Разделение школ на мужскую и женскую принято считать пережитком прошлого. Только не в Кракове. Здесь вот уже 400 лет функционирует школа, где учатся исключительно девушки.
В период подготовки ко Всемирным дням молодёжи в Польше всё чаще звучит тема роли веры в воспитании детей. В Польше эта тема обсуждается весьма широко и в повседневной жизни, но в преддверии визита папы римского Франциска и его встречи с подрастающим поколением она стала ещё более насущной. В связи с этим Польское агентство печати (РАР) опубликовало заметку об историческом учебном заведении Кракова, где, несмотря на новые технологии и 21 век на дворе, продолжают следовать строгой этической линии христианского воспитания.
Формально история современной женской школы в помещении Публичной гимназии № 53, что на улице Святого Иоанна (Świętego Jana 7) в Кракове, берёт своё начало четыре столетия назад. Организованная Софией Ческой (Zofia Czeska) в 1627 году, на сегодня она насчитывает 414 учеников. Точнее – учениц. Руководят женской школой сёстры Презентки. Эта традиция также восходит к XVII веку. София Ческая была основательницей католического движения монахинь – Собрания Дев Введения во храм Пресвятой Богородицы. Именно это название, хоть на первый взгляд и не созвучно Презенткам, взято за основу сокращения. На латыни Введение во храм Пресвятой Богородицы звучит как – Praesentatio S. Mariae in templo. Первое слово Praesentatio и стало основанием названия собрания монахинь. Сёстры неукоснительно следуют миссии, возложенной на школу её основательницей. Нести просвещение женщинам во времена, когда образование само по себе не было повсеместным, было делом поистине героическим. Женщине средневековья оставалось не так много возможностей для того, чтобы образование всё же получить. Нужно было или идти в монастырь и обучаться там, или родиться в богатой семье, где от предубеждений об образовании женщин были свободны мужчины. Второй вариант был подобен выигрышу в лотерею в наше время.
Сама София Ческая (1584-1650) свой лотерейный билет вытащила. Она происходила из богатой семьи, которая жила неподалёку от Кракова. Также счастливо вышла замуж за ровню. Муж шляхтич, богат – жизненные перспективы вырисовывались сами собой. И в средние века, и сейчас наличие состояния определяет и круг интересов. Но умер муж, и София осталась с огромным состоянием, которое сулило никак не монашеское существование.
Однако, будучи по натуре особой доброй и чуткой к чужому горю, она решила применить свои средства иначе. Она начала помогать бедным. Однако она считала, что сама раздача милостыни это не та помощь, которая способна что-либо изменить. Потому она решила основать школу для бедных и осиротелых девочек, чтобы дать им не просто хлеб, но чуть большее – возможности. Девочек учили чтению, письму, счёту, пению. Кроме этого, каждая должна была научиться вести хозяйство. Для этого учениц обучали стирке, приготовлению пищи, поддержанию домовладения в чистоте. Кроме этого, упор делался на воспитание в девочках высокой морали на примере святых церкви.
В настоящее время, разумеется, программа образования в школе модифицировалась под современные реалии. Но это не значит, что дело духовного воспитания уступило место лишь изучению наук нужных в современном мире. На деле оно тесно соседствует с развитием высокой морали, духовности и общечеловеческих христианских ценностей. Кроме того школа для девушек ставит своей задачей воспитать крепких не только духовно и морально, но и физически одарённых представительниц прекрасной половины человечества. Это, в свою очередь, перекладывается на физкультурную часть программы. Тут следует сделать оговорку, что католическое монашество не предполагает полного отречения от физического развития тела. На улицах Польши можно увидеть священников, монахов и монахинь на роликах, скейтах и самокатах. Не говоря уже о велосипедах. Спорт – это то, что сближает молодёжь. Быть среди молодёжи занимающейся спортом – сближать её с Христом. Такой принцип исповедует, к примеру, ксёндз Артур Папроцкий (Artur Paprocki). В 2004 году он организовал паломничество на роликах на Ясную Гуру. Акция имела широкий отклик у молодёжи. Сейчас паломничество к Ченстоховской иконе Божьей Матери на различных спортивных снарядах в Польше уже никого не удивляет. Едут на роликах, самокатах, велосипедах.
Женская школа в Кракове за свою историю менялась и развивалась параллельно с реформами в образовании. В самом начале своего существования она называлась Дом Дев. В 1801 году школа была реорганизована и превратилась в общеобразовательную, сначала публичную, а затем перешла в частные руки. Как частная школа, а затем и гимназия, она функционировала до 1949 года. В этом же году новые власти в стране, борясь с частной собственностью, частную школу решили закрыть. При этом Презентки остались в учебном заведении. Для них, продолжательниц традиции, по сути изменилась только форма. Цели и принципы остались прежними. Сейчас школой заведуют всё также сёстры Презенки, но большую часть преподавательского состава составляют светские педагоги. «У нас такая же молодёжь, как и в других учебных заведениях, – это очень талантливые дети,» – говорит сестра Александра Дуда, руководитель интерната. По тому факту, что женская школа, заложенная почти четыре сотни лет назад, существует до сих пор, можно сделать вывод, что импульс, заданный её основательницей, был весьма мощен. Сейчас воспитанницы школы готовятся к участию в Мировых днях молодёжи.
Фото с сайта Парафии св. Анджея Боболи