В этом году исполняется 100 лет со дня рождения польского композитора, пианиста, дирижёра и педагога Анджея Пануфника. В связи с этой датой в Польше, Великобритании и других странах. К 100-летию композитора приурочат свои концерты известные оркестры, солисты, радиостанции. Хотя Пануфник прожил в Великобритании почти 40 лет, он всегда оставался именно польским композитором - это выражено во всём его творчестве...
В этом году исполняется 100 лет со дня рождения польского композитора, пианиста, дирижёра и педагога Анджея Пануфника.
В связи с этой датой в Польше, Великобритании и других странах. К 100-летию композитора приурочат свои концерты известные оркестры, солисты, радиостанции.
1 февраля в Варшаве даст концерт оркестр «Ювентус». 5 февраля Лондонский симфонический оркестр сыграет произведения Пануфника, в том числе его особо известную третью симфонию - Sinfonia Sacra. А 27 февраля концерт Пануфника для скрипки представит Ливерпульский филармонический оркестр.
Это далеко не полный список мероприятий. Немалая часть из них будет проходить в Великобритании – и это не случайно: Анджей Пануфник прожил в этой стране почти 40 лет! Но несмотря ни на что он всегда оставался именно польским композитором, и его «польскость» была ярко выражено во всём его творчестве…
Родился Анджей Пануфник 24 сентября 1924 года в Варшаве в семье скрипачки и мастера скрипок. Несмотря на такие профессии своих родителей, музыка была не единственным увлечением мальчика. Он также очень тяготел к конструированию самолётов. Впрочем искусство всё-таки взяло верх над механикой. Отец однако не одобрял желания сына заниматься музыкой, но в итоге смягчился. В Варшавской консерватории Пануфник провалили вступительный экзамен по фортепиано и поступил на отделение ударных инструментов. Правда, вскоре покинул его, сосредоточившись на постижении мастерства композитора и дирижёра.
После окончания своего обучения в 1936 году он собирался поехать в Вену, чтобы брать там уроки. Однако его планы были прерваны призывом на воинскую службу. В ночь перед медицинским освидетельствованием по радио он услышал старую религиозную польскую песнь «Богородица». Он был настолько пленён этой мелодией, что до утра не спал – и выпил при этом внушительное количество чёрного кофе. В результате медобследование он не прошёл и от обязанностей военной службы был освобождён. Анджей остался в Варшаве и некоторое время зарабатывал деньги тем, что сочинял музыку к кинофильмам.
Чуть позже он всё же отправился в Вену, где учился у известных музыкантов, в том числе у знаменитого дирижёра Феликса Вайнгартнера. Встречался он с Вайнгартнером и в Лондоне, куда Пануфник отправился после Вены. Там австрийский дирижёр советовал молодому музыканту остаться в Англии в связи со сложной международной обстановкой. Однако Анджей был нацелен вернуться в Польшу.
Во время немецкой оккупации Варшавы Пануфник вместе со своим другом и коллегой Витольдом Лютославским играли на фортепиано в кафе неподалёку от польской столицы. Для местных жителей это была едва ли не единственная возможность послушать живую музыку: оккупанты запретили устраивать организованные собрания, то есть проводить концерты было нельзя. Пануфник также сочинил – фактически нелегально - несколько песен, которые приобрели большую популярность у поляков. В этот же период он пишет свою Трагическую увертюру и Вторую симфонию. Чуть позже на некоторое время немцы всё-таки разрешили проводить выступления – и Пануфник дал несколько благотворительных концертов. В 1944 году он покинул Варшаву вместе с тяжело больной матерью, оставив ноты своих произведений, – это было незадолго до Варшавского восстания. А когда вернулся в разрушенный город весной 1945 года, чтобы похоронить тело своей матери и забрать рукописи, то обнаружил, что они уничтожены: бумаги пережили тяжелейшие разрушения во время военных действий, но были отправлены в огонь новым жильцом комнаты, в которой раньше жил Анджей.
После Второй мировой войны Пануфник переехал в Краков, где сочинял музыку к фильмам. Большая часть этих лент носила пропагандистский характер. Композитор позже рассказывал, как для одного фильма – «Электрификация деревень» - режиссёр никак не мог найти дом, к которому не было бы подведено электричество. В итоге, чтобы снять нужную сцену, пришлось убирать электрические столбы и снимать провода.
Также в эти годы Анджей Пануфник становится главным дирижёром Краковского филармонического оркестра. Он восстанавливает многие произведения, ноты от которых были утрачены в Варшаве.
Будучи назначенным музыкальным руководителем фактически нефункционирующего Варшавского филармонического оркестра, некогда лучшего в стране, Пануфник делает всё возможное, чтобы возродить коллектив. Когда его пути встают почти непреодолимые бюрократические преграды (например, музыкантов не могли обеспечить доступным жильём), он подаёт в отставку в знак протеста.
Он также выступает за рубежом – в частности, в качестве приглашённого дирижёра Берлинской филармонии. Пануфник активно сочиняет. Появляется его «Круг квинт» (Krąg kwintowy) для фортепиано. А сочетание звёздного неба над Темзой над мостом Ватерлоо во время его визита в Лондон вдохновили композитора на написание «Колыбельной» для струнного оркестра и двух арф. Роль луны в этом произведении играют альт и виолончель.
Позднее он начинает подвергаться критике, связанной отчасти с появившейся в те годы «доктриной Жданова», согласно которой художественные произведения должны были отражать реалии социалистического общества. Стремясь в ряде своих произведений уйти от политических реалий, музыкант часто обращается к старинной польской музыке.
В 1950 году он посещает Советский Союз в составе польской делегации, где общается с Дмитрием Шостаковичем и Арамом Хачатуряном. Находясь под давлением, он вынужден был говорить, что продолжает работать. И во время этой поездки он вскользь упомянул о намерении написать «Симфонию мира».
Вернувшись в Польшу, он садится за написание этого произведения. И в это же время он влюбляется в ирландку Мэри Элизабет О’Махони, которую многие называли Скарлетт – из-за схожести с главной героиней романа Маргарет Митчелл. Несмотря на то, что у Мэри был в то время медовый месяц со своим третьим мужем, между ею и Анджем возникает связь. Вскоре Пануфник узнает, что она больна эпилепсией. Тем не менее они поженились в 1951 году, а в 1952-м у них родилась дочь Оона.
Весной 1953-го года Пануфник отправляется с гастролями Варшавского филармонического оркестра в Китай, где встречает первого премьера Госсовета республики Чжоу Эньлая, а также – очень ненадолго – Мао Цзэдуна. И там же он узнаёт скорбную весть: маленькая Оона утонула во время купания – в тот момент, когда у его Скарлетт случился очередной эпилептический приступ.
Когда он вернулся в Варшаву, его попросили написать письмо, которое правительство могло послать западным музыкантам и которое заставляло бы их сочувствовать польскому «Движению мира». На это Пануфник идти уже не хотел и отныне принял решение уехать из страны. Его целью была Великобритания.
«Скарлетт» отправилась в Англию и, находясь там, втайне попросила своих польских друзей помочь. В качестве прикрытия Пануфнику сначала предложили отправиться в Швейцарию – правда, там он вызвал определенные подозрения, из-за чего был срочно вызван в польское посольство. В итоге он получает политическое убежище в Великобритании.
Анджей Пануфник уехал из Польши фактически без средств к существованию, и поначалу сводить концы с концами было непросто. Его поддерживали друзья-композиторы. «Скарлетт» пишет книгу о Пануфнике, его жизни в Польше и побеге, однако неточности в описаниях сильно расстраивают музыканта. В итоге союз распадается: ей хотелось яркой жизни и общества, а ему – тишины и покоя, которые давали бы ему возможность сочинять музыку.
Пануфник продолжает писать, и вскоре его положение начинает улучшаться. Ему предлагают место старшего дирижёра Симфонического оркестра Бирмингема. Анджей берётся за эту работу, хотя подготовка 50 концертов в год фактически отнимала у него время для написания собственных произведений.
В 1959 году Пануфник влюбляется в Виндсом Уорд. Однако в следующем году у неё был диагностирован рак. В это же время он заканчивает работу над своими знаменитыми Концертом для фортепиано и Sinfonia Sacra. Тогда же он встречает 20-летнюю Камиллу Джессель. Ему предлагают эту девушку в качестве помощницы – в частности, чтобы она отвечала на письма. Очень быстро Камилла замечает, что многие письма, содержащие интересные творческие предложения, лежат без ответа. Её участие помогает Анджею лучше устроить свою жизнь и найти больше времени для написания музыки. А в 1963 году со своей Sinfonia Sacra он принял участие в престижном международном конкурсе в Монако: его работа заняла первое место.
После смерти Виндсом между Анджеем и Камиллой возникли отношения, и в ноябре 1963 года они поженились. Они переехали в дом около Темзы в Туикенеме – западном предместье Лондона. Его произведения были широко востребованы лучшими оркестрами во всём мире.
В 1977 году его произведения – благодаря стараниям его друзей-музыкантов – прозвучали на Варшавском осеннем фестивале.
Однако сам он смог побывать в Польше лишь в 1990 году. Они прилетел в родной город, чтобы представить на фестивале 11 своих работ. В варшавском аэропорту его встречала толпа людей, принесших красные розы, а музыканты играли его произведения. Тогда же он снова повстречался со своим давним другом Витольдом Лютославским, с которым выступал в военные годы…
Анджей Пануфник умер в возрасте 77 лет в Туикенеме.
Композитор посмертно был награждён Орденом возрождения Польши.
Фото с официального сайта Анджея Пануфника