательности и нашему разуму.
Польша не одна переживает кажущийся волной цунами спад нравственного и духовного самоощущения человека, так происходит почти повсеместно. Но наметилась тенденция к возрождению морали. И большую роль в этом играют, как это ни странно, интернет, телевидение и радио. Христианская церковь ведет бой с силами тьмы за душу своей паствы при помощи современных технологий. Появляются интересные программы, кружки, интернет-сайты. В Польше тематические ресурсы о вере. Телеканал Trwam, Radio Maryja и другие ресурсы, привлекающие свою аудиторию домашней теплотой подачи материала. Более того, в прямом радиоэфире можно стать соучастником паломничеств, например в Ченстохову. Корреспонденты ведут и он-лайн трансляции.
Если бы в средние века имели такой арсенал средств, то розги лежали бы без дела. Ведь идея доносить мысль о грехе празднословия и других отступлений от нравственности взята нашими современниками из опыта предков, которые вплетали наставления в современные себе СМИ - художественную литературу.