Полонез - а не танец...

'5 октября 2016'

В течение многих лет «Полонез» был одним из самых известных и многочисленных представителей польской автомобильной промышленности. И хотя теперь многие отдали предпочтение иностранным маркам, о «Полонезе» у автолюбителей остались добрые воспоминания и ностальгия.

Видеорепортаж

Top Gear. Выпуск 1983 года
Polonez автомобиль
Сегодня на дорогах Польши можно встретить немало отлично сохранившихся Полонезов

Он не бил рекордов скорости, не был машиной Джеймса Бонда, но стал символом если не стиля, то уж точно - своей эпохи. Он стал частью истории Польши, героем её эпоса. Он снимался в кино как верный друг польской полиции, был он и поводом для шуток и анекдотов. В Польше трудно найти людей, равнодушных к нему, или тех, кто о нем не знает или не слышал. 3-го мая (по некоторым данным – 5 мая) 1978 сошел с конвейера первый «Полонез 1500» («FSO Polonez 1500»). На тот момент - гордость польской автоиндустрии. А ведь если присмотреться, повод для гордости был.
Автомобиль пришел на смену массовой модели седана Фиат 125, производившегося на том же предприятии – «Фабрика легковых автомобилей» (FSO - сокращение от Fabryka Samochodów Osobowych).

Как был задуман Polonez

Но хоть он и был призван сменить устаревающего предшественника и привнести в массы новые стандарты комфорта и удобства, ввиду ряда событий, в том числе разразившегося глобального экономического кризиса, ему так и не удалось до конца воплотить заложенную в него идею. Сначала в целях экономии было решено отказаться от производства новой серии собственных запчастей для Полонеза и максимально использовать имеющиеся наработки. В итоге новый, более вместительный и, как результат, более массивный кузов поместили на старую платформу Фиата 125. Потом было решено использовать и морально устаревшие силовые агрегаты предшественника. Полонез получился совсем не таким, каким его представляли широкой публике на выставке несколькими годами ранее, когда только решался вопрос о введении в продукцию нового автомобиля. На выставке была показана, как тогда казалось, машина будущего. Обтекаемые и одновременно резкие, четко выделяющиеся грани, стремительные линии, поднимающиеся фары - все это осталось в виде прототипа и воплотилось в жизнь лишь довольно низким коэффициентом лобового сопротивления - 0.4. Учитывая современный стандарт 0.3, результат Полонеза был весьма впечатляющим. Споры о том, кто же приложил руку к разработке того смелого по тем временам прототипа, не утихали до недавнего времени. Пальма первенства принадлежала итальянцам. Многим и в голову не приходила иная версия. Лишь недавно источники, заслуживающие доверия, подтвердили следующее: автором футуристической машины был штатный сотрудник отдела проектирования варшавского автозавода FSO - Збигнев Ватсон. Именно ему принадлежит по праву лавровый венок концепции Нового Польского, как называли прототип итальянцы.

Машина супер-милиционера

Итак, версия, сошедшая с конвейера, разительно отличалась от концепта. Но она, как и версии, последовавшие за ней, снискали сногсшибательную популярность у покупателя. Во-первых, благодаря тому, что автомобиль обладал просторным салоном и вместительным багажником, во-вторых, его цена отвечала возможностям покупателя. Добавим сюда общедоступность запчастей и сервиса, в отсутствии которых владелец мог сам решить половину проблем, возникавших с автомобилем. Ремонтодоступность узлов автомобиля была просто образцовой по сравнению с современными автомобилями, где замена лампочек порой требует съема бампера, подкрылка или применения специализированного дорогостоящего оборудования. А еще Полонез стал национальным героем. Как мы уже сказали в начале статьи, Полонез не был машиной Бонда – по понятным причинам. У Польши была своя «милиция и были герои не хуже агента Её Величества. У Польши был герой телесериала «Доложи, 07!» - Славомир Боревич, старший лейтенант милиции: обаятельный, остроумный, эрудированный и безжалостный к возмутителям спокойствия. Польша могла спать спокойно. Сериал шел на телеэкранах с 1976 по 1987 год. Автомобилем главного героя был Полонез. Это не могло не способствовать популярности последнего.

О недостатках. Маленьких и не очень

Впрочем, стоит отметить, что в правоохранительные органы, равно как и на другие виды госслужбы, Полонез попадал довольно сильно модифицированным. На спецзаводе в Лодзи реэкспортные модели получали более мощные двигатели, разгонявшие Полонез до 200 км/ч, тогда как гражданские экземпляры более 160 км/ч вытянуть были не в силах. Правда, тормоза у них оставались такими же, как у обычных серийных моделей. И остановить тяжелые милицейские Полонезы со скорости 200 км/ч были не в силах! И это было бы чистой шуткой, если бы не доля правды. Вплоть до 2000 года – а само производство Полонеза продолжалось до 2002 года – на автомобиле так и не удалось решить проблему слабых тормозов. Ручник тоже плохо держал тяжелый автомобиль, слабой была крестовина кардана, частые замыкания приводили в негодование водителей, недостаточной была устойчивость кузова к коррозии, масло текло из двигателя и коробки, (а если переставало, то это означало, что оно… кончилось), редуктор гудел и отличался короткой продолжительностью жизни, мотор тоже работал громко, нестабильно и поедал много бензина несмотря на свои малые объемы. Кроме этого движку необходима была частая регулировка клапанов. Проблему решили только в 1997 году, когда в ход пошли уже гидрокомпенсаторы клапана и необходимость регулировок отпала сама собой. Это лишь немногие из тех минусов, которые, по заверениям современных автожурналов и сайтов, преследовали владельцев Polonez FSO. И часть из них наверняка имела место, особенно в начале продукции Полонеза.

Ностальгия? Нет – признание!

Но стоит ли так легко принимать на веру этот наплыв негатива на автомобиль, производившийся более 20 лет? И если все было так плохо и машины, по словам остряков и многочисленных критиков, сгнивали по дороге из Закопане до Гданьска, то откуда на дорогах Польши такое количество прекрасно сохранившихся и спокойно себе работающих Полонезов? Причем тех, которые помнят еще первые серии сериала со своим участием. Если посмотреть на Полонез со стороны владельцев, а не просто офисных «экспертов» автопрома, часто ангажированных заинтересованными лицами, то становится очевидным, что со «всеобщей нелюбовью и насмешками» в адрес Полонеза согласны не все.
Люди тепло отзываются о машине, которая не раз выручала их в трудной ситуации, будь то переезд или начало бизнеса. У многих эта машина до сих пор есть и успешно используется в повседневной жизни. Множество владельцев Полонеза имеют и современные машины, но от старого друга отказываться они также не хотят. И дело тут не только в ностальгии. На поверку оказывается, что за машиной нужно банально следить, вовремя обслуживать, использовать нормальные запчасти – и тогда она ломается ничуть не больше современных экземпляров. Владельцы Полонезов знают, что и когда нужно в них менять – изученность машины они записывают в одно из главных её достоинств. На втором месте идет просторный салон, далее, дешевизна содержания, и вопреки журнальной критике - безотказность даже после пробега в 300 000 км. Критиков «клюющего при торможении носа» владельцы Полонеза отсылают к бабушке, чтобы та поподробнее рассказала о том, что в 1978 году в Польше еще не было столь прекрасных автобанов. А ведь именно с мыслью о повышении комфорта пассажиров на разбитых или грунтовых дорогах Полонез получил мягкую подвеску.
Конечно, не следует забывать и о том, что предприятие FSO давало работу огромному числу людей, задействованных на производстве Полонеза и его предшественника Фиата 125, выпускавшегося в итоге вплоть до 1991 года наряду с Полонезом. Как и несколько других автомобильных заводов, производивших автомобили в Польше. Причем речь идёт именно о польских автомашинах, а не зарубежных, выпускаемых по лицензии. Варшавский Завод Легковых Автомобилей (FSO) автомобили больше не производит. Сейчас принято считать, что зарубежные авто лучше. Вопрос только: лучше, чем что?

Ответ критикам

Британский The Telegraph включил как-то в свою подборку «10 машин, которые никогда не должны были производить» и Полонез. На фото красовался жёлтый, яркий и блестящий Полонез, а в комментарии была подпись, что вот, мол, самый уродливый автомобиль в истории... При всем уважении к изданию здесь есть с чем поспорить. Возможно, составивший этот рейтинг человек не жил в тех трудных условиях, в которых находилась Польша в 70-х годах 20-го века, а может, он получает гонорар за то, что совсем не замечает, что профиль так обруганного им Полонеза мало в чем уступает тенденциям того времени. По его логике, Ламборгини Каунтач и ДеЛориан тоже должны угодить в уродцы. Хотя, присмотревшись, видно, что в его обзоре 7 из 10 автомобилей из стран восточной Европы. И все они были когда-то пределом мечтания или возможностей жителей этих стран. Вероятно, у Британского автожурналиста совсем другие пределы или он не смотрел выпуск программы Топ Гир (Top Gear) за 1983 год, где обстоятельно и без лишнего пафоса рассказывают о Полонезе. Мы нашли это видео для вас и публикуем его на этой странице.

Продолжение следует…

Хочется надеяться, что польским инженерам, воссоздающим Сирену Спорт и проектирующим новые прототипы, удастся добиться возобновления производства хотя бы одной линейки авто. Возможно, это станет возрождением национального польского автомобилестроения. В это верят многие поляки. Иначе бы не было на форумах таких теплых воспоминаний и душевных историй о Полонезе, Малюхе (Polski Fiat 126), Сирене, Жуке, Нысе и прочих. И не стоили бы сейчас некоторые Полонезы по 30 000 злотых, если бы не было желающих купить эту ставшую легендой машину.
Кстати производство Полонеза так и не было официально завершено. 22 июня 2002 года указом дирекции завода на 1 061 807 - ом экземпляре выпуск Полонеза был лишь приостановлен...

Илья Болгов

Темы

Фотоматериалы

Polonez автомобиль
Polonez автомобиль
Polonez автомобиль
Полонез машина
Приборная панель Полонеза
Полонез машина
Полонез машина
Польский автопром
Польский автопром
Польский автопром
Польские автомобили
Польские автомобили
Польские автомобили
Автомобиль Полонез
Автомобиль Полонез
Автомобиль Полонез