Знаменитое произведение искусства – алтарь костёла Успения Пресвятой Девы Марии в Кракове - готовится к масштабным реставрационным работам. Процесс займёт пять лет и обойдётся примерно в 13,7 миллионов злотых.
Предполагается, что сам алтарь для реставрационных работ демонтировать не станут. Всё это время он будет доступен для богослужения и туристов, посещающих главный храм Кракова. Лишь некоторые фигуры при необходимости могут быть сняты с конструкции и отправлены в лаборатории для проведения консервации. Если и придётся закрыть доступ туристов к алтарю, то это будет кратковременное ограничение. О соответствующих мероприятиях интересующиеся обозрением детищем Вита Ствоша будут оповещаться при помощи табличек и информации в интернете. Известен и исполнитель работ. Тендер на реставрацию выиграл Институт консервации и реставрации произведений искусства, имеющий уникальный опыт работ по реставрации деревянных памятников истории и архитектуры. Реставрация объекта предполагает не только его восстановление и консервацию, но и создание системы противопожарной безопасности вокруг алтаря. По информации подрядчика, работы начнутся с тех мест конструкции, где выявлена активность мебельного точильщика, который для алтаря представляет собой серьёзную угрозу. Несущий корпус алтаря выполнен из дуба, художественные и скульптурные композиции – из липы. Места обитания точильщика будут обработаны биоцидными средствами и защищены специальными препаратами. За алтарем уже установлены строительные леса. Хотя процесс реставрации рассчитан на пять лет, в институте консервации отметили, что будут производить работу с опережением графика. Также специалисты подчеркнули, что реставрация является прекрасной возможностью для художников и историков-искусствоведов изучить особенности и тонкости стиля Вита Ствоша.
История алтаря началась 25 мая 1477 года, когда немецкое население Кракова пригласило Вита Ствоша (Файт Штосс – нем. Veit Stoß, польск. Wit Stwosz) для исполнения алтаря для Мариацкого костёла. Ствош работал над его созданием 12 лет. Алтарь простоял нетронутым до начала Второй мировой войны. Незадолго до нападения гитлеровских войск на Польшу, руководствуясь опасением этого нападения, было принято решение о разборе алтаря и перевозе его в Сандомир. Там он был спрятан в духовной семинарии. Оккупировавшая Польшу немецкая армия предприняла поиск произведения своего земляка. В итоге произведение уроженца Нюрнберга было вывезено на историческую родину мастера. Там же в Нюрнберге алтарь был обнаружен после войны комиссией по возвращению ценностей и вывезен обратно в Краков. В то же время, в период с 1946 по 1950 год, алтарь был подвержен реставрации. Последняя же перед современной реставрацией состоялась в 80-х годах прошлого столетия и в 1999 году. Тогда была произведена внешняя очистка художественной композиции и её консервация.