Польский клад мирового масштаба?

'1 сентября 2015'

Городские власти, армия Польши и армия охотников за кладами буквально замерли в ожидании сенсации. Легендарный «Золотой поезд» может вот-вот открыть миру свою тайну.

В последние дни в Валбжихе разворачивается почти невероятная история с «Золотым поездом» – легендарным составом, на котором под конец Второй мировой немцы якобы вывозили награбленные драгоценности. Всё началось с того, что двое мужчин, житель Валбжиха и гражданин Германии, официально обратились к властям города с заявлением о том, что им известно местонахождение легендарного бронепоезда, на котором 70 лет назад немцы, отступавшие под натиском советских войск и Войска польского, вывозили золото и другие ценности, собранные ими за период их деятельности в этом регионе страны. По версии обратившихся, информацию о месте тайного укрытия состава им передал некий немец, находясь на смертном одре. Согласно их пояснениям, изложенным на бумаге, данный человек был непосредственным участником событий по укрытию состава от неприятеля. Пользуясь полученными от этого человека данными, они якобы сумели определить точное положение объекта и в случае его официального обнаружения требуют от властей города 10% от всего найденного при составе добра.

Факт наличия поезда в засыпанном подземном тоннеле в административных пределах Валбжиха, уже признан властями города официально на собранной по этому случаю экстренной пресс-конференции.

Главный консерватор исторических памятников Польши Пётр Жуховский подтвердил, что лично видел среди предоставленных ему документов высокого качества снимки, сделанные при помощи георадаров. По словам чиновника, на них различимы черты, присущие линиям бронепоезда времён Второй мировой. «Я на 99 процентов уверен, что поезд существует. Те, кто знал о его местонахождении,и пошли туда и сделали эти снимки. На них видны платформы вагонов и орудия. Если кто-то видел фото бронепоезда, то этот выглядит похожим образом,» – заявил он.

Клад, если таковой будет найден, по словам Жуховского, станет сенсацией мирового масштаба, ведь «до этого поисковики и археологи имели дело с меньшими объектами с того периода. С танками, например. В данном случае речь идёт о составе в сотню метров длиной.» Жуховский называет ситуацию беспрецедентной: «Ранее мы имели дело с устными свидетельствами, сейчас же всё оформлено юридически, заявители наняли адвокатов. Масштаб также уникален. Хотя для нас остаётся тайной содержание груза состава». Стоит отметить, что слова чиновника некоторое время спустя были подвержены критике Петром Левандовским – специалистом правовой охраны памятников архитектуры и истории Польши. Он указывает на невозможность с помощью георадара выполнить снимки, на которых можно различить отдельные детали вагонов. Он выразил мнение, что Пётр Жуховский мог видеть фотомонтаж и на основе него сделать скоропалительные выводы. Он и другие скептики сомневаются, что поезд находится в Валбжихе, и что он вообще существует, но голосов « за» от этого не становится меньше.

На основании имеющихся свидетельств выдвигается версия, что в вагонах состава может находиться множество драгоценных предметов, а также важная документация. По этой причине к делу было подключено казначейство Польши. Его, а также агентство внутренней безопасности и Министерство культуры, власти города оповестили в установленном для таких случаев порядке.

В свою очередь, отмечается, что клад может и скорее всего был заминирован. Известно, что немцы использовали тактику минирования при отступлении, тем более если дело касалось объектов особой важности. Случай с поездом не стал считать исключением, поэтому власти города призвали всех охотников за кладами, которых в течение недели стеклось в Валбжих небывалое количество, не предпринимать попыток самостоятельно добраться до предполагаемого места находки.

Хотя место нигде официально не фигурирует и властями указано и даже упомянуто не было, энтузиасты-поисковики, пользуясь имеющимися старыми картами местности и ранними материалами, связанными с поисками поезда, уже обступили предполагаемый район его местонахождения. Представляется вероятным, что состав спрятан в подземный тоннель на отрезке между 61 и 65 километром железной дороги Вроцлав–Валбжих. Полиция и лесничество контролируют ситуацию. К поиску готова подключиться и армия. Инженеры и саперы могут оказать необходимую помощь в расчистке территории и, если это понадобится, в разминировании подходов к поезду и самого объекта.

Анджей Гаик, проводник по замку Ксёнж, третьему по величине замку Польши, вплотную занимавшийся поиском «Золотого поезда», уверен, что в этот раз ситуация с бронепоездом выглядит более чем правдоподобной. Двенадцать лет назад он со своими товарищами и Тадеушем Словиковским, пенсионером, ветераном-горняком, который очень хорошо знал эти места, сумел установить примерное место, где теоретически мог находиться тоннель. Было принято решение начать копать в районе 65 километра ветки Вроцлав – Валбжих. Работая лопатами, кирками и ломами, они добрались до завала, который явно не был похож на природный. «Там были глыбы из скальных пород, которые не выступают у поверхности в этих местах. Более того, мы наткнулись на куски бетона с фрагментами кирпича. Мы вовремя остановились тогда. Мало того, что толща откопанной тогда нами земли начала на нас сваливаться, так ещё, если это был тоннель, то он наверняка должен быть заминирован,» – говорит Анджей Гаик. Группе не суждено было продвинуться дальше, так как на дальнейшие поиски нужно было разрешение на работы тяжёлым оборудованием, которого им получить не удалось, так как здесь проходит железнодорожная ветка, движение по которой было бы затруднено.. Но факт существования поезда, по словам Гаика, отрицать сложно.

Есть свидетельства о том, что состав выдвинулся из Вроцлава в направлении Валбжиха и что его видели в районе вышеупомянутого отрезка пути, но дальнейшая его судьба неизвестна. Поезд просто исчез. Анджей Гаик предполагает, что если будет найден тоннель, это станет не меньшей сенсацией, чем обнаружение самого загадочного состава. В этом случае удастся установить то, что до сих пор остаётся одной из загадок замка Ксёнж – секретные ходы проекта «Великан» (Reise), создаваемого гитлеровцами в период войны.

По имеющимся данным, Ксёнж с осени 1943 перестраивали под главную резиденцию Гитлера и под производственные подземные корпуса, для чего были прорыты гигантские шахты и тоннели. Специалисты сходятся во мнении, что в случае обнаружения поезда в его грузе, возможно, могут быть обнаружены важнейшие документы, касающиеся и этой крупнейшей военной стройки Третьего рейха, которые прольют свет на загадку проекта «Великан». А это событие возведёт значимость находки в степень.

К ситуации подключилась также и Министр культуры Польши Малгожата Олимановская. Она попыталась остудить страсти, разгоревшиеся вокруг бронепоезда-призрака. В своём заявлении на тему «Золотого поезда» она выразила скепсис по этому вопросу и напомнила, что прежде чем строить догадки о несметных богатствах, необходимо сначала провести ряд процедур, в том числе по исследованию местности, и тем самым проверить достоверность информации о поезде. Все эти меры подразумевают ряд предосторожностей и формальностей. Сообщается, что власти планируют начать разведку местности при помощи гоерадаров к весне будущего года. Так что любителям загадок и искателям кладов придётся вооружиться терпением.

Илья Болгов

Темы

Фотоматериалы