Ремонт замка Мариенбург (он же Мальборк) до сих пор не был доведен до конца. Не хватало последней, но очень важной его детали – статуи Девы Марии. Без неё не было бы и названия замка и города, ведь Мариенбург - это не что иное, как Город Марии.
Теперь появилась возможность приблизиться к финалу работ, начатых после Второй мировой войны. Фонд «Mater Dei» подвел итог сбора средств, продолжавшегося семь лет. Усилиями фонда удалось собрать более трёхсот тысяч злотых. Деньги предназначаются для восстановления исторической 8,5 метровой фигуры Богоматери с Младенцем, которая со Средневековья, вплоть до 1945 года стояла в наружной нише замкового костёла. В рамках проекта планируется обновить весь «Замек Высоки».
Последний штрих, которого так долго ждали, – возвращение Богоматери – состоится уже в ближайшем будущем и станет знаковым событием, ведь тогда замок Мариенбург предстанет перед посетителями в своём самом близком к первозданному виде.
Работа, длившаяся почти 70 лет, вернула замку не только стены, но и неповторимую атмосферу. Созданию последней помогают участники исторических реконструкций. Несколько раз в день под стенами замка разворачивается настоящая битва с доспехами, мечами, лошадьми, лучниками и даже настоящими пищалями и пушками. Гуляющих гостей Мальборка во времени переносит глашатай. Он рассказывает о ключевых моментах в жизни замка, а его рассказ оживает персонажами событий. История предстает перед зрителями на расстоянии вытянутой руки. Театрализованное действо дает возможность передохнуть людям, приехавшим погулять по Мариенбургу. И этот отдых лишним не покажется точно. Ведь ходить тут придётся много. Территория резиденции Великого магистра Тевтонского ордена очень обширна.
Точнее – около 5 000 000 – к этой цифре приближается число кирпичей использованных для постройки всего комплекса. По оценкам специалистов, участвовавших в восстановлении замка, на его строительство ушло более 3 миллионов двухсот тысяч кирпичей, а на стены и башни около миллиона трёхсот тысяч.
В мире нет кирпичного готического замка крупнее, чем замок Мариенбург. Стоит ли говорить, что это чудо средневековой архитектуры состоит в «золотом фонде» Всемирного наследия человечества. Всё мероприятие по строительству было разделено на несколько этапов. Первый из них начался в 1278 году. Впоследствии Замок постоянно укреплялся и расширялся. За всю историю его ни разу не удалось взять приступом. В 1410 году трехмесячная осада Мальборка войсками Владиславом II Ягайло закончилась полнейшим фиаско. Во время Тринадцатилетней войны также не удалось сломить оборону Крестоносцев. Решающим оказался аргумент, перед которым устоит мало какая армия, – деньги. Именно они решили вопрос о попытках взять Мальборк. После битвы под Грюнвальдом, проигранной рыцарями Ордена, магистр отдал замок в качестве платы наёмникам из Богемии. У них, в свою очередь, замок выкупил Казимир IV и строение отошло Польше.
Представить себя в центре событий рыцарского романа посетителю Мариенбурга помогут не только костюмированные реконструкции, но в большей степени собственное воображение. Ведь здесь достаточно просто представить себя на месте кого-то из королевских особ или вельмож или рыцарей, обитавших в замке столетия назад. Даже если вы будете вести себя соответственно выбранному вами образу, вряд ли кто-то сочтет это странным. Сама обстановка предполагает перенос во времени и пространстве. Тут можно пройти по настоящему разводному мосту, который мы привыкли видеть в кинокартинах о подвигах средневековых героев в доспехах, войти за железную клеть и оказаться на мощеном внутреннем дворе. Войдя сюда, может создаться впечатление, что находишься в монастырском парке, окруженном клуатром. Впечатление не обманчиво, ведь мы и находимся в замке-монастыре, в древней обители бородатых монахов-рыцарей, которые всего за полвека отвоевали территории у прусов и наладили исправно управляемое государство-орден с разветвлённой сетью фортификаций.
Часть комплекса, называемая Высоким замком (Zamek Wysoki, Замек Высоки), в конце XVIII века была перестроена под войсковой овин. Потому то, что мы видим сейчас, в большей степени – реконструкция. Но стоит признать, что работы по восстановлению изначального вида строения, проведенные польскими и немецкими специалистами-реставраторами, заслуживают высочайшей оценки. Ощущение, что всё здесь стояло нетронутым с момента постройки. Двор будто еще час назад был заполнен рыцарями, а опустел лишь на время. Возможно, на время обеда. Со двора мы попадаем в монастырскую кухню. В ней сложен огромный очаг. Столы сервированы. На них расставлена кухонная утварь, на тарелках лежит еда, в жбанах стоит пиво из монастырской пивоварни. Вот-вот монахи-рыцари войдут и начнут свою трапезу... Но никто не идет. И мы, оставляя тишине кухни её бутафорские дары, идем дальше и попадаем в комнаты над ней. Здесь жили самые достойные братья ордена. Здесь стоят шкафы с одеждой, кровати застелены, везде стоят предметы каждодневного пользования. Тут мы увидим и тайник, точнее даже не тайник, а казну. Комната со стенами, выложенными железными листами, открывалась только трем людям: Великому магистру, Великому комтуру и Великому казначею. У каждого из них был свой уникальный ключ от двери. Причем открыть замок казны можно было, только одновременно повернув в нем эти три ключа. Так что деньги ордена были надёжно защищены. Хотя по этому поводу сохранилась одна легенда:
«Несмотря на то, что благосостояние казны держалось в тайне, ходили слухи, что заветная комната заполнена золотом доверху. Однажды повара, работавшие в кухне, решили во что бы то ни стало поживиться богатствами. Но так как для открытия комнаты нужны были три ключа, они придумали другой способ проникнуть в хранилище. Пользуясь тем, что находилась казна над помещениями кухни, они сделали подкоп под комнату. Только они проделали дыру в потолке, на них рекой хлынули золотые монеты. Слухи оправдались. Подельники собрали добра столько, сколько могли увезти, и, погрузив его на лошадей, тотчас же пустились в бега. Пропажу обнаружили утром. Благодаря тому, что замки Крестоносцев располагались через каждые 15 км, нарушителей золотого запаса достаточно быстро поймали. Наказанием за такое преступление могла стать только смерть. Незадачливых воров с помпой и примерно повесили, а золото вернули на место.» Показательная казнь пошла на руку – никто на деньги ордена более никто не покушался. Несмотря на это комната опустела со временем сама. Война с поляками измотала Крестоносцев, в том числе и финансово. Последний магистр ордена покинул Мальборк в 1457 году. К тому моменту казна уже совершенно опустела. Следующие три столетия Мариенбург служил резиденцией польских королей. Сегодня в когда-то потайной комнате мы можем увидеть сундуки, в которых хранились богатства.
Рядом находится зал, в котором принимались важнейшие для ордена решения, а за ним – замковый костёл, который находится в разрушенном виде со времен последней войны. В него ведут так называемые «Золотые ворота». Под порталом находится каплица Святой Анны. В ней можно увидеть три сохранившиеся надгробные плиты Великих магистров. Здесь всё будто пронизано нитями истории. Впечатление присутствия в романе о рыцарях не покидает посетителя ни на минуту...
Конечно, описать десятки залов и комнат с тысячами интереснейших экспонатов не представляется возможным. Да и нет в этом особой нужды. Точно нужно только одно – посетить замок Мальборк. Самому увидеть всё разнообразие средневековой жизни города-крепости, поучаствовать в мастер-классах по гончарному делу, пострелять из лука, выковать своими руками нож, полакомиться куском традиционного средневекового хлеба со смальцем и шкварками...
Титанический труд реставрации, длившийся 70 лет, подходит к концу. И можно с уверенностью сказать, что работа проделана не зря.
Фотогалерею средневековой битвы смотрите ЗДЕСЬ