Влодзимеж Пухальский: придумавший фотоохоту

'2 марта 2017'

Влодзимеж Пухальский – один из известнейших польских естествоиспытателей и фотографов природы. Именно он придумал фотоохоту. Он очень любил родную природу, но очаровывали его также суровые полярные пейзажи, лишённые ярких красок. Быть может, оттого, что был… дальтоником.

Видеорепортаж

Природа антарктического острова
Довоенные съёмки Влодзимежа Пухальского

Всю жизнь он вёл коротенькие записи о том, что происходило с ним и вокруг:

21 марта 1937 г. Слёг с гриппом.
23 января 1938 года. Вернулись морозы до -30.
24 января 1941 года. Первые жаворонки. Мороз без снега (-4 градуса).

Это был не просто дневник. Когда Влодзимеж Пухальский собирался в поездку на природу, он заглядывал в свой календарик и смотрел, что происходило в этот день в прошлые годы. Благодаря этому он мог хорошо подготовиться к путешествию.
На время войны настроение записей изменилось. «Птицы разделяют грусть мира, их щебет не такой выразительный,» - писал он.

1 сентября 1939 года в свой дневник он записал лишь одно слово: «Война». И поклялся себе, что до её конца не возьмёт в руки фотоаппарат.

Всё своё оборудование для съёмки закопал в Сандомежской пуще. Вернулся за ним лишь в 1945 году. Хотя аппарат и был затронут коррозией, он был в рабочем состоянии…
За свою жизнь Влодзимеж Пухальский успел сделать столько, сколько редко удаётся одному человеку. В 1946 году он создал Краковский институт кино. В Лодзи работал как оператор и режиссёр. В Ягеллонском университете открыл отделение документальной съёмки животных. Стал авторов почти 60 фильмов о природе. И оставил после себя несколько тысяч уникальных фотограмм и более 100 тысяч негативов. На его снимков выросло не одно поколение фотографов дикой природы.
Влодзимеж Пухальский родился 6 марта 1909 подо Львовом. «Одно из моих первых воспоминаний с тех времён, когда я ещё не очень-то уверенно держался на ногах, - это сцены из жизни голубей и воробьёв, которые поразили меня своими подвижностью и изяществом, особенно на фоне того, что я ходить ещё не очень умел» - вспоминал он.

На свою первую в жизни охоту он выбрался в 13 лет. А когда ему было 14, он получил в подарок от дедушки складную фотокамеру. Отныне охота и фотографирование стали его постоянными занятиями. А в 1927 году во Львове прошла его первая фотовыставка, носившая название «Лягушка».

«Отец охотился до конца жизни. Очень любил это дело, воспринимал это как движение и общение с природой. Никогда в жизни я не ела более вкусной колбасы из кабана, фазанов или зайчатины. Еще до войны, в 1936 году, отец устроил первую в Польше выставку на тему природы и охоты. Годом позднее на Большой олимпиаде охоты в Берлине он получил золотую медаль за зимние снимки кабана. Два раза ездил на самую большую орнитологическую станцию в России. Он приобретал известность и в конце концов президент Игнацы Мосцицкий пригласил его, чтобы запечатлеть его охоту,» - рассказывала дочь Влодзимежа Пухальского Анна.

«Я считаю охотников союзниками в деле сохранения природы. Благодаря их отличным знаниям в природе сохраняются многие виды животных. Пока на свете есть знающие и добросовестные охотники, ни один вид не исчезнет,» - говорил сам Пухальский, запомнившийся последующим поколениям тем, что назвал фотографирование «бескровной охотой».

«Бескровная охота» - именно так назывался первый фильм о природе Влодзимежа Пухальского, ставший первой съёмкой такого рода в Польше. Название это впоследствии было связано с деятельностью фотографа по популяризации знаний об окружающем мире, а с годами стало термином, обозначающим фотографирование природы.

Влодзимеж Пухальский просыпался в пять часов утра и выходил на охоту. С собой он брал термос, варёные яйца и шницели. Однако когда нужно было, мог несколько дней практически без еды сидеть в засаде, поджидая небольшого ремиза. Или совершенно без движения часами наблюдать за тем, как вылупляются птенцы. Он вёл себя с неподдельным упорством и терпением. Просто не хотел испугать пернатых в столь ответственный момент.

«Он редко появлялся дома. Мы вместе проводили каникулы, кроме того, приезжал на праздники. Из Неполомицкой Пущи привозил рождественскую ель. Благодаря нему я долго верила в ангела. За три дня до Рождества одна комната закрывалась, папа делал специальную конструкцию из шнурков и дёргал её, когда мы сидели за столом. Тогда в закрытой комнате «звонил» ангелок. В этот момент помощник отца высыпал мешок перьев – куриных или гусиных – и когда я входила в ту таинственную комнату за подарками, горели свечи, окно было открыто и летали перья. Для меня становилось очевидным, что только что оттуда вылетел Ангел. Отец был самым прекрасным мужчиной, которого мне довелось встретить,» - вспоминает Анна.

Там, где дикой природы не было, Пухальский старался её привнести.

Домой приносил множество животных. В разное время с его семьёй жили: козлик, кабан и даже брошенный матерью молодой лев, которого фотограф выторговал в зоопарке. Особенно запомнились домашним степные хорьки, принесённые с охоты на сусликов.

Брошенных матерью малышей он обнаружил в норе. И ему не оставалось ничего другого, кроме как забрать их к себе. Однако зверьки доставили немало проблем. И основная заключалась в том, что они отказывались от еды. Тогда фотограф входил в роль их матери: брал в зубы кусочки мыса и таким образом давал их малышам. Способ оказался действенным.

Когда «бескровный ловец» не был занят животными, он ухаживал за грядками. Выращивал цветы и овощи. Около домика в Подлесье к приезду жены и дочери всегда разбивал пёстрый садик. Дом этот он купил, когда строению было уже 200 лет, и по сути отстроил из руин.

Большую часть своей послевоенной жизни Влодзимеж Пухальский провёл в поездках. Больше всего он любил разливы Нарвы и Бебжа. Он говорил, что хотя видел в жизни много озёр и рек, но именно эти места производят на него самое незабываемое впечатление.

На съёмки Пухальский любил ездить на военном грузовике серого цвета с печью внутри. С ним ездили водитель и ассистенты. Те, кто был с ним в этих поездках, вспоминают, что помимо умения чувствовать лес он обладал бесценной способностью со всеми найти общий язык и со всеми договориться.

Хотя Влодзимеж Пухальский очень любил польские пейзажи, ему хотелось совершить и более масштабные путешествия. В 1957 и 1958 гг. он принял участие в двух поездках в Арктику.

«Думаю, что отца тянуло в этот холодный регион потому, что это был первозданный и суровый край, - вспоминает Анна Пухальская. С другой стороны, отец был дальтоником. Это могло быть одним из поводов, почему он хотел оказаться в чёрно-белом мире. Ведь он всю жизнь делал чёрно-белые снимки. Говорил, что только они передают красоту, которую он пробовал показать.»

Его мечтой всегда было побывать на Южном полюсе. И в возрасте 69 лет, присоединился к экспедиции Польской академии наук в Антарктиду. Из поездки он должен был привезти материал для документальных фильмов и для Польской кинохроники.

К тому моменту Влодзимеж Пухальский уже пережил два инфаркта и врачи не рекомендовали ему отправляться в это путешествие. Он даже вынужден был подписать специальную бумагу о том, что берёт на себя ответственность за возможные последствия.

Морские львы, моржи, тюлени… Чтобы запечатлеть их, он подползал к ним, так как знал: человек, стоящий на двух ногах, может означать для них угрозу. А особой его целью были как всегда птицы – их он в течение всей жизни любил фотографировать больше всего. Из путешествия привезут бесценные съёмки пингвинов и других полярных пернатых обитателей.

Во время экспедиции он вёл дневник и писал письма членам семьи и друзьям. Те, кто были адресатами, сравнивали эти записи с необыкновенными сказками…

На судне, в одном из ящиков с оборудованием, он нашёл сверчка. Он назвал его своим доверенным лицом и держал в банке. Рассказывал о нём дочери. А когда позвонил ей, чтобы поздравить с днём рождения, сверчок умер от холода.

А на следующий день умер и сам фотограф – от инфаркта. Это произошло 19 января 1979 года на острове Кинг-Джордж. Похоронен Влодзимеж Пухальский был на Польской антарктической станции, а его могила причислена к историческим объектам Антарктиды.

Фото со страницы «Włodzimierz Puchalski» в ФБ

Виктория Терина

Темы

Фотоматериалы