Вниманию туристов и зарубежных работников в Польше! Польский банк PKO задерживает иностранные карты!

'20 марта 2018'

Что делать, если банкомат в Польше "съел карту"? Пенять на себя и иметь НЗ наличных.

Реальная история задержания иностранной карты банкоматом польского банка закончилась победой странной политики польского банка. Увещевания о том, что это единственный способ платить и получить наличные, результата не возымели.

Туризм в Польше, конечно, развит. Как и сервисы, с этим связанные. Но оплата банковскими картами возможна не во всех местах, хотя она и кажется повсеместной. Отправляясь в поездку, конечно, гораздо проще держать деньги на карте. Часто туристы именно так и поступают – везде расплачиваются картой, а если где-то понадобились наличные – отправляются в банкомат и снимают там нужную им сумму в валюте того государства, в котором они находятся.

Есть ещё работники из стран, не входящих в ЕС. Они тоже часто пользуются картами своих банков, не находящихся на территории Польши.

Подобным образом ситуация выглядела в описываемом случае. PKO Bank Polski SA (не путать с PEKAO – ошибка возможна, так как звучат названия одинаково „Пекао”) обладает огромным количеством банкоматов в Польше. Ровно как и множеством отделений по всей стране. Это крупнейший игрок польского банковского рынка. Многие бывавшие в Польше наверняка встречались с логотипом этого банка в виде стилизованной копилки. Пользуясь тем, что банкомат PKO оказался под рукой, герой данного материала с картой Сбербанка на руках решил воспользоваться услугами банкомата банка PKO по снятию наличных.

В итоге карта Сбербанка России при нажатии „выдать наличные” и выбора валюты „польский злотый” была банкоматом задержана без предупреждения. Ситуация осложнялась тем, что времени было 21 час по Варшаве.

Звонок в службу поддержки банкомата PKO выявил удивительное положение дел. Оказывается, все удержанные банкоматами банка PKO карты после их изъятия подлежат моментальному уничтожению. Карту обратно не может отдать даже сотрудник банка, даже если задержание карты произошло в рабочие часы отделения банка, даже если на его глазах.

"Не обязаны посвящать клиентов во всё"

Дело в том, что, как это не парадоксально, банкоматы Bank Polski PKO обслуживаются сторонней фирмой. Кроме того, по словам специалиста „горячей линии” банка, процедура удержания и возврата карт регулируется внутренними документами банка. На уточняющий вопрос о возможности где-либо прочесть эти правила, специалист ответила буквально следующее – „это внутреннее распоряжение банка. Банк не обязан раскрывать все свои документы клиентам”.

Исключений из этого правила нет. Увещевания о том, что „я турист”, „карта заграничного банка”, „у меня нет наличных” – столкнулись с потрясающей логикой – „у вас же остаётся возможность оборота наличными и возможность снять их со счёта”. Забавно, что ничто сказанное про зарубежный банк, про единственную возможность снимать деньги и тп, услышано не было. Ответ был один – „вам нужно заказывать новую карту” и „вы можете заказать карту нашего банка в любом нашем отделении”.

Всё бы было нормально, если бы разговор вёлся с авто-информатором. Но разговаривал живой специалист. Безучастность и циничное игнорирование проблемы как таковой – поражают.

Век натурального хозяйства и обмена

Поражает и то, что это Европа и за окном 21 век. Век, когда факт владения данной картой можно подтвердить не только паспортом, но и всеми видами приложений, вплоть до отпечатка пальца. Но, оказывается, этого недостаточно. По-видимому, автоматизированное положение дел кого-то не устраивает. Гораздо интереснее переваливать массу бумажек, тратить трудочасы сотрудников банка и время клиента (хотя какое там время клиента, когда его не нужно информировать о таких тонкостях, как задержание карты, и трудностях, которые его ожидают).

Ситуация оказалась более глубокой после расспросов на данную тему граждан Польши, с которыми случалась подобная история с их картами польских банков. Оказалось, что выглядела она подобным образом.

Независимо от названия банка, работники филиала абстрагировались от происшествия, заявляя, что это не их проблема, а некоей сторонней организации, которая обслуживает банкомат их банка. Да, прямо тот, который стоит в их зале и обклеен их логотипом.
В этом материале мы не будем приводить названия банков, приводимые опрошенными. Ограничимся лишь названием того, с которым автор имел возможность обсуждать задержание карты лично – Bank Polski PKO. Но будьте внимательны – концов не найти.

Вывод прост

Если вы турист в Польше и у вас банкомат „съел карту”, и у вас нет денег – вас не будут слушать и делать для вас исключений – тоже. Что делать в такой ситуации? Хочется верить, что в полиции помогут. Пусть даже просто связаться с консульством. Не нужно сразу бросаться „отжимать” телефоны у прохожих. Помните завет героя Андрея Миронова – „Руссо туристо! Облико морале!”.

Более того, нужно запомнить – выезжая в Польшу, имеет смысл держать при себе наличные деньги. В долларах или евро. Как неприкосновенный запас. Несмотря на всю кажущуюся прозрачность, клиентоориентированность и технологии, рассчитывать стоит только на свою смекалку и на поговорки „запас не тянет” и „не имей сто рублей, а имей сто друзей”. Друзей можно попросить перевести деньги через популярные системы с выдачей их в одном из пунктов. Для этого неплохо бы иметь на телефоне достаточно средств, чтобы звонить домой.

Будьте внимательны с банкоматами в Польше, чтобы ничто не могло омрачить вам путешествия по этой прекрасной стране, жизнь или работу в ней.

Илья Болгов

Темы

Фотоматериалы