Феликс Бочковский. Пионер галотерапии

'20 апреля 2017'

Соляные пещеры, соляные ванны и аэрозоли соли – всё это сегодня предлагают своим клиентам разнообразные СПА-салоны и медицинские клиники. Галотерапия в наши дни набирает невиданную популярность. Мало кто знает, что появилась она благодаря Феликсу Бочковскому – главному врачу соляных копей Велички.

Феликс Непомуцен Бочковский (Feliks Nepomucen Boczkowski 29.05.1804 – 23.07.1855) – хирург, доктор медицины – во вверенной ему клинике в Величке исполнял обязанности главного врача соляной шахты. Это лечебное заведение, основанное ещё по повелению Казимира III Великого в 1363 году, стало для Феликса Бочковского отправной точкой в исследовании воздействия соли на здоровье человека. В своей книге, посвящённой, как в дальнейшем окажется, новой области медицины – галотерапии ( греч. – halos – соль, therapeia – лечение), он пишет:

«Во врачебной практике особую важность представляет наблюдение.»

И в ней тут же приводит точные данные, описывающие город, его экономику, население, род занятий народа, состав и количество работников шахты, их обязанности, и, самое главное, – болезни, связанные с выполняемым ими трудом. Здесь же Бочковский сетует на то, что в Величке не хватает обычной больницы: «потребность больницы для горожан ощущается здесь сильно», и приводит разнообразнейшие статистики, на первый взгляд никак не связанные с терапией. Но это только на первый взгляд.
Достаточно прочесть его труд до конца, как становится ясно, что врач исповедует особый подход к своему делу. Подход, который присущ настоящим учёным. Стиль его описания по точности и скрупулёзности схож с ещё одним выдающимся польским исследователем – Бенедиктом Дыбовским. Возможно, потому что тот тоже был медиком. Данные, описываемые Бочковским, нужны ему для того, чтобы показать читающему вопрос благотворного воздействия галолечения глубоко, насколько это только возможно. Здесь и кроется разгадка фразы о «наблюдении». Метод оздоровления, разработанный Феликсом Бочковским и опубликованный им в 1843 году, был основан на его тринадцатилетнем опыте ежедневной работы с горняками соляной шахты в Величке и наблюдениями за состоянием здоровья горожан и жителей окрестных деревень.
Феликс Непомуцен Бочковский
Описания тяжёлых работ, которые приходилось выполнять людям, занятым разработкой соляных пластов, дают понять, с какими трудностями приходится справляться ежедневно врачу соляной клиники.

«Рабочий с набором молотков и молотов, неся их все на себе, спускается в шахту ранним утром. Восемь часов и более, без отдыха какого-либо, не переставая, колет он ими породу. Мускулы его надуваются, спина изгибается в огромном напряжении, центр веса на ногах его, так как ими он удерживать должен постоянно гнущуюся вперед и назад верхнюю часть туловища. От работы такой тело разогревается и работник вынужден одежды свои с себя сбрасывать. В этот момент его сквозняк из штолен пробирает, а потому ревматизм – одна из самых частых болезней здесь.»

Кроме ревматизма был и ряд других болезней, но со временем Бочковский заметил, что основная причина заболеваний и травм среди горняков – это их же халатность, проявлявшаяся в погоне за возможностью заработать побольше денег. Известно, что для этого и поработать нужно дольше, и сделать больше намеченного. Вот и старались рабочие отколоть и перетащить глыбу соли помассивнее, поднять побольше бочек с солью, в нужном месте пренебречь техникой безопасности. Но на этом фоне врач обратил внимание, что при всей тяжести горняцкой работы, сдобренной порой чрезмерным употреблением водки и в целом крайне малой заботой горняков, да и горожан в целом о себе и своём здоровье, – среди бывших работников шахт есть те, кто и в 90 лет оставался крепок и полон энергии.

«Горожане Велички крепки и дородны. Многие и в 90 лет тверды и сохраняют крепость тела и рассудка. Есть в городе и те, кто пережил своё сотое лето»

Бочковский отметил, что люди эти за годы его наблюдения за ними мало болели респираторными заболеваниями, да и вообще заболевание внутренних органов их мало беспокоило. Основной проблемой ввиду тяжести выполняемых работ был геморрой, артрит и артроз, сорванная спина, растяжения и переломы, но на этом патологии почти исчерпывались. Исключения, конечно, были, но из статистики, составленной доктором, было видно, что заболевания иного характера, не связанные с выполняемым трудом, работники приносили со стороны. Он также отметил, что жители Велички гораздо лучше, по сравнению с данными из других регионов Польши, переносили даже бушевавшие в те времена эпидемии различных лихорадок, а причиной болезней, поражавших большинство горожан, становились довольно удручающие условия жизни людей. Бочковский обращает внимание на то, что Величка в целом не развита на столько, насколько могла бы развиться. Домов каменных почти нет, в основном дома деревянные, отсталость в техническом плане, несмотря на привилегированное положение горожан и города:

«Несмотря на возможности и богатство местности, на многие льготы, королями на протяжении столетий Величке дарованные, не пошли ей на многие пользы. Величка за четыре сотни лет не поднялась выше других средних польских городов, хотя могла бы и должна бы была.»

Указывает Бочковский и на то, что само общество, а не только власть, должно заботиться о богатствах, которые имеет. Понимает он под богатствами не только несметные залежи соли в Величке – а соль в те вермена была весомым источником дохода казны – но также родные язык и культуру. К одним из причин убожества Велички, несмотря на крайнюю близость к Кракову, доктор относит и такие:

«Частые войны с Татарами, Турками, Казаками и Шведами, внутренние невзгоды и латинизаци, с пренебрежением и презрением к собственному языку затормозили в Польше процесс распространения и развития национального образования, в чём свободные от подобных войн западные народы, напротив, недосягаемо преуспели. Более богатые наши граждане, вкусившие высших образований, возвышенных вкусов и удобств различных, с удовольствием проматывали богатства свои за границей, салютуя гордыне и праздности, никак о будущем средств своих и целостности Речи Посполитой не заботясь. На родные земли чужого промышленного опыта они не привили.»

Упомянутая Бочковским нарушенная целостность Польши – речь тут о первом из трёх разделов Польши в 1772 году – в исторической перспективе в случае с Величкой сыграла удивительную шутку. Дело в том, что сменившаяся в отошедшем по итогам раздела страны регионе власть после долгих лет стагнации дала толчок развития Величке. После нескольких десятилетий правления австрийских администраторов шахты пришедший в 1836 году новый администратор соляной шахты Франциск Урсини ДеБалагай внял рекомендациям доктора Бочковского и в скором времени было принято решение начать строительство, как сейчас бы сказали, бальнеологического курорта, а тогда его назвали просто – купальное учреждение. Здесь стоит отметить, что купальные курорты существовали и до Велички – к примеру, в Карлсбаде и других зарубежных городах и странах. Существовали они и в Польше. Но в случае с Величкой речь зашла о совершенно новом направлении – соляных купелях, основанных на принятии ванн с тёплой рапой (соляным раствором воды озера, расположенного в соляной шахте Величка). Купания в солёной воде существовали и ранее, но были спонтанными и никто доселе не брался ни за их систематизацию, ни за разработку метода лечения. Феликс Бочковский, тринадцать лет записывавший все особенности болезней и эффектов проводимых им лечений с помощью купания в ванне с рапой, теперь становился главным врачом не только клиники для горняков, но и построенного по последнему слову моды и техники середины XIX столетия санаторно-курортного комплекса. Для реализации проекта было создано товарищество, в состав которого вошли все те, кто желал внести вклад в развитие предприятия.

«Ещё до того, как начали возводить купельный дом, пан Штехлик, хозяин гостиницы, для того чтобы удовлетворить непременную необходимость мероприятия, оборудовал в доходном доме своём четыре ванны.»

В свою очередь, в 1837 году общество начало строительство первых корпусов будущей легенды Велички – соляных купелей. Работы, сдобренные изрядной долей энтузиазма, продвигались весьма живо.

«В 1838 было отдано в использование 12 купальных кабинетов с полным оснащением. В 1839 были закончены бани солевая и русская, в 1840 была закончена общественная баня и 4 купальни для ортодоксов»

Величка, 1839 г.
В комплексе были реализованы решения, которые и сейчас выглядят передовыми, например, волна, имитирующая морскую, и ванные наподобие современных джакузи. Кухня предлагала питание согласно рекомендации врача, а помещения санатория были спроектированы таким образом, чтобы каждое из них было максимально функционально относительно выбранной схемы лечения. Вблизи выходов из лечебницы был разбит парк для гостей санатория, заложенный с учётом направлений воздушных потоков, свойственных этим местам. За счёт такого подхода удалось достигнуть максимальной концентрации фитонцидов в воздухе вокруг оздоровительного заведения. О пользе комплексного подхода в лечении, о его эффективности Бочковский не раз упоминает в своём труде.
Но самое поразительное – это список болезней, которые, как следовало из практики Феликса Бочковского, поддавались излечению с помощью соляных ванн. Среди них и те, которые даже в наше время ставят в тупик многих специалистов. Чего стоит излечение недоразвитой ноги одной из пациенток.

«Шестнадцатилетняя дочь пана Н. страдала тем недугом, что одна нога её была нормальна, а другая тонка и мускулы на ней были не развиты сообразно возрасту и фигуре девушки. Подобранная для неё купальная терапия, включавшая в себя разведённый с пресной водой до необходимой крепости соляной раствор, довольно скоро проявила улучшения. Ей понадобилось повторить купания, но нога её нормализовалась и сейчас она здорова вот уже многие годы.»

Но в арсенале доктора были не только купания. При лёгочных и бронхиальных недугах Бочковский разработал методику лечения пребыванием в самой соляной шахте. Многие годы он внимательно следил за состоянием дыхательной системы рабочих и пришёл к выводу, что микроклимат, царящий в штольнях – постоянная влажность, содержащиеся в воздухе микроскопические частички соли, температура – оказывают на организм выраженный лечебный эффект.

«...Более того, для такого вида заболеваний, более действенным, нежели соляные ванны, является долговременное нахождение в соляных шахтах.
Явление это напрямую связано с особым микроклиматом шахт, где воздух насыщен мельчайшими частицами соли и соляной пыли. Соляно-воздушная взвесь эта воздействует чрезвычайно положительно на слабые и больные легкие, что особенно заметно среди шахтеров, которые, несмотря на невыносимые условия труда, доживают до глубокой старости. С уверенностью можно констатировать, что состояние их существенно улучшается, как только оказываются они на дне шахты, после длительного и трудного спуска...»

Исследование результатов лечения
Вкупе с купелями солевые ингаляции стали мощным средством в борьбе с недугами. Теперь перед методом доктора Бочковского отступали или полностью излечивались: золотуха, ревматическая глухота и слепота, ревматизмы, артрозные недуги, болезни лимфодренажной системы, не говоря уже о проблемах с нервами, с пищеварением и, конечно же, болезнях дыхательной системы. Все свои успехи доктор подсчитывал. Из составленной им статистики следовало, что лишь 10% из всех обратившихся не испытали эффекта от лечения. Хотя и сам доктор замечал, что в крайне запущенных стадиях некоторых болезней, где объективно уже ничего сделать нельзя, его метод панацеей быть не мог. Ведь он не обещал ничего невозможного. Он лишь знал, что и в каком случае работает, а что нет, и честно заявлял об этом, не переставая при том искать и открывать новые истины, постепенно разгадывая тайны соли и её благотворного воздействия на организм.

«Некоторые механизмы воздействия ещё не имеют точных химических формул, их только предстоит изучить химикам, но мы сейчас можем видеть благие результаты их работы»

В двадцать первом веке галотерапия, разработанная и предложенная медицине доктором Феликсом Бочковским, стала одним из её самых перспективных направлений. Лечение натуральными методами, в частности, лечение солью, приобрело невиданную популярность, а вот имя создателя метода, как это часто бывает с изобретателями, история подзабыла. Но дело его живо. В двадцатом веке учёные и врачи, работавшие по методам Бочковского, разрабатывают новое направление в медицине – Субтерранеотерапию (Subterraneoterapia), и процессы оздоровления переносятся с поверхности земли прямо в глубь величкинских соляных шахт. Сегодня в историческом здании купелей расположился комфортабельный отель. Лечение и профилактика болезней происходят на глубине двух сотен метров. Здесь коллеги доктора Бочковского продолжают и совершенствуют начатое им дело. В научное наследие доктора привнесено множество нового. Использование новейшего оборудования позволило сделать эффект, оказываемый самой природой, шире и подарить его как можно большему количеству людей.
Так, в толще соляных пластов Велички функционирует даже гостиница, где приехавшие на лечение – или просто чтобы восполнить силы – могут переночевать, получая при этом лечебный эффект. Поиск нового в галотерапии – это прямое выполнение завещания автора метода лечения солью. Как учёный, Феликс Бочковский считал, что поиск истины, беспристрастный, всеобъемлющий, вдумчивый, внимательный, ведущий человека ко всё большим правдивым знаниям, – не должен утихать ни на минуту:

«Выводы, сделанные из единичных наблюдений, в большинстве своём ненадёжны, а правила, выведенные из единичных случаев – фальшивы...
...Науки природы – это не сундуки с сокровищами, опытом веков наполненные, с уложенными и упорядоченными навеки богатствами. Выводы из богатства опыта сделанные – и из них проистекающие правила и общие понятия – должны быть лишь подсказками в дальнейших изысканиях, а не предлогом для округления науки до системы, в которой нет места другому – новому опыту.»

Илья Болгов

Темы

Фотоматериалы

Феликс Непомуцен Бочковский
Бочковский о шляхте
Исследование результатов лечения
Величка, 1839 г.
Гостиница на месте бывших купелей