Поломедиа продолжает играть с языком и на сей раз предлагает читателям польский фразеологизм zejść na psy (или schodzić na psy). Это выражение в польском языке не устарело и его можно слышать по сей день. Что же оно значит?
А значит оно, что кто-то потерял своё былое достоинство и скатился до собачьего состояния. Pies – собака, а zejść – сойти. Дословно это звучит как – сойти до собак. Не больше не меньше. К примеру, о человеке, который был полноценным членом общества и вдруг начал злоупотреблять алкоголем, красть и вообще растерял своё прежнее доброе имя, разложился морально, можно сказать, что он zszedł na psy.
Другой пример. Компания выпускала качественную продукцию, но со временем стала ставить прибыль выше интересов клиента. Качество продукции упало. В данном случае также уместно сказать, что её продукция zeszła na psy. Ну или сама фирма zeszła na psy, коль скоро опустилась до того, что нажива стала для неё первейшим из дел и она открыто стала обманывать своего покупателя, растеряв со временем доверие. В итоге можно сказать, что фразеологизм этот заменяет в польском языке необходимость долго описывать все те негативные изменения, которые произошли с кем-либо, или с чем-либо.
Современному человеку трудно понять, отчего собака ассоциирована в данном изречении с чем-то низким и убого-негативным. Ведь в повседневной жизни нам всё чаще приходится видеть собак, хозяева которых балуют своих питомцев больше, чем себя. Выросли дети, которые и не видели другого отношения к собакам. Всё реже — что не может не радовать – нам на улице встречаются обездоленные и больные собаки, а в случае предмета нашего материала дело как раз в них. Точнее, в истории жизни их предков в деревне.
Фразеологизм zejść na psy обязан своему появлению временам, когда к собаке относились не как к пушистому члену семьи, а как к чисто практической единице домашнего хозяйства. Пёс нужен был деревенским жителям только для того, чтобы охранять придомовую территорию от непрошеных гостей в виде воров и хищников, наносящих вред скоту и птице. Считалось, что для этого пса лучше поменьше кормить, тогда он будет лучше сторожить вверенную ему территорию. Разумеется, что никаких мало-мальски утеплённых будок собакам никто не ставил, а если и ставили конуру, то из самого дешёвого материала, который был в хозяйстве. Да и других гуманностей к ним никто не проявлял. Если лиса стащила курицу, собака получала трёпку. Соответственно, от такого содержания четвероногий сторож достаточно быстро начинал болеть, а когда он начинал от этого хуже справляться со своими задачами, его просто прогоняли со двора и его место занимал новый пёс. А кто-то и сам убегал от такой собачьей жизни в поисках лучшей доли. Если же лучшая доля не находилась, то собака становилась тощей и выглядела совсем убого, пока не погибала. От этого и пошла ассоциация с тем, до какого состояния может скатиться кто-то или что-то, вылившаяся в понятие zejśc или schodzić (в случае если процесс ещё не завершился) na psy.
Хотя сейчас подобная практика выкидывания «отслуживших» своё собак в Польше уже давно не существует, а бездомные собаки попадают в специальные приёмники, где им подыскивают новых хозяев, фраза zejść na psy в польском языке является живым свидетелем давно ушедших лет и нравов.