Пионером применения сварки в строительстве – технологии, без которой строительство сейчас просто немыслимо – был польский инженер Стефан Брыла. Во время войны оккупанты не смогли простить ему надёжность его конструкций. Он был расстрелян, оставив после себя … план послевоенной отстройки польских городов.
Сегодня сварка в строительстве для нас – вполне привычная технология, без которой представить себе постройку крупных сооружений просто невозможно. Да и малых тоже. Научиться сварочному делу в наши дни может каждый: аппаратура для сварки есть почти в каждом строительном магазине, а во Всемирной сети можно найти массу советов относительно того, как приварить одну деталь конструкции к другой. Однако ещё 80 лет назад сварка на стройке была сродни чуду. И освоение этого процесса стало шагом, перевернувшим мир инженерии и представление о применении конструкций из металла. Изобретателем технологии использования сварки в строительстве стал польский инженер Стефан Брыла (Stefan Bryła).
Окончив в 1908 году Львовскую политехническую школу (ныне это Национальный университет «Львовская политехника»), уже в 1909 году Cтефан Брыла получил степень доктора наук и продолжил учебу в Шарлоттенбурге около Берлина. Далее он учился в Париже в Национальной школе мостов и дорог (École nationale des ponts et chaussées) — старейшем в мире гражданском инженерном учебном заведении, а также в Лондонском университете. Практиковал строительное мастерство в Германии, Франции, Англии, Канаде, США.
Идея создания конструкции с неразрывными элементами зародилась в уме инженера ещё в достаточно молодом возрасте – и он начал свой поиск. В 1928 он разработал и описал первые в мире методики сваривания металлических конструкций. В то время мысль о соединении стали и металлов в строительстве иным путем, нежели клёпка, вызывала у некоторых его коллег недоумение. Однажды он услышал подобное сравнение в адрес предложенного им способа: «Клепанная конструкция – это как одежда, сшитая нитями. Сваренная – это как одежда склеенная клеем. Вы предпочли бы носить склеенную или все же сшитую одежду?»
Но ученый смог отстоять свои убеждения и реализовал задумку на практике. 12 августа 1929 года в городке Маужице в Лодьзском воеводстве через реку Слудвя сдается в эксплуатацию первый в мире транспортный мост, конструкцией которого являются сваренные между собой стальные балки. Этот уникальный мост длиной 27 м и шириной 6 м, спроектированный Стефаном Брылой, дожил до наших дней и причислен к памятникам архитектуры.
Подобная конструкция стала примером для мостов во многих странах. Вслед за небольшим мостом, ставшим отправной точкой в этой технологии, все в том же 1929 году Брыла сдает в эксплуатацию легендарное здание страховой компании «Prudential» в Варшаве.
В основе его конструкции лежит стальной каркас, ставший примером для небоскребов в США. В этом проекте каркас создавался при помощи сварки металлических балок, а не клепки. Сварка должна была, по мнению Брылы, упрочить конструкцию, одновременно уменьшив вес и затраты сил, времени и денег. Само здание в стиле ар-деко было похоже на здания Чикаго, например, The Palmolive Building. Построенный в том же архитектурном стиле, но на фоне консервативного облика Варшавы, он выделялся своей футуристичной монументальностью. «Drapacz chmur» - то есть буквально небоскреб, выросший в центре Варшавы, поражал воображение приезжих. Посмотреть на чудо-здание высотой 66 метров съезжались люди со всех концов Польши, а также из-за границы.
Здание доказало правильность подхода к строительству с применением сварки своей феноменальной живучестью. Во время бомбардировок Варшавы во Вторую Мировую Войну здание стало объектом особого внимания гитлеровцев. Оно их очень раздражало как минимум по двум причинам. На шпиле здания был вывешен флаг Польши, что само по себе поднимало дух сопротивляющихся жителей во время Варшавского восстания против нацистских оккупантов, длившегося с 1 августа по 2 октября 1944 года. Кроме этого, на верхнем этаже располагалась экспериментальная телестудия с передатчиком, разработанная профессором Янушем Грошковским. В 1936 году она передала изображение в эфир нескольких телеприёмников, расположенных неподалеку, обогнав с трансляцией немцев, которые сделали это к Олимпийским играм в Берлине. Возможно поэтому здание Pruedential обстреливалось с особым пристрастием. Вермахтом по строению было выпущено более 1000 снарядов, включая 2-тонный 600 мм снаряд из самоходной мортиры «Карл» под названием «Циу». Но несмотря на это оно выстояло именно благодаря стальной конструкции созданной по методу Брылы. После войны, стоя посреди руин, оно осталось своеобразным символом несгибаемости. Вскоре оно было реконструировано в стиле соцзреализма. В 1954 году в нём был открыт отель «Варшава», проработавший до 2010 года. С 2010 года в здании идет ремонт, целью которого является возврат к изначальному виду здания. А это еще раз доказывает, что конструкция его более чем надежна.
Увидеть варшавский небоскреб можно по адресу: Plac Powstańców Warszawy 9, Warszawa. Здание Woolworth Building в Нью-Йорке также создавалось при участии Стефана Брылы и стало на тот момент самым высоким в мире.
Pruedentail – наверное, самое известное из всех зданий, построенных на основе технологии сварных конструкций Стефана Брылы, но безусловно, этих проектов было множество. Они создавались не только в Варшаве и не всегда это были высотки. Зал паровозостроительного депо, жилые дома необычной формы, как например дом без углов в Варшаве по адресу Krakowskie Przedmieście 11/ ul. Królewska 2...
или здание управления телекоммуникации при улице Новогродзкой в Варшаве. В столице Польши находится известный туристам Национальный музей на улице Aleje Jerozolimskie 3. Комплекс также построен на основе сварных конструкций Стефана Брылы. Небоскрёб Mister Katowic встретит вас, соответственно, в городе Катовице на улице ul. Żwirki i Wigury 15−17.
Несмотря на возраст и бомбардировки во время войны строения стоят и по сей день. Они практически без исключения пережили своего создателя. Нацисты не смогли простить ученому надёжность его конструкций, ведь не только дома, но и мосты Брылы были не по зубам военной машине Гитлера. Немецко-фашистские военные инженеры схватили Стефана Брылу и, предъявив обвинение в тайном обучении людей (Tajne komplety), поместили под арест. Обвинение в тайном преподавании в подпольной школе не предусматривало помилования: или расстрел, или лагерь смерти. Пионера сварки конструкций из металла, выдающегося польского инженера Стефана Брылу по предъявленному обвинению вместе со всей семьей расстреляли на пересечении улиц Пулавской и Говорка 3 декабря 1943. За время участия в Польском подпольном государстве (Polskie Państwo Podziemne), начиная с 1939 года, он разработал методику подрыва металлических мостов и … 10-ти летний план отстройки польских городов после войны.