Очереди в магазины, 2 метра социального расстояния даже между родственниками и никаких надежд на отсрочку платежей.
Прошли сутки с того момента, как в Польше были ужесточены меры безопасности, связанные с распространением коронавируса. Так в день смеха отнюдь не шутя были закрыты для посещения все парки, променады и прочие места, где жители Польши начали скапливаться уединяясь в самоизоляции на прогулке. Сайт gov.pl в ответе на вопросы пользователей отвечал, что следует воздержаться также от походов в лес, так как в лесу может быть многолюдно.
Безопасная социальная дистанция увеличилась с 1,5 метра до 2 метров и касается теперь, в том числе и родственников, перемещающихся по улице. За нарушение грозит штраф от 5 до 30 тысяч злотых. Тут уж на кого попадёшь.
Делать покупки в магазинах (продуктовые магазины работают) обязательно в одноразовых перчатках, дезинфицируя руки. Раствор и перчатки стоят на входе. Рядом охранник. В его функции входит отслеживать новое ограничение по количеству людей, которые входят в магазин. Теперь в нём может находиться количество покупателей кратное трём, относительно количества касс. Если касс три, то покупателей не более 15. Стоит ли говорить, что из 3 касс часто работает одна и мера становится бесполезной, так как очередь социально дистанцированной «пятнашки» растягивается «до молочки» (в польских супермаркетах она традиционно в конце магазина.)
Снаружи ожидают те, кто хочет попасть внутрь. Стоит отметить, что лимита по времени нахождения внутри нет. Так что время ожидания «наружных» напрямую зависит от привычки «побродить и посмотреть» внутренних. Кто был в России, в Москве во времена, когда в мавзолей Ленина стояла очередь, а Россия была частью СССР, тому не нужно объяснять на что походит вереница ожидающих. Охранник на входе дополняет картину.
Переждать пандемию дома, в кругу семьи. Поменьше выходить, как это предписано властями. Всеобщей самоизоляции с обязанностью её соблюдать не было. Нет и комендантского часа.
Но не он сейчас волнует простых поляков. Даже если бы комендантский час был, было бы не до него. Одним, потому что Нетфликс и Фейсбук, а там, как известно, много всего пишут и всё надо успеть прочесть и лайкнуть, а вторым, потому что у них, начали появляться вопросы на перспективу. Вопрос простой и одновременно сложный: Где взять деньги после того, как закончится то, что происходит. А оно неизбежно закончится.
Те, кто ведёт бизнес от самозанятого до крупных компаний, думают про то, чем платить ZUS – пресловутый взнос в систему пенсионного страхования
.
Плюс к нему добавляется NFZ – взнос в службу здравоохранения Польши. Итого набегает не менее 1200 злотых в месяц с человека. Был у фирмы оборот или доход – никого не интересует. Плати.
А если у фирмы есть работники, то сумму 1200 нужно множить на их количество, а самим работникам, кроме этого, ещё нужно платить зарплаты. Взносы оплачиваются до 10 числа каждого месяца. И скорее всего, многим будет трудно их оплатить уже в этом месяце. А отсрочку платежей никто во власти не обсуждает. По меньшей мере настолько громко, чтобы это услышал средний, малый и микро предприниматель. А уж об амнистии этих платежей и речи не идёт.
Что касается частных предпринимателей, даже этих с приставкой Микро-, как говорит польская статистика, все годы до возникновения COVID-19 держится львиная доля экономики Польши. Со статистикой спорить трудно, мелкое предпринимательство было развито в Польше даже в период социалистического её пути. Сейчас средний и мелкий предприниматель, частично, а со 2 апреля, некоторые уже полностью, перешли в режим отсутствия работ и дохода. Когда это отменят – не ясно.
Ясно, что сейчас польским предпринимателям, да и просто домохозяйствам, нужна финансовая помощь. Причём не обязательно выраженная в прямой раздаче денег. Можно хотя бы на время отменить сбор в фонды соцстраха и здравоохранения
Действий по оказанию таковой помощи не видно, да и идей сформулированных, что делать, пока тоже нет. Помощь обещают. Как оно там будет, покажет время, но эксперты сходятся во мнении, что тех мер, которые объявлены на данный момент не хватит. А меры нужны.
Первое несмешное
Вчера 1 апреля без всяких шуток и розыгрышей, были окончательно закрыты до отмены запрета: гостиницы, отели, хостелы, запрещена любая краткосрочная аренда. Исключения для тех, у кого карантинируются «ковидчане», или живёт медперсонал занятый борьбой с коронавирусом. Закрытыми также оказались все парикмахерские и салоны красоты. Визиты парикмахера (маникюрши, косметолога, визажиста и тп,) домой также невозможны, закрыты также кабинеты реабилитации и массажа.
Дети до 18 лет не могут появляться на улице без сопровождения взрослого. Но и взрослым больше некуда пойти. С 1 апреля 2020 закрылись на вход все публичные парки, бульвары, променады, зоопарки, ботанические сады, пляжи и прибрежные территории с променадами. А для тех, кто всё же должен ездить на работу, предусмотрено увеличенное социальное пространство. Теперь это 2 метра, вместо полутора. Также со второго апреля с 10:00 до 12:00 покупки в магазинах смогут делать только граждане старше 65 лет.
Однако, многие начинают бояться уже вовсе не коронавируса, а того, к чему приведут ограничительные меры.
Те, кто помнит сценарий Польши 2008 года, уповают на повторение истории с относительно слабым злотым, когда другим странам было очень выгодно покупать продукцию в Польше. Но сегодня кризис коснулся всех и повторения модели, сделавшей из Польши экономический «Зелёный островок» – больше ждать не приходится.
Тем временем стало известно как планируется распределить тот самый обещанный пакет мер поддержки. Тот самый, потому что его уже озвучивали в эфирах польского радио и телевидения. Это 212 миллиардов злотых. Вроде бы много, но тут стоит присмотреться.
Присматриваемся и видим, что из госбюджета будет выделено 70 млрд. злотых. Остальные средства планируется ввести через Польский Фонд развития, и единственный государственный польский банк – Польский национальный банк развития. 70 млрд пойдут из Национального Банка Польши на поддержку финансового сектора, то есть опять же на банки. По задумке, это должно подтолкнуть банки к выдаче дешёвых кредитов. Но специалисты заявляют, что эта мера вряд ли подтолкнёт банки к рискованной для них опции. Выдавать кредиты тем, кто и так сводил концы с концами, а после «одсидки» дома стал эдаким «Ковидчанином», банки не очень захотят. Банк не благотворительная организация. Да и ситуация с тем самым госдолгом в стране до разразившегося кризиса внушала осторожный оптимизм.
Рост экономики, о котором мечтают некоторые комментаторы, который, по их мнению, неизбежно произойдёт, как только польский народ выйдет из заточения, тоже маловероятен. Рост держался на спросе, а спрос не просто упадёт в перспективе, он уже упал и лежит, несмотря на работу магазинов и интернет-магазинов. И так просто он не поднимется. Импорт, скорее всего, если восстановится, то не так быстро, экспорт тоже. А что-то нужно делать уже сейчас. По оценкам экономистов, в последние дни пристально следящих за тем, как ужесточаются ограничения, к 1 апреля 17-20% домохозяйств находилось на грани неполучения дохода в наступившем месяце. Вероятно грань уже пройдена.
Есть мнения, что руководство Речи Посполитой довольно неплохо представляет себе масштаб проблемы
Но выделить больше средств не позволяет закон, ограничивающий возможности эластичного управления финансами. Чтобы попытаться радикальным образом вложиться в спасение экономики, властям нужно было бы так же радикально увеличить госдолг. Не на 2,3% а не десятки процентов от ВВП, как планируют сделать соседи Польши по ЕС. Обойти ограничения закона можно лишь введя в стране особое положение, то есть режим чрезвычайной ситуации. Что по польскому законодательству автоматически откладывает выборы президента.
Но пока на просторах польских соцсетей всё больше идёт бойкая дискуссия самоизолированных про то, какой страшный коронавирус, как выросло число людей с подтверждённым положительным тестом, и каким ещё мемом мы будем поражать всю эту заразу. Про проблемы если и слышно, то пока немного, да и эти голоса теряются в общей массе. А тут ещё и те самые выборы 10 мая. Буквально на носу. На них, отдельно от вопроса "что делать" и "кто виноват", тоже много внимания тратится и как проводить их в имеющихся условиях тоже пока неясно. Пока власти рассматривают различные варианты.
Остаётся надеяться, что Польша, точнее и самое главное – люди в ней, а с ними и экономический блок администрации страны, вспомнят, что некогда Польская Народная Республика производила умопомрачительное количество продукции.
Ассортимент был широчайшим, от капроновых колгот, через автомобили, до тонкой электроники, морских судов, фарфора, и конечно – продуктов питания. Возможно, если получится восстановить предприятия, вернуть людей на работу, Польша покажет ещё пример того, как выйти из кризиса, которого мир ещё не видел.