Режиссёр Анджей Вайда скончался в возрасте 90 лет

'10 октября 2016'

В воскресенье вечером на 91-м году жизни скончался польский кинорежиссёр Анджей Вайда.

Вайда - режиссёр, без которого невозможно себе представить польский кинематограф.

Он родился 6 марта 1926 года в городе Сувалки на севере Польши. В годы войны работал чертёжником, кладовщиком в немецких мастерских, грузчиком... После войны учился живописи в Академии изобразительного искусства в Кракове. , но, не закончив курса, поступил на режиссёрский факультет Лодзинской киношколы.

Он автор таких картин как «Канал», «Пепел», «Человек из мрамора», «Без наркоза», «Человек из железа», «Дантон», «Корчак», «Пан Тадеуш». Он также – автор около 40 спектаклей, поставленных по всему миру. Вайда – обладатель престижных профессиональных наград и премий. Это французская кинопремия «Сезар», европейская кинопремия «Феликс», «Золотой лев» Венецианского международного кинофестиваля, «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля, премия Московского кинофестиваля.

В 2000 году Вайда Анджей Вайда получил премию «Оскар» за выдающийся вклад в мировое кино.

«Люди, любящие кино, считают его одним из важнейших режиссёров в истории кинематографа. Пробуя открыть самые светлые и самые тёмные стороны европейской души, заставил нас трепетать перед силой нашего собственного гуманизма. Вайда принадлежит Польше, но его произведения являются частью культурной сокровищницы всего человечества. Он напоминает нам, кинематографистам, что история порой может требовать от нас смелости. Что наши зрители могут ожидать духовной поддержки. Что бывают ситуации, в которых требуется рискнуть собственной карьерой, чтобы защитить права людей».

Так о Вайде писал Стивен Спилберг. Это фрагмент из его письма Американской киноакадемии, в котором он поддерживает кандидатуру Вайды в качестве претендента на самую престижную в мире кинопремию.

Четыре картины Анджея Вайды номинировались на «Оскар» — «Земля обетованная» (Ziemia obiecana, 1974), «Барышни из Вилько» (Panny z Wilka, 1979), «Человек из железа» (Człowiek z żelaza, 1981) и «Катынь» (Katyń, 2007).

А несколько недель назад на соискание премии Американской киноакадемии в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» был выдвинут его последний фильм «Послеобразы» (Powidoki). Эта картина история художника-авангардиста Владислава Стржеминьского (1893–1952), подвергавшегося преследованиям в Польше как противник социалистического реализма.

Вот что написал о картине польский кинокритик Зджислав Петрасик после предпремьерного показа фильма в Гдыне: "Фильм очень важен из-за того, что он рассказывает о художнике. Пока могу только сказать, что наиболее вайдовской является последняя сцена фильма: серый город Лодзь, серые люди, идущие на работу... Кажется, что откуда-то издалека доносится голос фабричной сирены. Всё больше и больше людей входит в кадр. Но они не замечают Стржеминьского, который через мгновение потеряет сознание в витрине, над оформлением которой работал. Других работ ему создавать не позволяли. Великий художник уходит в одиночестве, отброшенный, униженный, больной, голодный и, возможно, даже от голода умирающий."

«Послеобразы» (Powidoki) был 40-м фильмом в карьере режиссёра.

Темы

Фотоматериалы