ВДНХ в Польше

'3 ноября 2014'

Побывать в Польше на ВДНХ? Звучит необычно и непривычно. Но всё же: были у Польши и ВДНХ, и ничем не уступающие Диснейленду «Американские горки». В 2014 году исполнилось 85 лет с момента проведения в Польше масштабного мероприятия под названием «Powszechna Wystawa Krajowa» (Повшехна Выстава Крайова).

выставка в Познани 1929 года
Павильоны выставки 1929 года

Беспрецедентное по своему размаху мероприятие, призванное популяризировать Польшу на мировой арене, заслуживает того, чтобы вспомнить его историю.

Главной Польской выставке – быть!

PeWuKa – так сокращенно звучит название нашумевшей в первой трети двадцатого столетия выставки посвященной десятилетию независимости Польши. Полное же название Powszechna Wystawa Krajowa w Poznaniu – в вольном переводе может звучать как Всепольская выставка в Познани. В английской версии дословно название звучит как «Польская Главная Выставка».
Повшехна выстава крайова проходила в Познани с 16 мая по 30 сентября 1929 года и собрала на своих площадках более 4,5 миллионов посетителей со всего мира. Главной идеей организаторов выставки был показ достижений народного хозяйства и промышленности возрожденного государства. Протекторат над выставкой взял в свои руки Игнацы Мосцицкий, а во главе Почетного комитета встал Юзеф Пилсудский.
Выставка была посвящена обретению Польшей независимости, которой страна была лишена в течение 150 лет. Впервые идея её проведения возникла в Варшаве в 1924 году в кругах местных элит. Однако реальная оценка экономической ситуации заставила инициаторов идеи отказаться от её реализации. Вернулись к задумке в 1926 году. Но члены комиссии, созданной для оценки представленного проекта, высказали мнение, что реально воплотить его в жизнь в Варшаве станет возможно лишь в 1935 году. Согласно подсчетам, примерно 10 лет понадобилось бы на то, чтобы обустроить заявленную обширную территорию под нужды выставки. Требовалось возведение инфраструктуры: коммуникации, сферы услуг, подсобного хозяйства, гостиничного сектора, не говоря уже о самих павильонах. Возможно, так бы все и произошло, если бы с предложением провести выставку в столице Великопольши не выступил мэр Познани (или как принято в случае с Познанью – президент Познани) – Цырыл Ратайски (Cyryl Ratajski). Он счёл, что город справится со столь сложной задачей в кратчайшие сроки, а амбициозности Ратайскому было не занимать. К тому же амбициозность эта подкреплялась его реальными делами и имела под собой прочную почву из уже осуществленных им проектов.
Цырыл Ратайски, став мэром Познани в 1922, активно включился в работу по реализации собственного плана по развитию города. Ему в кратчайшие сроки удалось превратить Познань из немецкого военного гарнизона в динамично развивающийся город. Родом из крестьянской семьи, получивший благодаря своей энергии и пытливому уму хорошее образование, он умело, как настоящий хозяйственник, распоряжался имевшимися у города ресурсами. Оценив имевшиеся на тот момент условия, Ратайски распоряжается построить в Познани электростанцию, новый мост Болеслава Храброго, ботанический сад и новые трамвайные линии. В результате прогрессивного подхода своего мэра к делу Познань обзавелась также первой в Польше троллейбусной линией и первым в Польше – да и во всей Восточной Европе – мусоросжигательным заводом. Как итог политики строительства новой и модернизации уже имевшейся инфраструктуры в состав города вошли многие окрестные деревни, став новыми районами Познани.
Имея в виду значительный экономический рост Великопольской столицы, видя в проведении Всепольской выставки позитивные перспективы для своего города, для региона и Польши в целом, Цырыл Ратайски убедил комиссию в возможности реализации задуманного мероприятия именно в Познани.

Подготовка в Всепольской выставке

Базу для проведения столь масштабного мероприятия, каковым задумывалась Повшехна Выстава Крайова, стали Международные Тарги Познаньске (Międzynarodowe Targi Poznańskie) - крупнейший организатор выставок в Центрально-Восточной Европе, коим организация была уже на тот момент. Она имела достаточно большой опыт и определённые ресурсы в виде выставочных площадок. Разумеется, для Повшехной Выставы была нужна новая, более крупная инфраструктура, которую и построили в достаточно сжатые сроки. Можно даже сказать – в рекордные. От принятия решения о проведении выставки до полного воплощения задумки в жизнь ушло всего 2,5 года. Причем это касалось не только необходимых павильонов, но и капитальных строений, некоторые из которых до сих пор служат людям. В Познани мы можем увидеть, например, здания Collegium Chemicum и Collegium Anatomicum – в них занимаются студенты Медицинского Института им. Кароля Марчинковского (Uniwersytet Medyczny im.Karola Marcinkowskiego w Poznaniu), и крупнейший в то время в Польше отель «Полония». Сегодня в здании бывшего отеля располагается Специализированная клиническая больница Медицинского университета.
ВДНХ в Польше
Согласно проекту, выставка заняла площадь в 65 гектаров. Вся территория была разделена улицами Познани на 5 секторов. Для перемещения между ними использовались специально построенные переходы. В результате столь активного строительства, сопряженного с административно-управленческой деятельностью оргкомитета выставки, столица Великопольского воеводства обогатилась колоссальным опытом проведения беспрецедентно больших и качественных мероприятий, а также новыми архитектурными знаниями и объектами.

Лучшее из лучшего

Экспозиция должна была представлять всю полноту польских достижений от сельскохозяйственных до культурных и даже управленческих. Выставу Повшехну разделили на 26 тематик, каждая из которых представляла отдельные ниши экономики. Остальное было распределено между наукой и воспитанием, а также искусством, гигиеной, социальной защитой, спортом, туризмом и эмиграцией. В 112 зданиях и на площадках под открытым небом были представлены исключительно польские продукты, решения и проекты, представлявшие все сферы жизни и все сектора экономики Польши. Исключение было сделано только для отдела Эмиграции. Выбор экспонатов для этой экспозиции осуществляли представители Полонийных организаций со всего мира.
Само собой, масштабы и даже сама идея выставки подразумевали инновации. И тут было что показать, начиная от архитектурных решений павильонов и внедрения современных технологий в различных областях жизни польского общества до новых и прорывных шагов в управлении сельским и домашним хозяйством, а также в сфере телекоммуникации.
Оценить размах и уникальность Повшехной Выставы приехали не только жители Польши, но и иностранные гости. Из более чем 4 миллионов посетителей 200 тысяч были иностранцами. Среди них были 90 тысяч гостей из Германии, 80 тысяч – из Чехословакии, десятитысячную группу представляла Полония, в основном из США. Прессу тридцати стран представляли тысяча журналистов. Во время проведения Повшехной Выставы были организованы более 140 конгрессов и других съездов и мероприятий. Более того, во время выставки произошло одно из важнейших событий в истории польского радиовещания: впервые по радио был передан футбольный матч. Это была встреча «Варты Познань» с голландским футбольным клубом ПСВ.

Для милых дам

Посетителей выставки поражали и конструктивные решения зданий самих павильонов. Некоторые даже по меркам 21 века можно назвать прорывными.
К примеру, спроектированный архитектором Богданом Пневским (Bohdan Pniewski) павильон Прелестной Пани («Pawilon Pięknej Pani»), представлявший Дом моды Богуслава Херсе («Dom Mody Bogusław Herse»), состоял в основном из стеклянных конструкций. Павильон должен был ассоциироваться с шикарным круизным лайнером. Сходство достигалось за счет возносящегося цилиндра, похожего на трубу парохода, и балкона, благодаря стилистическому решению походящего на палубу судна. За оригинальность конструкции экспозиция была награждена золотой медалью выставки. Павильон не был доступен для входа посетителей и представлял собой по сути больше витрину, внутри которой посетители могли видеть модели одежды. Огромное количество женщин с интересом разглядывали пространство за необычными прозрачными стенами из изогнутого стекла, любуясь роскошными нарядами. Мужьям приходилось искать себе занятие в ожидании, пока их спутницы насмотрятся на платья haute cuture. Так обстояли дела до того момента, пока мужчины не узнали, что наряды демонстрируются не только на манекенах, но и на красотках-манекенщицах. Ход, придуманный хозяином павильона Прекрасной пани, сработал и к стеклянному пароходу вместе с женами приходили смотреть моду и большое количество мужчин.
история Познани
Что касается женщин, то именно на этой выставке впервые в Польше тема женского труда была впервые выделена в отдельную категорию. Это стало возможно благодаря дамам, которые отстояли право показать труд женщины отдельно от труда вообще, выделив его на общем фоне и по сути громко заявив о нем. В своем письме, адресованном Марии Мосцицькой, автор идеи «женского павильона» панна Мария Рушчиньска (Marja Ruszczyńska) просит супругу президента объять павильон своим почетным патронатом. Что та и сделает. А так как "строение сие должно быть плодом стараний женщин, которые ни в чьей помощи не нуждаются", польский монетный двор отчеканил медальоны: медный и серебряный, и репродуцировал их в журналах для дам. В них же размещался призыв к женщинам присылать свои заявки на участие в конкурсе. Работы отбирались специальным женским жюри и демонстрировались затем в помещениях павильона.
Специальный павильон, призванный подчеркнуть способности именно прекрасной половины польского общества, так и назывался - «Павильон труда женщин». Примечательно также то, что уже само здание павильона являлось результатом труда женщины. Автором проекта авангардного здания была варшавский архитектор Анатолия Хрынивецкая-Пиотровская (Anatolia Hryniewiecka-Piotrowska). Само решение здания было высоко оценено специалистами. Этот факт довольно сильно и положительно повлиял на восприятие работы женщины именно как архитектора, ведь долгое время считалось, что удел женщины в архитектуре сводится к функции устроения внутреннего пространства, а точнее даже – к функции его декорирования или попросту создания уюта в доме. Как писал познаньский художник Владыслав Лам: "здание, с точки зрения стиля было выдержанно и гармонично. Кроме предельно простых плоскостей и конструкций, лишенных всяческой претенциозной нарядности, архитектуру оживляли два цвета: один – серый и нейтральный, другой – жёлтый интенсивно лимонный"(St.W., 1929: 5; Kobiety na Powszechnej…, 1929: 2)
Кроме представленных в павильоне художественных и скульптурных творений рук польской женщины посетителей наиболее интересовала образцовая кухня. Кухня эта состояла из необычной мебели-комбайна, качественно улучшавшей работу на кухне.

Не только впечатления, но и отдых

Не было недостатка и в весьма вычурных проектах. Некоторые павильоны были созданы практически полностью в ориентальном стиле. Примером мог служить «Павильон ликерной и коньячной промышленности» по проекту Ежи Мюллера (Jerzy Müller). А некоторые поражали посетителей своей формой, в угоду которой часто были лишены функциональности.
За работой над продвижением польского продукта в сознании мировой общественности, организаторы Повшехной не забыли и о развлечениях. На территории выставки были сооружены разнообразные развлекательные конструкции. В том числе и Американские горки.
история Познани
По размаху парк развлечений соответствовал масштабу мероприятия. Это был целый развлекательный городок. Те, кто бывал в Польше, наверняка мог слышать словосочетание «Wesołe Miasteczko» (Веселый городок). Так вот именно Повшехной Выставе Крайовой Польша обязана появлением этого понятия в польском языке. Это слово действует равно магически и на детей, и на взрослых. Первые хотят туда, потому что дети, вторые – потому что детьми не могли вдоволь накататься на аттракционах. Так было и в случае с весолым мястечком на выставке. Желающих прокатиться на карусели или вагончике горок было хоть отбавляй. Так что, погуляв по выставке, напитавшись духом патриотизма от огромного количества продукции родного польского производства – а участников было более полутора тысяч – посетители закрепляли в воспоминаниях позитив от увиденного, беззаботно резвясь в удивительном Веселом городке.

Выстава Повшехна. Часть вторая

Успех Повшехной выставы породил идею проведения второй выставки в момент, когда ещё не закончилась первая. Предполагалось приурочить её к 25-тилетию независимости Польши. Дата выпадала на 1944 год. II-я Мировая война разрушила эти планы. После войны к идее возвращались дважды, но различные обстоятельства так и не позволили ей осуществиться. В 2014 году, приуроченная к 85-тилетию первой выставки, в Познани на базе все тех же Таргов Познаньских прошла Вторая Повшехная Выстава Крайова, но она длилась всего две недели и была скорее жестом символическим, намного более скромным, чем событие 1929 года. «II Powszechna Wystawa Krajowa – Konkurencyjna Polska 1989-2014» была посвящена развитию Польши на отрезке истории в последние 25 лет.

Powszechna Wystawa Krajowa была выдающимся событием. Масштабы выставки 1929 года до сих пор никто в Польше так и не смог. Размах, с которым удалось прорекламировать достижения польского народного хозяйства и польских товаров, сложно сравнить с чем-либо. Положительный эффект выставки был отмечен повсеместно. Повшехна Выстава 1929 года до сих пор с нами. И мы можем увидеть её в том наследии, которое она оставила Познани. Прежде всего – в существующих и в наши дни постоянных павильонах и зданиях, которые признаны историческими строениями и находятся под охраной государства.

Илья Болгов

Темы

Фотоматериалы

выставка в Познани 1929 года
Повшехна Выстава крайова
Повшехна Выстава крайова
Повшехна Выстава крайова
Повшехна Выстава крайова
выставка в Польше 1929 года
выставка в Польше 1929 года
выставка в Польше 1929 года
выставка в Польше 1929 года
главная польская выставка 1929 года
главная польская выставка 1929 года
главная польская выставка 1929 года
главная польская выставка 1929 года
главная польская выставка 1929 года
ВДНХ в Польше
Участники выставки в 1929 года
ВДНХ в Польше
ВДНХ в Польше
ВДНХ в Польше
ВДНХ в Польше
выставка в Познани 1929 года
выставка в Познани 1929 года
выставка в Познани 1929 года
история Познани
история Познани
история Познани
история Познани
крупнейшие выставки Польши
крупнейшие выставки Польши
крупнейшие выставки Польши
крупнейшие выставки Польши