100-летие со дня рождения Анджея Пануфника

'4 февраля 2014'

В этом году исполняется 100 лет со дня рождения польского композитора, пианиста, дирижёра и педагога Анджея Пануфника. В связи с этой датой в Польше, Великобритании и других странах. К 100-летию композитора приурочат свои концерты известные оркестры, солисты, радиостанции. Хотя Пануфник прожил в Великобритании почти 40 лет, он всегда оставался именно польским композитором - это выражено во всём его творчестве...

Столетие со дня рождения Анджея Пануфника
В 40-х годах ненадолго концерты в Варшаве были разрешены. Пануфник репетирует "Трагическую увертюру"

В этом году исполняется 100 лет со дня рождения польского композитора, пианиста, дирижёра и педагога Анджея Пануфника.
В связи с этой датой в Польше, Великобритании и других странах. К 100-летию композитора приурочат свои концерты известные оркестры, солисты, радиостанции.
1 февраля в Варшаве даст концерт оркестр «Ювентус». 5 февраля Лондонский симфонический оркестр сыграет произведения Пануфника, в том числе его особо известную третью симфонию - Sinfonia Sacra. А 27 февраля концерт Пануфника для скрипки представит Ливерпульский филармонический оркестр.
Это далеко не полный список мероприятий. Немалая часть из них будет проходить в Великобритании – и это не случайно: Анджей Пануфник прожил в этой стране почти 40 лет! Но несмотря ни на что он всегда оставался именно польским композитором, и его «польскость» была ярко выражено во всём его творчестве…

Самолёты и фортепиано

Родился Анджей Пануфник 24 сентября 1924 года в Варшаве в семье скрипачки и мастера скрипок. Несмотря на такие профессии своих родителей, музыка была не единственным увлечением мальчика. Он также очень тяготел к конструированию самолётов. Впрочем искусство всё-таки взяло верх над механикой. Отец однако не одобрял желания сына заниматься музыкой, но в итоге смягчился. В Варшавской консерватории Пануфник провалили вступительный экзамен по фортепиано и поступил на отделение ударных инструментов. Правда, вскоре покинул его, сосредоточившись на постижении мастерства композитора и дирижёра.
После окончания своего обучения в 1936 году он собирался поехать в Вену, чтобы брать там уроки. Однако его планы были прерваны призывом на воинскую службу. В ночь перед медицинским освидетельствованием по радио он услышал старую религиозную польскую песнь «Богородица». Он был настолько пленён этой мелодией, что до утра не спал – и выпил при этом внушительное количество чёрного кофе. В результате медобследование он не прошёл и от обязанностей военной службы был освобождён. Анджей остался в Варшаве и некоторое время зарабатывал деньги тем, что сочинял музыку к кинофильмам.
Чуть позже он всё же отправился в Вену, где учился у известных музыкантов, в том числе у знаменитого дирижёра Феликса Вайнгартнера. Встречался он с Вайнгартнером и в Лондоне, куда Пануфник отправился после Вены. Там австрийский дирижёр советовал молодому музыканту остаться в Англии в связи со сложной международной обстановкой. Однако Анджей был нацелен вернуться в Польшу.

Рукописи… горят

Во время немецкой оккупации Варшавы Пануфник вместе со своим другом и коллегой Витольдом Лютославским играли на фортепиано в кафе неподалёку от польской столицы. Для местных жителей это была едва ли не единственная возможность послушать живую музыку: оккупанты запретили устраивать организованные собрания, то есть проводить концерты было нельзя. Пануфник также сочинил – фактически нелегально - несколько песен, которые приобрели большую популярность у поляков. В этот же период он пишет свою Трагическую увертюру и Вторую симфонию. Чуть позже на некоторое время немцы всё-таки разрешили проводить выступления – и Пануфник дал несколько благотворительных концертов. В 1944 году он покинул Варшаву вместе с тяжело больной матерью, оставив ноты своих произведений, – это было незадолго до Варшавского восстания. А когда вернулся в разрушенный город весной 1945 года, чтобы похоронить тело своей матери и забрать рукописи, то обнаружил, что они уничтожены: бумаги пережили тяжелейшие разрушения во время военных действий, но были отправлены в огонь новым жильцом комнаты, в которой раньше жил Анджей.

После войны

После Второй мировой войны Пануфник переехал в Краков, где сочинял музыку к фильмам. Большая часть этих лент носила пропагандистский характер. Композитор позже рассказывал, как для одного фильма – «Электрификация деревень» - режиссёр никак не мог найти дом, к которому не было бы подведено электричество. В итоге, чтобы снять нужную сцену, пришлось убирать электрические столбы и снимать провода.
Также в эти годы Анджей Пануфник становится главным дирижёром Краковского филармонического оркестра. Он восстанавливает многие произведения, ноты от которых были утрачены в Варшаве.
Будучи назначенным музыкальным руководителем фактически нефункционирующего Варшавского филармонического оркестра, некогда лучшего в стране, Пануфник делает всё возможное, чтобы возродить коллектив. Когда его пути встают почти непреодолимые бюрократические преграды (например, музыкантов не могли обеспечить доступным жильём), он подаёт в отставку в знак протеста.
Он также выступает за рубежом – в частности, в качестве приглашённого дирижёра Берлинской филармонии. Пануфник активно сочиняет. Появляется его «Круг квинт» (Krąg kwintowy) для фортепиано. А сочетание звёздного неба над Темзой над мостом Ватерлоо во время его визита в Лондон вдохновили композитора на написание «Колыбельной» для струнного оркестра и двух арф. Роль луны в этом произведении играют альт и виолончель.
Позднее он начинает подвергаться критике, связанной отчасти с появившейся в те годы «доктриной Жданова», согласно которой художественные произведения должны были отражать реалии социалистического общества. Стремясь в ряде своих произведений уйти от политических реалий, музыкант часто обращается к старинной польской музыке.
В 1950 году он посещает Советский Союз в составе польской делегации, где общается с Дмитрием Шостаковичем и Арамом Хачатуряном. Находясь под давлением, он вынужден был говорить, что продолжает работать. И во время этой поездки он вскользь упомянул о намерении написать «Симфонию мира».
Вернувшись в Польшу, он садится за написание этого произведения. И в это же время он влюбляется в ирландку Мэри Элизабет О’Махони, которую многие называли Скарлетт – из-за схожести с главной героиней романа Маргарет Митчелл. Несмотря на то, что у Мэри был в то время медовый месяц со своим третьим мужем, между ею и Анджем возникает связь. Вскоре Пануфник узнает, что она больна эпилепсией. Тем не менее они поженились в 1951 году, а в 1952-м у них родилась дочь Оона.
Весной 1953-го года Пануфник отправляется с гастролями Варшавского филармонического оркестра в Китай, где встречает первого премьера Госсовета республики Чжоу Эньлая, а также – очень ненадолго – Мао Цзэдуна. И там же он узнаёт скорбную весть: маленькая Оона утонула во время купания – в тот момент, когда у его Скарлетт случился очередной эпилептический приступ.
Когда он вернулся в Варшаву, его попросили написать письмо, которое правительство могло послать западным музыкантам и которое заставляло бы их сочувствовать польскому «Движению мира». На это Пануфник идти уже не хотел и отныне принял решение уехать из страны. Его целью была Великобритания.
«Скарлетт» отправилась в Англию и, находясь там, втайне попросила своих польских друзей помочь. В качестве прикрытия Пануфнику сначала предложили отправиться в Швейцарию – правда, там он вызвал определенные подозрения, из-за чего был срочно вызван в польское посольство. В итоге он получает политическое убежище в Великобритании.

В эмиграции

Анджей Пануфник уехал из Польши фактически без средств к существованию, и поначалу сводить концы с концами было непросто. Его поддерживали друзья-композиторы. «Скарлетт» пишет книгу о Пануфнике, его жизни в Польше и побеге, однако неточности в описаниях сильно расстраивают музыканта. В итоге союз распадается: ей хотелось яркой жизни и общества, а ему – тишины и покоя, которые давали бы ему возможность сочинять музыку.
Пануфник продолжает писать, и вскоре его положение начинает улучшаться. Ему предлагают место старшего дирижёра Симфонического оркестра Бирмингема. Анджей берётся за эту работу, хотя подготовка 50 концертов в год фактически отнимала у него время для написания собственных произведений.
В 1959 году Пануфник влюбляется в Виндсом Уорд. Однако в следующем году у неё был диагностирован рак. В это же время он заканчивает работу над своими знаменитыми Концертом для фортепиано и Sinfonia Sacra. Тогда же он встречает 20-летнюю Камиллу Джессель. Ему предлагают эту девушку в качестве помощницы – в частности, чтобы она отвечала на письма. Очень быстро Камилла замечает, что многие письма, содержащие интересные творческие предложения, лежат без ответа. Её участие помогает Анджею лучше устроить свою жизнь и найти больше времени для написания музыки. А в 1963 году со своей Sinfonia Sacra он принял участие в престижном международном конкурсе в Монако: его работа заняла первое место.
После смерти Виндсом между Анджеем и Камиллой возникли отношения, и в ноябре 1963 года они поженились. Они переехали в дом около Темзы в Туикенеме – западном предместье Лондона. Его произведения были широко востребованы лучшими оркестрами во всём мире.

Возвращение

В 1977 году его произведения – благодаря стараниям его друзей-музыкантов – прозвучали на Варшавском осеннем фестивале.
Однако сам он смог побывать в Польше лишь в 1990 году. Они прилетел в родной город, чтобы представить на фестивале 11 своих работ. В варшавском аэропорту его встречала толпа людей, принесших красные розы, а музыканты играли его произведения. Тогда же он снова повстречался со своим давним другом Витольдом Лютославским, с которым выступал в военные годы…
Анджей Пануфник умер в возрасте 77 лет в Туикенеме.
Композитор посмертно был награждён Орденом возрождения Польши.

Фото с официального сайта Анджея Пануфника

Виктория Терина

Темы

Фотоматериалы

Столетие со дня рождения Анджея Пануфника
Столетие со дня рождения Анджея Пануфника
Столетие со дня рождения Анджея Пануфника
Столетие со дня рождения Анджея Пануфника
Столетие со дня рождения Анджея Пануфника
Столетие со дня рождения Анджея Пануфника
Столетие со дня рождения Анджея Пануфника
Столетие со дня рождения Анджея Пануфника
Столетие со дня рождения Анджея Пануфника
Столетие со дня рождения Анджея Пануфника