1 января – не только Новый год

'31 декабря 2021'

Торжество Пресвятой Богородицы отмечается в Польше в первый день календарного нового года, сразу за Днём Святого Сильвестра – 1 января. Католическая церковь вспоминает Богоматерь как воплотившееся исполнение божественных обещаний, данных человечеству, связанных с тайной искупления.

Торжество Пресвятой Богородицы, так чтимой в Польше, относится к разряду так называемых Марийных праздников (Święta Maryjne). Польша как страна с сильными традициями веры и духовности придаёт этим праздникам особое значение. В этот день, первого января, посещение мши (msza święta – месса) является обязательным. Этот день имеет высшую степень значимости в иерархии католических праздников – торжество. День этот стоит восьмым после Рождества, что тоже имеет важное значение. Дело в том, что, по древней традиции, по закону иудеев, каждый мальчик на восьмой день жизни должен быть обрезан. Поэтому в этот день католический обряд вспоминает также и Обрезание Господне. Особое внимание в этот день обращено именно на материнство Марии, ведь она родила Спасителя и тем самым сопричастна спасению человечества от греха.
Посвящение Марии первого дня года имеет ещё одно значение. Мать Иисуса была явлена людям как идеальное творение, а вместе с тем – как первая, кто получил награду от Христа. Желание особенного воспоминания Богородицы появилось уже в христианской древности. Уже тогда, в VI или VII веке, для этого выделили 1 января.
Торжество Пресвятой Богородицы – самый старый Марийный праздник. За многолетнюю историю существования его переносили по времени. Хотя, скорее, заменяли другим и дата его смещалась. В XIII веке на его место пришёл праздник Обрезания Господня. В 1570 году при активном участии Пия V праздник Обрезания Господня в обязательном порядке распространяется на всю Католическую церковь. Затем, уже в XX веке, в Португалии в 1914 появляется праздник Материнства Пресвятой Богородицы, отмечаемый 11 октября. В литургию костёла праздник попал достаточно поздно. Его внёс папа Пий XI в 1931 году в честь памяти собора в Эфесе (431 год). Пий XI предназначил на это день 11 октября. В свою очередь, литургическая реформа Папы Павла VI в 1969 году подняла праздник до степени торжества и перенесла его на 1 января. Обрезание Господне также вспоминается в католичестве первого января.
Мария как произведение Бога в высшем своём проявлении абсолютной чистоты была и остаётся объектом любви всего христианского мира. О всеобщем культе Богородицы можно говорить начиная с IV столетия. Считается, что окончательно он установился после Эфесского собора в 431-м году. Тогда берёт своё начало и повсеместное строительство храмов во имя Богородицы, слагание молитв и празднование дней в её честь.
В Польше в литургическом году существует 49 Марийных праздников разного ранга, что является особой ситуацией. Никто другой так часто больше в литургии не вспоминается. Некоторым дням костёл присвоил высшие степени значимости – торжества. Кроме рассматриваемого нами Торжества Пресвятой Богородицы, где почитается особо её роль как родительницы, к крупным торжествам также относятся: 3 мая – Торжество Девы Марии Королевы Польши, 15 августа – Вознесение Девы Марии, 28 августа – Торжество Девы Марии Ченстоховской, 8 сентября – Торжество и праздник Рождества Пресвятой Богородицы, 8 декабря – Непорочное Зачатие. Существуют и другие торжества в честь Девы Марии, но 3 мая и 28 августа относятся к локальным, то есть чисто польским торжествам. Это, в свою очередь, показывает, насколько именно для Польши важна фигура Девы Марии, какое значение придаётся её образу. Два месяца – май и октябрь – являются месяцами, полностью посвящёнными Марии, в которые она принимает особенное почитание у верных в Польше. А каждая суббота недели уже со времён раннего средневековья почиталась днём Марии.
Отношение же поляков к Деве Марии недвусмысленно выражено в том, что она именуется Королевой Польши и всех поляков. Этот титул Божьей Матери уходит корнями в XVI век. Поэт Ренессанса Гжегож из Самбора первым называет Богородицу Королевой Польши и поляков, а уже теологическое обоснование титулу появляется в XVII веке после победы над Шведами. Чудеса, творимые на Ясной Горе (Jasna Góra) образом Ченстоховской иконы Божьей Матери, в сознании поляков навсегда вошли в неразрывную связь образа Девы Марии и её заступничества за польскую землю.

Илья Болгов

Темы

Фотоматериалы