«Восстание Варшавское» - это художественный фильм, полностью смонтированный из документальных материалов. Главная тема ленты показана глазами двух молодых репортёров, ставших свидетелями тех событий.
Создатели картины под руководством режиссёра Яна Комасы из материалов кинохроник тех лет собрали историю о двух братьях – операторов Бюро Информации и Пропаганды. Как сказано в описании фильма, главные герои хотят снять на плёнку «настоящую» войну и делают всё возможное, чтобы примкнуть к одному из повстанческих отрядов. Однако это оказывается нелёгкой задачей: повстанцы пытаются прогнать репортёров – они нетерпимо относились к присутствию журналистов. А потому поначалу братья снимают повседневную жизнь людей: выпечку хлеба, работу кухни, производство оружия.
В поисках материала операторы заходят всё глубже и оказываются внутри самого восстания. В конце концов им удаётся присоединиться к отряду, с которым они отправляются в гущу событий. Герои понимают, что им приходится участвовать в чём-то, на что у них раньше могло не хватить даже самого смелого воображения. Мир, в котором они оказались, - это мир после апокалипсиса.
«Восстание Варшавское» создано из кадров, выбранных из шести часов материала, который был отснят в августе 1944 года. Авторы этих хроник – операторы Бюро Информации и Пропаганды Антоний Бохдзевич «Виктор» (шеф объединения операторов Повстанческой кинохроники) (Antoni Bohdziewicz «Wiktor»), Стефан Багинский «Стефан»( Stefan Bagiński «Stefan»), Ежи Зажицки «Пик» (Jerzy Zarzycki «Pik»).
Чтобы полностью идентифицировать материал, понадобилась помощь историков. Каждый фрагмент следовало описать, уточнив при этом, в каком именно районе Варшавы он был снят, кто на этих кадрах и т.д.
«Нам удалось идентифицировать около 30 человек, в том числе командиров восстания», - говорит Пётр Сливовски (Piotr Śliwowski), начальник исторического отдела музея Варшавского восстания. Потому что, как он подчёркивает, материал этот очень богатый – но вместе с тем и очень сложный.
Выбранные из чёрно-белых хроник фрагменты – в сумме это 112 тысяч кадров – по окончании монтажа были колоризированы. Руководил этой частью работы оператор Пётр Собочински-младший (Piotr Sobociński jr.). По словам создателей ленты, «фильм выглядит так, как будто был снят в наши дни». При этом без внимания не оставили ни одну деталь. Например, чтобы не ошибиться с цветом одежды, авторы фильма тщательно изучали, ткани каких цветов использовались в то время. Узнавали также, что готовили на кухнях для участников восстания. Например, в фильме есть сцена, в которой женщина из большого котла на кухне наливает суп. Сразу возникает вопрос: какой это был суп. Если томатный, то он должен быть непременно красного цвета. Всё должно быть настоящему – так считают создатели ленты.
Для фильма специально писались диалоги. За них отвечали Иоанна Павлюскевич (Joanna Pawluśkiewicz) и Михал Суфин (Michał Sufin). Для участия в проекте были приглашены актёры – Мачей Новицки (Maciej Nowicki), Мирослав Зброевич (Michał Żurawski) и Антоний Кроликовски (Antoni Królikowski), голосами которых озвучены герои картины.
Изначальный материал был немым. А потому пришлось пригласить даже специалистов по чтению по губам. «Это было очень непростой задачей,» - говорит Пётр Сливовски.
Сценарий фильма писали Ян Олдаковски (Jan Ołdakowski), директор Музея Варшавского восстания, Пётр Сливовски и Ян Комаса (Jan Komasa). За монтаж отвечали Миления Фридлер (Milenia Fiedler) и Иоанна Бруль (Joanna Bruhl), а за музыку – композитор Бартош Хайдецки (Bartosz Chajdecki).
«Мы показали фильм участникам Варшавского восстания. После показа тишина уступила место эмоциям. Люди, которые помнят тот самый мир, увидели в этом фильме правду,» - рассказывает Ян Олдаковски.
Фильм скоро будет показан в кинотеатрах. А его режиссёр, 31-летний Ян Комаса, уже работает над следующей лентой о событиях 1944 года. Она носит рабочее название «Город’44».