6 января – праздник Трёх королей

'4 января 2017'

В Польше 6 января отмечается праздник Трёх королей (Trzech Króli), или Богоявление. Традиция праздника переносит нас в библейские времена, когда на землю пришёл младенец Христос, а волхвы пришли к нему на поклон.

Джентиле да Фабриано «Поклонение волхвов»1423
Джентиле да Фабриано «Поклонение волхвов»1423

День Богоявления с 2011 года в Польше является государственным выходным. Пользуясь свободным днём, множество людей проводят его на богослужениях, а затем на улицах в карнавальных шествиях и представлениях. Сейчас по всей Польше полным ходом идёт подготовка к Шествию трёх королей. Яркий костюмированный карнавал с пением коленд, яслями, рождественскими звёздами, Иисусом, Марией, Иосифом, Ангелами и бесами, и конечно Тремя королями, пришедшими поклониться Христу, завершает рождественский цикл в Польше.

В Польше праздник Трёх королей имеет свои традиции, связанные с костёлом и верой. Есть и более современные начинания, но всё же традиционные устои сохраняются и даже крепнут.

Сам праздник имеет более долгую историю, чем празднование Рождества. История праздника уходит корнями в Евангелие, где описаны события принесения даров волхвами Младенцу Иисусу. Принесли они Ему смирну, ладан и золото. В ясли, где родился Спаситель, их привела Вифлеемская звезда.

Кто же эти трое, кто пришёл поклониться новорождённому Спасителю человечества? До сих пор нет точного ответа на этот, пожалуй, самый распространённый вопрос. Были ли они царями – тоже загадка. Волхвы всё же – не царские особы, а скорее маги или мудрецы. Но в польской традиции они известны как Три короля.

Те, кто читал Библию, а точнее Евангелие, знают, о каких событиях идёт речь. Но даже тот, кто священную для христиан книгу не открывал, тоже что-то слышали о трёх королях – или волхвах.

Упомянутые лишь однажды, в Евангелии от Матфея, волхвы с Востока приносят младенцу Христу дары. Но что они означают?

Этот момент в Евангелии указывает на особое значение, которое волхвы придавали младенцу. Здесь стоит присмотреться к описанию Евангелиста, ведь тут важны детали. Матфей указывает, откуда пришли волхвы: с Востока. А в восточной традиции приближаться к правителю без приношения было нельзя. То есть данный эпизод важен своей символикой: волхвы, а в католической традиции – Три короля – не иудеи, а жители других земель, принося подарок младенцу Иисусу, признают в Нём и своего правителя – Царя царей.

Их имена условны, но именно они укоренились в сознании христиан: Каспар, Мельхиор и Бальтазар. Совсем не условны подарки, принесённые Христу. Ведь важна их символика. Она вновь и вновь указывает на Христа как на Царя и Спасителя.

Ладан считался дорогим и ценным подарком. Особенно его ценность заключалась в духовном предназначении. При помощи ладана в храмах совершается каждение – символ жертвы Богу. Каждение совершает священник, а значит, волхвы, принося в подарок ладан, признавая Божественную сущность Иисуса, указывают читателям Евангелия на то, что Христос – Первосвященник и принесёт жертву Богу.

Золото испокон веков считалось божественным металлом. Им украшали и до сих пор украшают предметы, связанные с образом Бога, в чём бы образ Его ни выражался. На иконах, на символических предметах храмовой и литургической утвари – всюду мы встретим или золото или позолоту. Золото было признаком высокого положения. Цари носили головные уборы, сделанные с использованием этого металла, оно могло быть и знаком мудрости. Преподнесённое Царю царей золото было признанием его мудрости и власти над всеми без исключения народами.
Смирна – благовоние, использовавшееся в древности в ритуале погребения усопших. Она была преподнесена как символ жертвы самого Христа, которую Ему только предстоит принести во искупление грехов человечества. Его смерть станет дорогой к вечной жизни всех людей, это подчёркивает символизм подарков, принесённых волхвами Спасителю и в этом смысле перекликается с преподнесённым ладаном.

В память этого события в Польше в костёлах происходит освящение золота и ладана, который укоренился на стыке XV-XVI вв., а также мела и воды. Вода тут не случайна, ведь в древности в этот день все христиане праздновали Крещение Господне. Сейчас Крещение празднуется в другие дни.

Часто в Польше на дверях можно увидеть написанные мелом три буквы K+M+B. Что это за буквы? Так вот, в Польше они считаются инициалами Трёх королей. Освящённым в костёле мелом на дверь наносят их инициалы и текущий год. В оригинале это выглядело иначе – C+M+B. C латыни это можно расшифровать так: Christus Mansionem Benedicat – Христе Боже, благослави этот дом. Версию K+M+B можно назвать характерной для Польши, в остальных традиционно католических странах на двери будет именно C+M+B. Легенда о «Трёх королях» появилась в Польше в Средневековье, возможно, поэтому она глубоко укоренилась в сознании поляков, отчего до сих пор пишут K вместо C, объясняя это именно именами волхвов, а не аббревиатурой с латинского.

Освящённым ладаном кадили дома. Это должно было уберечь от болезней и сил зла. Освящённым золотом проводили по всей длине шеи, что также было направлено на защиту человека от недугов и злого глаза.

По традиции, на праздник Богоявления в Польше пекут миндальный сладкий пирог. В нем прятали один целый миндальный орех, и тот, кто его находил, объявлялся миндальным королём. Считалось, что найти в торте орех сулит удачу. Известна традиция, согласно которой дети ходили по домам, пели колядки на Трёх королей, за что получали «щедрики»(szczodrki) – вкусные рогалики, испечённые специально к празднику.

Многие из традиций сохранились до нашего времени. Значимость праздника подчёркивает и отношение к нему государства. 6 января в Польше является выходным. Сделано это для того, чтобы каждый имел возможность посетить храм и глубже задуматься над сутью праздника Богоявления.

Илья Болгов

Темы

Фотоматериалы

Джентиле да Фабриано «Поклонение волхвов»1423