Ян Щепаник, или Кто «забыл» польский телевизор?

'11 марта 2016'

Ян Щепаник. Что говорит миру это имя? Что мы знаем об этом человеке? Скорее всего только то, что он придумал бронежилет. Но это лишь эпизод творчества польского изобретателя-самоучки…

Ян Щепаник
Ян Щепаник

…Хотя и довольно яркий. Многие историки и эксперты склонны считать, что имя этого поляка незаслуженно замалчивается, учитывая то, сколько и что он сделал для мирового прогресса.
Может показаться странным, но, держа в руках даже мобильный телефон, мы невольно обращаем свой взгляд к работам этого гения технической мысли. То же справедливо и в отношении телевидения...

Ему всегда хотелось большего и он ставил себе задачи, для своего времени очень далеко идущие. Его технические решения вызывали у современников удивление и восхищение своей смелостью и оригинальностью.

Ткацкий прорыв

А началось всё с того, что Щепаник оставил профессию учителя и перебрался в Краков, где занялся работой над способами переноса рисунка на ткани. Результатом экспериментов стали не просто проекты, а готовые решения. Щепанику удалось разработать метод электро-фото-оптического создания рисунка на гобелене. Причём полученная «болванка» сохранялась, благодаря чему труд людей занятых в производстве текстиля существенно облегчился. Процесс становился автоматизированным, продукция становилась всё более общедоступной. Процесс фотопереноса, построенный на принципах, внедрённых Яном Щепаником, используется в промышленности в том или ином виде до сих пор.
Вторым важным шагом в оптимизации работы над созданием тканей с рисунком стало использование Щепаником жаккардовой машины. Изобретатель доработал систему перфокарт, использованную в машине, применив свои познания в электричестве. Нанеся на металлическую пластину-проводник изолирующий слой на те места, где электричество не должно было проходить, Щепаник по сути совместил метод переноса, применявшийся в его время в фотографии и литографии, с методом перфокарт, использованным Жаккаром в его машине, что позволило делать копии рисунка в неограниченном количестве. Кроме того, он внёс конструктивные доработки в жаккардов станок. Почти копировальный аппарат.
В Кракове Щепаник нашёл человека, который готов был вложиться деньгами в его ткацкую инновацию. Этим человеком стал Людвик Клейнберг. Так появилось торговое общество «Societe des lnven-fons Jan Szczepanik Cie», в котором Клейнберг стал директором по торговле. Изобретения Яна Щепаника взбудоражили интерес общественности во всём мире. Возможности серьёзного сокращения времени производства и получения гобелена или другого материала с рисунком прекрасного качества завоевали сердца европейских производителей тканей. Это был настоящий технологический прорыв. Не будет преувеличением сказать, что во всём мире работа польского изобретателя имела серьёзный успех. Описание процесса прочно укоренилось на страницах научных работ. Также стоит отметить тот факт, что идеи и принципы, проработанные Щчепаником во время усовершенствования ткацкого станка были использованы в дальнейшем в работе над ЭВМ. Крупнейший по размеру гобелен, сотканный Яном Щчепаником, хранится в музее в Тарнуве.

На тканях Ян Шчепаник не остановился. Хотя именно ткани станут тем, что прославит изобретателя. Но о тканях позже. Время присмотреться к менее известному, но не менее значимому изобретению поляка - Телектроскопу.

Телектроскоп

Каждый раз, когда мы включаем телевизор, мы, как оказывается, сталкиваемся с принципами, изложенными Яном Щепаником ещё в 1897 году. В Британское патентное управлениие он подал заявку на патент для «аппарата для репродукции изображения на расстоянии посредством электричества». Известие об этом изобретении облетело несколько стран, произведя в них сенсацию. До мировой известности в этот раз по какой-то причине не дошло. Но суть идеи была поразительной. Изобретатель предложил в заявке передавать картинку «в её естественных цветах, сопровождаемую звуком». Для целей передачи звука передающую станцию предлагалось снабдить микрофоном, воспринимающую же следовало оснастить трубкой-телефоном. Судя по описанию, сам принцип Телектроскопа Яна Щепаника отвечал главным принципам современных телевизионных систем. Сегодняшнее телевидение трудно представить без звука, а в то время многим это казалось лишь очередной занятной идеей.
Сегодня, когда телевидение является фактом состоявшимся, можно в полной мере оценить, какую движущую роль сыграла одна лишь «занятная идея» передачи картинки на расстоянии со звуком «посредством электричества». Радио, фоторезисторы, электронные лампы, осциллоскопы, фотоэлектронные умножители и то многое, что так или иначе появилось благодаря работам над трянсляцией звука и изображения на удалённое расстояние, – всё это увидело свет благодаря описанной Щепаником «занятной идее». Это ещё раз показывает, насколько далеко ушла в будущее мысль конструктора. Американский историк телевидения Альберт Абрамсон в своей книге «Electronic Motion Pictures» упоминает фамилию польского изобретателя в высшей строчке среди пионеров телевидения. На этом данный раздел можно было бы и закончить, но на такой значимой вещи как телевидение стоит остановиться подробнее. Тем более что история Телектроскопа покрыта завесой тайны, а тайны всегда интересны.

Кто «забыл» польский телевизор?

Фамилия поляка в пантеоне пионеров телевидения не очень-то вписывается в рамки традиционной истории этого технического чуда. Пауль Нипков, Борис Розинг, Джон Берд – вот кто официально причастен и к созданию принципов телевизионной картинки и к передаче её на расстояние. Чарль Дженкинс считается первым, кому удалось передать изображение на расстояние, разумеется, «посредством электричества». Но это 1925 год, а патент Щепаника лежит в английском патентном бюро с 1897 года. От этого ещё более странным кажется довольно скудное количество информации о таком, казалось бы, великом изобретении.
Как видно из официальной истории ТВ, мы мало где встретим упоминания о Щепанике в контексте не только самого устройства для передачи звука и изображения, но даже о его отношении к созданию телевидения. Информация скудна и очень разрознена, а потому нам потребуется включить логику, чтобы проследить путь не столько создания, сколько исчезновения с горизонта истории польского предвестника современного телевидения.

Итак, информации об изобретении Щепаника настолько мало, что может показаться, будто сообщений о Телектроскопе не было вообще. А ведь сообщения эти были.
Обзор российской прессы за 1899 год даёт почву предположению, что Абрамсон неспроста поставил талантливого поляка в один ряд с общепризнанными ТВ-первопроходцами.
Выпускавшийся в России «Горный журнал» разместил на своих страницах заметку:

«В последнее время поляк Ян Щепаник, учитель из Галиции, изобрел прибор, который передает на громадные расстояния с полною ясностью изображения каких угодно предметов, независимо от цвета и числа подробностей».

Ещё одно свидетельство мы видим в журнале «Электричество». Автором сообщения был Порфирий Иванович Бахметьев – человек, так же, как и Ян Щепаник, увлечённый идеей передачи живого изображения на расстоянии. Пишет он об аппарате так, будто он самолично наблюдал за его работой. Вот эта заметка:

«Если в одно прекрасное утро повесить перед этим аппаратом только что отпечатанный номер «Нового времени», то по прошествии нескольких секунд во Владивостоке, например, получится фотографическое факсимиле первой страницы этой газеты. В военное время главнокомандующий может следить за движением войск на каком угодно расстоянии и по телефону делать моментальные приказания.»

Возможно, этих заметок может показаться недостаточно. Но давайте вспомним, что свидетельства передачи Теслой электричества на расстоянии без использования проводов тоже не очень много. Более того, ещё при жизни изобретатель «беспроводного электричества» встретил мощное, хоть и неявное сопротивление со стороны тех, кому было выгодно производство электрического кабеля. Среди этих магнатов был и создатель американской империи Дженерал Электик – Томас Эдисон. По странному стечению обстоятельств, в какой-то момент изобретения Теслы начали подвергаться критике, а самого его называли мистификатором, несмотря на то, что люди своими глазами видели: предложенные им методы работают. Последнее, по-видимому, больше всего пугало промышленников. Распространение информации о возможности получать электричество в любой точке Земли без проводов грозило, как им казалось, полным разорением их предприятий. Возможно, подобный эффект – эффект страха перед разорением – вызвали и сообщения о создании Яном Щепаником Телектроскопе.
Что касается самого устройства, то до сих пор нет точных данных о том, был ли Телектроскоп когда-либо сконструирован. Это остаётся предметом обсуждения в среде историков телевидения и техники вообще.
По некоторым сведениям, Щепаник продал готовый прибор Парижской выставке за огромную по тем временам сумму. Именно французы первыми проявили – якобы – особый интерес к детищу поляка. Якобы сделка состоялась и... Судьба аппарата с тех пор осталась в тени истории. Зато, будто сам собой, появился вопрос: был ли Телектроскоп вообще? А потом и этот вопрос постарались забыть. Небезуспешно.
Сведущие в технике люди, читавшие описательную часть патента Щепаника заявляют, что, судя по скрупулёзному описанию устройства, аппарат или был сконструирован, или был настолько хорошо проработан, что, опираясь на приведённые в документе данные, его мог воссоздать в натуре любой, кто имел достаточное представление о физике, химии и электричестве.
Фактом остаётся то, что аппарат издаёт звук. Это звон. Звенит тишина, которой окутан Телектроскоп. О Телектроскопе с того времени вспоминают лишь изредка, а точнее, практически вовсе не вспоминают. От греха подальше...
Так или иначе, спустя два десятилетия после появления информации об изобретении «польского учителя из Галиции» в журнале «Вестник кинематографии» (1911, № 8 («Сенсационное изобретение») публикуется материал о некоем другом приспособлении, передающем движущееся изображение на расстоянии. Загадочная «коробочка» «всплыла» не где-нибудь, а в Америке.
Вот эта заметка:

«Это изобретение до такой степени разительно, что иностранный журнал, из которого мы берем эти сведения, не решился напечатать о нем сразу, без проверки. И напечатал лишь после того, как были получены самые категорические подтверждения из Чикаго. Дело идет ни более ни менее как о кинематографии отдаленных сцен беспроволочным путем...
...Изобретатель — берлинец по фамилии Шульц. Родился он в Кёльне. Раньше был проявителем фильмов на большой фабрике; затем его потянуло вдаль за счастьем и он отправился в страну неограниченных возможностей. Одна из таких возможностей теперь осуществлена благодаря его стараниям.»

Далее журнал приводит телеграммы, полученные в ответ на событие. В некоторых выражена явная обеспокоенность промышленников изобретением некоего вышеупомянутого Шульца. Особенно обеспокоились производители лент для набирающего обороты кинематографа. Кроме телеграммы, содержащей сообщение из Чикаго об успешно проведённой трансляции охоты на тюленей из Канады в США, были и такие:
«Париж. 27 марта. Изобретение Шульца вызвало страшный переполох в кругу здешних фабрикантов».
Нетрудно догадаться, что появление средства передачи картинки со звуком в любую точку планеты грозило возможным разорением представителям прибыльной молодой индустрии синематографа. Плёнка для аппарата не предполагалась, что само по себе пугало бизнесменов от кино. Стоит вспомнить, что в становлении мирового кинематографа Франция играла одну из ведущих ролей, а следовательно, «беспроволочная» и «бесплёночная» передача движущегося изображения виделась им опасным конкурентом. Стоит начать рассматривать историю с Телектроскопом с этой точки зрения, как невольно начинает напрашиваться вывод о том, по какой причине канули в Лету сенсационные эксперименты с телевидением на стыке столетий и почему были преданы забвению как фамилия Щепаника, так и загадочный Шульц из Берлина. Берлин, кстати, тоже фигурировал в творческой биографии польского изобретателя и тоже был связан с камерами, лентами и кинематографом. И вообще, ни одно ли это лицо – Щепаник и Шульц...?

Цвет в фотографии и киносъемке

Но вернёмся к тканям, к переносу рисунка на них и к экспериментам с цветными фотографией и фильмом. Это то, что известно более Телектроскопа. Его мы оставим будущим поколениям историков.
Практически одновременно с работой над инновациями в области производства тканей с рисунком Ян Щепаник начинает изыскания в направлении создания цветной фотографии. Над решением этой задачи изобретатель так или иначе работал до конца своих дней. Репродукция цветного изображения стала одной из важнейших задач, которой Щепаник посвятил более 20-ти лет. Хоть прогресс в этом направлении шёл достаточно медленно, поляку удалось описать принципы и создать фотоаппарат, позволявший производить съемку изображения в трёх цветах. На первой польской фотографической выставке в 1901 году, проходившей в Кракове, экспонировались достижения Щепаника в этом виде искусства, а также модель его фотоаппарата.
В 1899 году Ян Щепаник попробовал свои силы и в создании первого малоформатного фильма в цвете. Причем своё видение создания картинки он основывал на принципах, применённых им ранее в ткацкой промышленности. Тут же прослеживается тот факт, что идея получения цветного изображения на плоскости занимала мысли экспериментатора уже на этапе доработок в машине Жаккара. Для воспроизведения цвета на киноплёнке Щепаник предлагал использовать лентикулярный линзовый растр и даже описал, каким образом он видит перенесение изображения в цвете на фотопластины. Хоть он и не стал создателем первого цветного фильма, его идея вдохновила последователей. Само же создание лентикуляра стало возможно только в современности.

Спасший испанского короля

Создание бронежилета не было самоцелью Яна Щепаника. Несмотря на то, что именно это изобретение прославило его на весь мир и именно с бронежилетом принято связывать его имя. Для него самого защитный кафтан был лишь эпизодом в череде реализованных идей. Изобретатель не ставил себе задачу создать именно бронежилет, он, как это часто бывает с гениальными творениями конструкторской мысли, был продуктом почти побочным. Жилет был придуман как естественное продолжение продукта, ну никак уж не вписывающегося в защитную экипировку. Как это ни странно, но отправной точкой послужили… ковры. Именно коврам, для производства которых Щепаник разработал особый «объёмный» метод плетения ткани, современный мир обязан появлением предмета экипировки, без которого невозможно себе представить ни одну силовую структуру планеты.
Щепаник, исследовав полученную ткань, пришёл к выводу, что та достаточно прочна. Ткань получилась устойчивая и к поперечному разрыву, и к разрыву проникающему. Так пришла мысль сшить из неё кафтан, который защитил бы своего владельца от удара ножом. Затем кафтан был доработан. К нему подшили тонкую стальную пластину. Получившийся предмет одежды был достаточно изящен, но главное было в другом. Он оказался весьма прочен. При испытании выяснилось, что он способен выдержать попадание пули из револьвера. Ему удалось задержать даже пули, выпущенные из винтовки Манлихера калибром 8 мм, пробивавшие 12-ти миллиметровую стальную пластину с расстояния в 100 метров.
Стоит ли говорить, что подобное изобретение почти сразу принесло своему создателю всемирную славу. Слава зазвучала ещё громче после того, как король Испании Альфонсо XIII вышел невредимым после покушения на него: карета монарха была обита «пулезащитным» методом Щепаника и брошенная в сторону экипажа бомба не нанесла ущерба здоровью короля Альфонсо. Король выразил свою благодарность польскому изобретателю, наградив его Орденом Изабеллы Католической.
Российский император Николай II тоже проявил свою заинтересованность изобретением поляка. Щепаник несколько раз ездил в Петербург, где занимался решением вопросов, связанных с заказами на «пулезащитную» ткань. Император отметил заслуги изобретателя Орденом Святой Анны, от которого Щепаник отказался, сославшись на патриотические убеждения. Однако он принял пожалованные ему золотые карманные часы с золотой цепью. Часы были тончайшей ювелирной работы. На створке, раскинув крылья, сиял бриллиантами и сапфирами двуглавый орёл. От наследника престола Щепаник получил в дар для своей суженой золотую брошь с четырьмя бриллиантами и двумя сапфирами. По свидетельству представителя тарнувского издания «Погонь» (Погоня), который видел подарки, отмечались высокое изящество и художественная ценность изделий.

Экология, однако...

Кроме крупных решений в арсенале Щепаника был и ряд тех, которые можно отнести к не столь значительным. Хотя в деле изобретений вряд ли уместно сравнение вообще. В итоге важен сам факт того, что ум человеческий произвёл на свет что-то, чего ещё не было. И вряд ли устройство под названием «Калоридул» можно назвать незначительным. Этот механизм был разработан для снижения потребления угля паровыми и другими машинами, работавшими от энергии тепла. Автоматическая конструкция позволяла сэкономить целых 20% угля, что является весьма существенной экономией топлива при небольших размерах устройства. Современные борцы за экологию были бы в восторге от результатов, достигнутых Щепаником ещё в начале XX-го века.

Заслуженное признание

В первом году двадцатого столетия круг деятельности Щепаника был уже достаточно широк. Доходы приносили три фабрики тканей, в Вене изобретатель располагал рабочей студией, а его изыскания в направлении цветной фотографии и фильма принесли ему славу «Польского Эдисона».
Говорили о нём как о человеке состоятельном. Знали его и в технических, и в чисто промышленных кругах.
В 1902 году, на самом пике своей деятельности, Щепаник берёт в жёны Ванду Джиковску, дочь тарнувского врача Зыгмунта Джиковского, и они переезжают в Вену. Ничто не предвещало никаких проблем. Казалось, что изобретения в долгосрочной перспективе обеспечат семье безбедное существование, но судьба распорядилась иначе. После 1902 года дела фирмы Щепаника хоть и не стали идти хуже, но доходы упали. Дело было в том, что всё большее количество изобретений требовало средств на создание и испытания. В какой-то момент изобретателю пришлось мастерскую закрыть.
Несмотря на финансовые трудности, Щепаник не переставал интересоваться техническим прогрессом, не падал духом и не спускал рукава. Одним из его новых технических проектов стала работа над «телеграфом без проволок». Попов, Маркони и Герц со своими изобретениями не могли не занимать ум учёного. Он начал работу над искровым телеграфом и даже создал пробную телеграфную станцию. К сожалению, обширный архив изобретателя был сожжён немцами во время Варшавского восстания в 1944 году. Именно это затрудняет понимание, продолжил ли кто-либо работу над искровым телеграфом, опираясь на разработку Щепаника.
Начиная с 1907 года Щепаник живёт сразу в трёх городах: в Вене, в Тарнуве и Дрездене.
Во время одного из визитов в Тарнув случилось несчастье. Погиб его сын - первенец, что послужило причиной остановки работ изобретателя на достаточно длительное время.
В дальнейшем он всё больше обращает свой взор к кинематографии, к цвету и звуку. О последнем свидетельствует хотя бы тот факт, что 25 февраля 1914 года он подал заявку на патент «устройства фотографической записи звука и устройства для его воспроизведения». Состоятельность данного устройства доказывает тот факт, что предложенное решение до сих пор используется в кинематографии. После этого Щепаник отправляется в Берлин. Там было проще найти материалы и химические реагенты необходимые для создания цветного фильма, ведь эта идея ни на минуту не покидала его, тем более что он имел успешный опыт с цветом в фотографии. Признание и финансовое благосостояние, казалось, будут всегда.

В условиях войны

Наработки, сделанные в новой лаборатории в Берлине, вплотную приблизили его к реализации задуманного. Но вспыхнувшая война резко затруднила процесс. И хотя Щепаник не прекратил работу и в этот сложный период, скорость процесса создания камеры, способной снимать «как видит глаз человеческий», заметно замедлилась. Но успехи были. Оптический сдвиг и выравнивание изображения стали точкой фокуса учёного и к концу войны он располагал несколькими рабочими моделями, с помощью которых он произвёл первую цветную киносъёмку. После некоторых доработок Щепанику удалось заснять в цвете настоящий научный фильм. Съёмка велась во время хирургической операции в хирургической клинике Лагенбек Вирхов в Берлине. Натуральность вида открытой брюшной полости стала причиной обморока некоторых зрителей во время просмотра плёнки. Изобретение получило массу весьма положительных отзывов.

Цвет Польши

После появления в Польше патентного ведомства Ян Щепаник патентует свои разработки прежде всего тут. Вскоре после удачно проведенного опыта с цветной киносъёмкой Товарищество по эксплуатации цветной ленты Яна Щепаника выслало кинооператора в Швейцарию для съёмки географически-познавательного фильма о перевале Юнгфрау. Фильм так и назывался - «Перевал». Это была первая кинолента длиной около 600 метров, снятая камерой Щепаника. Пресса того времени напечатала множество положительных отзывов и пророчила огромный успех достижению польского Эдисона.
В дальнейшем с помощью этих камер было снято ещё несколько фильмов, но в широкое производство камеры не пошли. Потенциальных инвесторов отпугивала высокая стоимость производства и проявки цветной плёнки по методу Щепаника. Из-за этого последние годы жизни гения польской технической мысли оказались очень трудными.

Вскоре состояние здоровья польского Эдисона заметно пошатнулось. Раковое новообразование развивалось стремительно. Перед самой смертью Щепаник пожелал побывать дома в Тарнуве. Его жена и старший сын вывезли тяжелобольного изобретателя в Польшу Там 18 апреля 1926-го года Ян Щепаник умер в окружении своей семьи.
Что мы знаем об этом человеке? Кроме того, что он изобрёл бронежилет, – почти ничего. Что мы могли бы узнать? Судя по изредка встречающимся данным – очень многое. Возможно, это дело будущего. Возможно, что для этого придётся пересмотреть принятую кем-то версию истории. Возможно, мы доживём до времени, когда человечество признает историю как науки о цифрах и фактах и перестанет использовать её в качестве политического механизма. Наука любит факты, страсть и беспристрастность.

Илья Болгов

Темы

Фотоматериалы

Ян Щепаник