В 1924 году польский писатель Владислав Реймонт получил Нобелевскую премию за «выдающийся национальный эпос» - за роман «Мужики», который считается вершиной его творчества.
Роман был написан в 1901-1908 гг., а опубликован в 1904-1909 гг. В нём описывается сельская жизнь в деревне Липце на протяжении четырёх времён года. Роман состоит из четырёх томов, которые так и называются – «Осень», «Зима», «Весна», «Лето».
На фоне этих времён года описывается жизнь в деревне во всём её многообразии. Это столкновения между разными слоями общества, психологические конфликты, крестьянская самобытность, привязанность крестьян к земле, народные обряды… В основе сюжета лежит история любви деревенской красавицы к своему пасынку на фоне конфликтов, назревших в Польше к концу XIX века.
Первая версия романа была написана уже в 1901 году. Однако незадолго до сдачи в печать Реймонт решил подредактировать начало произведения. В процессе работы с рукописью он осознал, что весь роман не отвечает его целям. Писатель решил начать всё сначала, а то, что уже написано, уничтожить – сжечь. Считается, что лишь несколько человек читали ту первую версию романа….
Окончательная версия «Мужиков» создавалась в 1901-1908 годах. БОльшая часть была написана в Париже, где, как говорил сам Владислав Реймонт, ему было проще сосредоточиться на работе. Там Реймонт каждый день работал над романом, параллельно создавая и другие произведения.
Впервые роман увидел свет в виде отрывков в «Иллюстрированном еежнедельнике» - они издавались с 18 января 1902 года до 26 декабря 1908 года. А в виде книг первые два тома были изданы в 1904 году, третий – в 1906-м, а четвёртый – в 1909 году.
Еще в 1909 году роман «Крестьяне» получил премию Левенталя, позднее — премию Николая Рея от Польской Академии наук (1917). И ещё в те годы в прессе заговорили о выдвижении писателя кандидатом на Нобелевскую премию. Но прошёл не один год, прежде чем Владислав Реймонт получил эту награду. Произошло это за год до смерти писателя. Из-за болезни Реймонт не смог приехать в Стокгольм на вручение премии.
По словам члена Шведской академии Пера Хальстрема, роман этот «написан с таким искусством, такой уверенной рукой, что можно без труда предсказать ему долгую жизнь в литературе».