Рисование на стенах домов во многих странах – неотъемлемый атрибут городской культуры. Польша – не исключение. И явление это для польского стрит-арта – далеко не новое. Активно развивалось это уличное искусство ещё во времена Польской народной республики.
В те времена нанесённые на дома изображения вносили некоторое разнообразие в мир серых, неотличимых друг от друга зданий. Тематика этого уличного творчества была связана в основном с деятельностью государственных предприятий – например, PKO или PZU. Несмотря на то, что времена изменились, до сегодняшнего дня на некоторых зданиях можно увидеть те, старые граффити.
Очень известны граффити на улицах Лодзи. Так исторически сложилось, что именно там это искусство получило в своё время мощный толчок к развитию.
Как и любой вид искусства, рисование на уличных стенах проходило свои этапы развития, и зависели они от очень многих факторов – от общественных устоев, политического строя, да и от технических возможностей художников.
Первые такие рисунки появились уже в конце 50-х годов прошлого века. Однако это было только самое начало. В 60-х этот стрит-арт уже перерастал в творческое движение, а особенно много таких арт-объектов возникло в 70-80-х годах. Отчасти этому способствовало развитие химической промышленности, благодаря чему в арсенале художников появилось огромное количество устойчивых красок и лаков. На глазах местных жителей серые улицы окрашивались в разные цвета…
Существует даже определенные этапы развития этого уличного творчества:
Этап 1. Простые рисунки, простая передача идеи (иногда пробовали даже нарисовать целый ассортимент магазина). Целая стена была задействована редко – в основном лишь её часть. А сами рисунки были достаточно монотонными и не особо яркими (связано это было с маленьким выбором красок)
Этап 2. Более сложная композиция, поиск ассоциативных рядов, относящихся к рекламируемому продукту, более яркие цвета.
Этап 3. Ещё более сложные композиции, большое разнообразие цветов, рисунки всё меньше привязаны к образу рекламируемого продукта.
Первый этап относится к концу 50-х – началу 60-х годов. Закончился он в тот момент, когда художники осознали низкую эстетическую ценность таких объектов, сложность реализации этих проектов (при детальной отрисовке рекламируемых товаров) и невозможность собственного творческого развития. Менялся сам подход к рекламе, менялось понимание её со стороны клиентов, появлялись новые краски – и таким образом пришло время для второго этапа развития. Конкретные изображения уступали место узнаваемым образам, а главной становилась форма. Время же третьего этапа пришло в 80-х годах: художники начинают относиться к своим рисункам как к собственным произведениям искусства, дающим возможность самовыражения. Кроме того, был период, когда товаров на прилавках магазинов было крайне мало, а потому дразнить покупателя их изображениями выглядело бы странно. Необходимость давать точную информацию о товарах уходила на второй план. А потому открывалось новое поле для деятельности.
Все эти годы созданием рисунков на стенах занимались профессионалы, имеющие высшее художественное образование. А потому выполнялись такие работы на достаточно высоком уровне.
На стыке 80-х и 90-х годов этот стрит-арт окончательно превращается для польских художников прежде всего в искусство, а не в рисование по заказу рекламодателя. Сегодня такие объекты можно встретить везде, а число их форм и видов стремится к бесконечности.
Они вписываются в самые разные пейзажи польских городов, дополняя или полностью изменяя облик улиц. Некоторые граффити несут информационную нагрузку, например, этот рисунок возник к году Юлиана Тувима, которым был объявлен 2013-й:
Сами художники называют свои творения «Murale». И часто подчёркивают, что их искусство сильно отличается от граффити – в широком его понимании. Во-первых, этот вид творчества всегда легален и является прежде всего искусством, а не острым желанием выразить какие-либо идеи (хотя и такая цель вполне реальна). Во-вторых, murale обычно создаются дипломированными художниками, а задействуется для этого целый арсенал технических средств – гораздо больше, чем в «обычном» граффити.
Сегодня в польских городах всё больше художников объединяются в творческие коллективы, чтобы создавать такие крупноформатные произведения уличного искусства.
Фото с сайтов Culture.pl, Łódzkie murale