Его сердце страдало и любило, оно чутко реагировало на потрясения и в 54 года остановилось, чтобы породить дух исконно польской поэзии – это было сердце Яна Кохановского.
В погребении поэта участвовал сам король Польши Стефан Баторий, столь велика была личность Кохановского – выдающегося польского поэта домицкевичевского времени.
Считается, что именно он был создателем польской поэзии – самобытной, самодостаточной, находящей опору в себе самой, без оглядки на латинский образец. Славу свою он заработал ещё при жизни и до сих пор его Трены (Плачи), написанные под влиянием острой боли после утраты своей маленькой дочери, являются весьма и весьма популярным произведением даже за океаном.
Ян Кохановский родился в 1530 году, в местечке Сыцына Северная, неподалёку от Зволеня на Радомской земле, в мелкопоместной шляхетской семье среднего достатка. Семья была большой. Помимо Яна у родителей его было ещё шесть сыновей и пять дочерей.
Несмотря на то, что отец Кохановского владел несколькими деревнями, денег на отправку сыновей для учёбы заграницу у него не хватало. В итоге четырнадцатилетний Ян поступил в Краковскую академию, а затем самостоятельно уехал обучаться в Италию, как и многие другие поляки. Там он поступил в Падуанский университет. Уже во время учёбы в университете к нему приходит слава серьёзного и искусного поэта, но пока его поэзия исключительно латинская. Он путешествует по Италии, Франции и Германии, а в 1559 году его путешествия заканчиваются и он возвращается на родину. В наследство он получает половину родового имения Чернолесье, которое станет судьбоносным для поэта.
В 1561 он пишет своё первое стихотворение на польском языке: «О смерти Яна Тарновского», а в следующем году в Кракове выходит его поэма «Зузанна» и гимн «Чего ты хочешь, Боже, от нас за все щедроты...» - также на польском языке. Всё это стало исторической отправной точкой польской поэзии в её чисто польскоязычном виде.
Кохановский возвращается в Польшу тридцатилетним сформировавшимся мужчиной и начинает придворную карьеру. И хотя ему была назначена должность секретаря самого Сигизмунда II Августа, ничего особого из этого предприятия не вышло. Так вышло, что тесных отношений с королём у него не сложилось. По всей видимости, Кохановского больше привлекала внутренняя свобода, чем упорядочивание своих интересов в угоду чьим бы то ни было, пусть даже столь могущественного правителя крупной европейской державы. Склад его характера не был склонен к придворной жизни с её заговорами, перепетиями и интригами. Но всё же, находясь при дворе последнего из династии Ягеллонов, Кохановский сближается со многими коллегами по творчеству, коих в окружении прогрессивного короля Польши было немало. Его искренняя живая дружба с творческими людьми, с которыми Кохановский был «одного теста», находит своё отражение в его «Фрашках» – коротких, часто ироничных произведениях, подобных античным эпиграммам. Он был наблюдательным и чутким человеком. В его произведениях прослеживаются устои тогдашнего общества, государственного устройства: народа – от крестьянина до шляхтича – с королём во главе. Наблюдения за переменами, происходившими в период заката династии Ягеллонов, сумевших сделать из Польши остров гражданской и религиозной терпимости в Европе, не могли не натолкнуть его на переживания за свою родину.
«Odprawa posłów greckich» – произведение, опирающееся на античную греческую трагедию, - это пример того, как переживания за судьбу страны перекладываются на бумагу, не оставаясь лишь молчаливым созерцанием происходящего.
«Отказ греческим послам», написанный как посвящение Яну Замойскому, видному государственному деятелю Польши, содержит в себе темы взаимоотношений народа и власти, которые и в наше время не потеряли своей актуальности.
В своём творчестве Кохановскому удавалось гармонично переплетать античные и библейские мотивы. А прекрасное владение латынью сделало его перевод на польский язык Псалмов царя Давида едва ли не переосмыслением всей глубины вложенного в них смысла.
После смерти короля Сигизмунда II Августа поэт уезжает из Кракова в унаследованное им семейное имение – Чернолесье. Именно в своём имении мы можем увидеть его на портретах, сидящим под мощной вековой липой, за столом, с пером в руке. Здесь он и останется – навсегда…
В какой-то момент Кохановский даже принимает духовный сан и при поддержке епископа Петра Мышковского получает выгодное с материальной точки зрения место пастыря в познаньском приходе.
Но спустя какое-то время Ян Кохановский откажется от сана и от благ, которые сулила должность в костёльной иерархии. И сделает он это ради любви. Его сердце было покорено Доротой Поллёдовской. Вместе они поселятся в упомянутом выше Чернолесье, где поэт проведёт последние, как окажется впоследствии, 14 лет, которые, однако, считаются самыми плодотворными с точки зрения его творчества.
Благодаря своей терпимости и открытости он был своим не только в Италии и Франции, в этих центрах культуры и просвещения, он был своим и здесь – в Чернолесье. Здесь, на лоне природы он вёл жизнь спокойную жизнь, сам управлял хозяйством, принимал друзей и был счастлив в браке со своей Доротой. В тени огромной липы, росшей возле их имения, рождались новые произведения, часть из которых впоследствии была здесь же и утрачена. Сама липа была увековечена поэтом в дошедших до нас стихах.
Идиллию сельской, размеренной жизни Кохановского прервала внезапная смерть его маленькой дочери Уршулы. Это случилось в том же 1579 году, когда увидели свет прекрасные «Псалмы царя Давида», переведённые поэтом. Поэт не чаял души в своей девочке и считал, что она унаследовала от него поэтическое дарование. Мир ценностей рухнул в одночасье.
«Трены» – поэма, состоящая из девятнадцати надгробных плачей, стала выражением той боли, тех переживаний, с которыми пришлось столкнуться Кохановскому в этот скорбный для него момент. Сочетание глубины философии и экспрессия чувств делают «Трены» лирическим произведением высочайшего уровня. Сердце чувствительного поэта было растерзано смертью дочери, но атмосфера Чернолесья, любимая липа поэта и его творчество помогают оправиться Кохановскому, хотя, как оказалось, ненадолго.
Через два года беда вновь постучится в его двери. Умирает ещё одна его дочь – Хелена.
Эти переживания не прошли безследно для его здоровья. Он успел подготовить к печати своё, пожалуй, главное детище – «Песни». Но свет оно увидело уже после скоропостижной кончины своего автора.
Его сердце остановилось внезапно, в Люблине, 22 августа 1584 года. Там он пытался отстоять права семьи его супруги.
Дело в том, что брат его жены был послом короля Польши в Турции. Во время исполнения своих обязанностей на чужбине он был ограблен и убит. Семья его, находившаяся на родине, осталась ни с чем и без средств к существованию. Кохановский пытался восстановить справедливость, но внезапное кровоизлияние в мозг оборвало жизнь поэта.
История не была благосклонна и к имению поэта в Чернолесье. Родовое гнездо – дом – был уничтожен пожаром, в котором сгорели и многие рукописи поэта. Чуть позже сгорела и липа. Сейчас на месте сгоревшего имения также стоит дом, но построен он спустя столетия, в XIX веке, уже другими хозяевами Чернолесья – Яблоновскими. В здании расположился музей Яна Кохановского. В музее собраны экспонаты, так или иначе связанные с жизнью, эпохой и творческой деятельностью «хозяина под липой.» Именно здесь можно увидеть первопечати, фотокопии и даже рукописи Кохановского. Место, на котором стояла главная литературная липа Польши, найти будет нетрудно. На нём, также в XIX столетии, были установлены обелиск и символическая гробница любимой дочери поэта – Уршульки. В музее проходят вечера поэзии, классической музыки и, разумеется, литературные конкурсы.
Посетить музей летом можно со вторника по пятницу с 08:00 до 18:00, в выходные с 10:00 до 18:00, с октября по апрель рабочий день музея сокращён до 16:00.
Цена билетов: 8 злотых – льготный, 10 злотых – нормальный.
В субботу вход свободный.
В навигаторе адрес выглядит так: 26-720 Policzna, powiat zwoleński, woj. mazowieckie.
Когда будете собираться в музей, не забудьте захватить с собой что-нибудь пререкусить и удобную обувь. Ведь вас ждёт красивейший парк на территории 10 гектар. До Второй мировой войны он считался одним из лучших дендрологических парков Польши. Созданный в XIX столетии, он привлекает своей необычной атмосферой.