«Малюх» и Африка: 16 тысяч километров на Fiat 126p

'16 февраля 2015'

В польском языке «Малюх» относится не только к малышу, то есть ребёнку, но и к малышу польского автопрома Fiat 126p. В период его производства в Польше было расхожим мнение о том, что даже первые километры дорог ему могут и не даться, дескать – слабоват. Но за десятилетия своей жизни этот автомобильчик удивлял поляков своей живучестью и выносливостью. Теперь пришло время удивлять Африку.

Видеорепортаж

Polomedia.ru периодически рассказывает о польском автопроме, и Фиат 126p (Polski Fiat, в простонародье – Maluch) не станет исключением. Но этот материал не совсем о нём, хотя он – тут главный герой. Шутка ли – отмахать по пустыне более 16 000 километров.

Это не каждому современному автомобилю под силу, не говоря уж об автомобильчике с объёмом двигателя 0,6 литра, как у старины Фиатика 126.

Да и парой десятилетий жизни за плечами не каждый авто может похвастаться. Собственно в Польше никто его Фиатом 126 и не называет. Народное имя «Малюх» прижилось настолько, что если произнести в разговоре его официальное название, можно заставить собеседника задуматься – о чём, собственно, речь.
Но теперь этот маленький гигант автопрома Польши прославился и в Африке. Его наверняка знали тут и раньше, но с момента того, как производство их на родине было прекращено, могли и подзабыть. В Египте встречаются изредка ещё его братья, но вглубь континента он не доезжал.

Польский путешественник Аркадий Фидлер (Arkady Fiedler) – внук польского писателя и путешественника Аркадия Фидлера (Arkady Fiedler) – в октябре 2014 года решил отправиться на Малюхе из Каира в Кейптаун. Покорение маршрута протяжённостью в 16 200 километров, пролегавшего по 11 странам Африки, заняло три с половиной месяца.

Везде, где бы ни появлялся он на своём «железном коне», вид последнего вызывал неподдельный интерес у местной публики. Ещё бы, ведь любой обычный конь раза в два больше этой машинки.

«Это сюда из Египта доехало?» – спрашивал, удивлённо кивая в сторону Малюха, водитель мотоциклетного такси в столице Уганды. Вокруг маленького Фиата образовалось кольцо зевак. Жители Кампалы были немало удивлены видом бодрого малыша, выделявшегося на фоне всех остальных машин.

«Мой автомобиль везде вызывал сенсацию,» – рассказывает Аркадий Фидлер. – «Видя его, люди обычно улыбаются и становятся приветливыми, кто-то не может удержаться от смеха.»

Аркадию даже предлагали машину продать. В Судане от одного мужчины из собравшейся вокруг Малюха толпы поступило деловое предложение – тысяча долларов в обмен на железного коня. Не продал.

Разумеется, не обошлось без приключений. Бывало, чтобы проехать где-то, нужно было потрудиться физически.

По счастью, по словам Фидлера, желающих потолкать его автомобиль было достаточно. «Однажды дорогу размыло. и вся деревня помогала вытаскивать его из жижи,» – говорит путешественник.

Идея отправиться в такую необычную поездку пришла в голову спонтанно. Аркадий Фидлер работал в Лондоне директором одного из кинотеатров известной американской сети. Во время одной деловой встречи, устав от обсуждения очередной порции презентации колонок с абстрактными показателями, в его голове что-то щёлкнуло, признаётся автор идеи африканского рейда. «Я вдруг подумал – что я тут делаю! Хватит уже! На меня накатили воспоминания из детства и рассказы моего дедушки о своих путешествиях по Африке. Я бросил работу в корпорации и купил себе Малюх».
Семья Аркадия Фидлера долго сопротивлялась выбору его жизненного пути. Потомственные журналисты и литераторы хотели, чтобы сын пошёл по их стопам, по стопам своего известного и талантливого деда. Но он выбрал маркетинг и управление.
«Я много работал, времени ни на что не было. Поначалу мне это нравилось – карьерный рост мотивировал. Но потом я начал понимать, что чувствую себя всё более несчастным. Когда я собирался уходить, мне предлагали повышение. До какого-то момента это работало, но в конце концов я понял, что я опустошён. Я выгорел дотла. Я по чему-то тосковал, мне не хватало чего-то. Теперь я счастлив!» – улыбается, сидя за рулём своего маленького героя, Фидлер.
Выбор именно этой машины Аркадий объясняет сентиментом к модели.

«Я вспомнил то ощущение свободы, когда я тайком брал ключи у родителей и ехал прокатиться по лесу, пока их не было дома,» – рассказывал он водителям в Уганде свою историю, пока те пытались нарисовать ему на карте Африки наиболее подходящий маршрут до следующего пункта.

Прежде чем отправиться в длительную поездку по Африке, Фидлер обкатал Малюх на родине. Он проехал на нём вдоль всей границы Польши. По его словам, ездить по маленьким просёлочным дорогам – одно удовольствие. Малюх ездит небыстро, есть время рассмотреть пейзажи вокруг, из открытого окна слышны окружающие звуки.
«Бывает и полный сюрреализм,» – говорит Аркадий. – «Я ехал по Сахаре 700 км. Жара такая, что пластик на торпеде начал трескаться. Я – один в машине. Удивительные ощущения – я постоянно боялся, что двигатель взорвётся от жары, а он даже не кашлянул».

В Эфиопии нашему герою предстояло взобраться в гору по серпантину. Высота 3500 метров над уровнем моря оказалась для Малюха вполне приемлемой, покорение её прошло в штатном режиме.

«Панорамы, конечно, прекрасны, но для меня особый интерес в этом путешествии представляют люди. Политика меня не интересует. Мир открыт давным-давно, теперь пришло время открывать его для самого себя. Я чувствую себя туристом и мне это никак не мешает,» – говорит Фидлер.

На поездку были потрачены все заработанные деньги. Аркадий взял с собой знакомых в качестве операторов и звукоинженера, чтобы заснять приключения славной польской машинки на просторах Африки. Из-за ограниченных средств приходилось жить в спартанских условиях. «Всю поездку мы готовили сами, никаких кафе и ресторанов. Спали, организовывая стоянки и в кемпингах». Проделав полный приключений путь, вся команда благополучно добралась до мыса Доброй Надежды. В скором времени они планируют смонтировать фильм о своём необычном приключении.

Фото: страница проекта Po Drodze

Илья Болгов

Темы

Фотоматериалы