Польский народный танец

'22 августа 2014'

Краковяк - это первое, что приходит нам на ум, когда мы слышим о народном польском танце. И это неслучайно, ведь краковяк по популярности за пределами Польши превосходит все остальные, он - своего рода визитная карточка в мире традиционного польского танца.

Видеорепортаж

Краковяк
Куявяк с обереком
Мазур
Гуральски збуйницки
Виват великопольски
Повольняк
Полонез
Трояк шлёнский
Корнели Шлегель. "Полонез под открытым небом"
Корнели Шлегель. "Полонез под открытым небом"

Конечно, краковяком все не ограничивается, ведь культура танца - одна из древнейших и сопутствует человеку с незапамятных времен. Ещё в старину танец являлся важным элементом многих ритуалов или обрядов, а также выполнял социальную роль - усиливал чувство принадлежности к той или иной группе людей. Танец имел также и сакральное значение. Он был призван привлекать удачу и отгонять злых духов.
Польские народные танцы отличает огромное разнообразие с точки зрения музыки и движений. Кроме хорошо известных в Польше танцев – таких как оберек, краковяк или куявяк - каждый регион имел свои местные особенности и ответвления в народном танце. А также свои собственные танцы. К наиболее известным региональным танцам причисляются: трояк шлёнски (trojak śląski), гуральски збуйницки (góralski zbójnicki), виват великопольски (wiwat wielkopolski), яцек (jacek) в Подкарпатском воеводстве и повольняк (powolniak) в Кельце.
С классификацией польского танца у исследователей иногда возникают трудности. Бывает так, что к одному и тому же танцу применялись разные названия, и мелодию в одной деревне называли куявяком, а в другой – обереком. Многие танцы приобретали название в зависимости от мест и даже обстоятельств, в которых их танцевали. Сейчас принято считать, что в южной части Польши доминировали танцы парные, в северной, напротив, - непарные. В народном польском танце можно заметить отличительный факт «своевольной расстановки ритмических акцентов». В большинстве танцев женский шаг был скользящим, без подпрыгиваний, мужчины же исполняли голубец с притопом, присяды и высокие подскоки.
К старым традиционным польским танцам следует отнести краковяк. Отличительной чертой его является особый тройной притоп одинаковой силы, завершающий обычно какую-либо музыкальную фразу.
Мазур танцевали в парах. Танец появился под влиянием обертаса (оберек), краковяка и танца под названием ходзоны (chodzony - хоженый). На Мазовии его называли вырвасом, шумным, гневасом или гонёным. Все эти названия отражают ритмический рисунок танца с частыми резкими акцентами.
Оберек - также танец, популярный в Мазовии. Его называли обертасом (от оборотов), то есть коллективный оборотный танец. Танцуется он непринужденно, необычайно живо с прикрикиванием и припевами. Темп танца быстрый. Примеры можно встретить даже у Шопена в четвертой мазурке для фортепьяно.
Куявяк был своего рода антагонистом оберека, так как танцевался в медленном темпе в парах. Романтический, размеренный характер танца привил ему и первое его название - спящий (śpiący). Куявяком он стал позже. Достоверно известно, что не ранее 1827 года – именно к этой дате восходит первое письменное упоминание этого размеренного танца. Куявяк похож на Мазурку, но отличает его строгое следование симметрии акцентов. Движения основаны на плавном шаге и оборотах, однако музыкальные акценты на конце фразы подчеркиваются чуть более мощным притопом. Некоторые утверждают, что куявяк отражает собой куявский пейзаж - широкий и спокойный.
Ходзоный (Chodzony) - прародитель Полонеза. Он же пеший, повольный, старосветский и попросту - танец польский. Специалисты склоняются к версии, что название Полонез - это французское слово «Польский» - polonaise. Танец уходит корнями в XVI век. Коридор, поперечина, променад, колонна - это лишь малая часть фигур, присущих полонезу. Танец был настолько популярен в Польше и за её пределами, что за историю его существования он оброс массой особенностей, в том числе региональных: краковский, куявский, шлёнский, были французский и даже русский варианты – все они отличались особой манерой. Но одно оставалось неизменным – величественность и степенность движений. Возможно, именно из-за своей возвышенной степенности, ходзоный стал популярен на Руси ещё до Петра I. За 30 лет до рождения первого Императора России Я. Штелин писал в своей работе о «степенных польских танцах» при дворе Алексея Михайловича. И это был первый танец, выученный Петром I. В целом это был первый европейский танец, пришедший на Русь. В Польше изначально польский танец исполнялся на свадьбах, в дальнейшем традиция перетекла и в Россию. М.Огинский, Ф.Шопен, О.Козловский, К. Курпинский, Г. Венявский - это далеко не полный список великих композиторов, в чьих произведениях мы можем услышать полонез, а значит польский или - ходзоный.

Полька была, пожалуй, самым универсальным танцем. Это живой и ритмичный танец. Его знали и танцевали во всех регионах Польши, хотя споры о происхождении и распространении этого танца идут до сих пор.
Отдельную группу народных танцев составляют танцы-забавы или танцы-игры. Часто танцы обращаются к какой-либо профессии, отсюда происходили и их названия, например: коваль (kowal - кузнец) или флисак (flisak - плотогон). Бывало также, что их названия происходили от характерных элементов самого танца: поклоны, хлопки или поцелуи. Подобные танцы состояли из 2-х частей: движений, напоминающих характерные черты какой-либо работы и танца в паре в ритме польки или оберека.
Также танцы имели и обрядовую функцию и были связаны, например, с урожаем. Женщины исполняли танцы «на лён» и «на коноплю». Считалось, что чем выше танцовщица подпрыгнет, тем выше будет урожай. Во многих частях Польши также при уборке урожая танцевали обрядный танец: девушка танцевала с последним пожатым стожком. Существовали и особенные танцы, сопутствующие свадьбе, причем танцевали их не только молодожены. В Подляшье первый танец на свадьбе танцевали по обычаю родители невесты, держа между собой каравай хлеба, завернутый в ткань.
Польский народный танец - это уникальное явление. Зарождаясь, как правило, в простых крестьянских общинах, танец просачивался все выше и выше, становясь признанным в высшем свете польской знати, а затем и высшего общества за границами Польши. Народный польский танец претерпел минимальные изменения, а потому, прикоснувшись к нему, мы прикасаемся к живой истории.

Илья Болгов

Темы

Фотоматериалы

Корнели Шлегель. "Полонез под открытым небом"