"Победи и узнай, что внутри!" - под таким слоганом Польские авиалинии LOT проводят 15 февраля в своем центральном офисе в Варшаве аукцион багажа, забытого пассажирами.
Аукцион вызвал небывалый интерес. Пропуском для участия в мероприятии является билет, приобретенный на сайте airkiosk.lot.com. Цены на них начинались от 10 злотых, а распроданы они были за несколько часов. Причём стоимость на билеты доходила до 300 злотых!
Итак, распродаваться будут забытые пассажирами и невостребованные впоследствии сумки, чемоданы и саквояжи. То есть теоретически есть шанс, что в чемодане окажется что-то, по цене в разы превышает потраченные на него деньги. Для многих этот процесс сравним с азартом рыбалки, когда добыча заранее неизвестна, но шанс поймать большую рыбу есть.
- Это тот багаж, за которым не обратились его владельцы, а авиаперевозчику не удалось их разыскать в течение двух лет, - говорит пресс-секретарь LOT Барбара Пиановска-Курас. Таким образом те, кто потерял багаж совсем недавно, могут не волноваться: их чемоданы пока проданы не будут.
На деле же, потерянные вещи попадают в Международную систему розыска багажа. Если в течение 5 дней ни одна из компаний-перевозчиков не обратилась с заявлением о пропаже, весь багаж отправляется в место базирования, в случае с компанией LOT - в аэропорт Варшавы. Начинается двухгодичный процесс поиска владельца, после чего, если хозяин не обнаружится, чемоданы могут быть уничтожены. В Великобритании авиалинии выставляют багаж на аукцион уже через 90 дней.
- Аукцион, по нашему мнению, - лучшее применение багажу, чем его утилизация, - говорят сотрудники LOT. Разумеется, все происходит в строгом соответствии с законом, который предусматривает как уничтожение, так и любой другой способ избавления от багажа, содержание и хранение которого требует никем не покрываемых финансовых затрат.
На аукцион попадет и ручная кладь, и зарегистрированный багаж, оставленный как пассажирами LOTа, так и транзитными пассажирами других компаний. Компания впервые проводит подобную акцию. На складе перевозчика сейчас насчитывается полторы тонны потенциальных аукционных лотов.
Но не получится ли так, что все лучшее уже забрали при досмотре этих лотов?
- Такого не будет! - уверяет Пиановска-Курас. - Все вещи проходят досмотр с соблюдением жестких санитарно-таможенных правил, в результате чего изымаются только алкоголь, пищевые продукты, предметы, представляющие опасность или являющиеся незаконными.
- Даже если в багаже окажутся бриллианты и кто-то из их прошлых владельцев все-таки вспомнит о потере и выступит с требованием вернуть их, то это ни на что уже не повлияет. Процедура продажи подкреплена законом и обратной силы не имеет, ведь 2 года на розыск багажа – это очень серьёзный срок. Тем более что за это время чемодан и его содержимое могли просто утилизировать, - говорит Барабара Пиановска-Курас. – В Америке и Великобритании такие аукционы - ежедневная рутина, а для нас – новинка, - добавляет она.
А вот окажутся ли в багаже бриллианты или нет, счастливые победители аукциона узнают уже скоро - 15 февраля. Следующий подобный аукцион в Польше планируют провести летом.
- Скорее всего, это будет уже исключительно интернет-аукцион, - заявляет Барбара Пиановска-Курас.
Обязанности перевозчиков в случае задержки, потери или порчи багажа, попадают под действие Монреальской конвенции. Согласно ей, пассажир может добиваться компенсации, равной примерно 5344 злотых - это верхняя планка компенсации. Получение компенсации зависит от ряда факторов, и на пассажире лежит обязанность доказывать понесенный им ущерб.
После потери или повреждения багажа необходимо:
1) В аэропорту заполнить формуляр PIR (Property Irregularity Report)
2) Заявить рекламацию в течение 7 дней с момента получения поврежденного багажа или в течение 21 дня с момента получения опоздавшего багажа.
3) Оценить ущерб. В случае повреждения чемодана, перевозчик обычно просит вас приобрести новый и предоставить чек о его покупке, который компания оплатит.
В случае же потери багажа, когда бывает трудно посчитать полную стоимость утерянных ценностей, приготовьтесь предоставить чеки на те товары или предметы, которые находились в вашем багаже. Если таковых не имеется, компания вернет вам сумму из расчета веса зарегистрированного багажа.