«Ида» Павла Павликовского получила самую престижную кинопремию мира! Победители были объявлены этой ночью на 87-й церемонии в Лос-Анджелесе. Эта лента стала первой картиной в истории польского кинематографа, завоевавшей «Оскар» в категории «лучший фильм на иностранном языке».
Картина Павликовского обошла таких конкурентов как «Левиафан» Андрея Звягинцева, аргентинская лента «Дикие истории» (Wild Tales) Дамиана Сцифрона, эстонская картина «Мандарины» (Tangerines) Зазы Урушадзе и мавританский «Тимбукту» (Timbuktu) Абдеррахмана Сиссако.
«Я снял чёрно-белый фильм о желании человека уйти от всего мирского, а сам нахожусь сейчас в эпицентре внимания мира. Жизнь полна сюрпризов!» - сказал Павел Павликовский, получая приз.
Впрочем, победа в Лос-Анджелесе отчасти была предсказуема. Ещё до церемонии кинокритики в качестве основных конкурентов на «Оскар» называли «Иду» Павликовского и «Левиафан» Звягинцева. И кстати именно на «Иду» сделали ставки большинство букмекеров (ещё месяц назад фаворитом тут был «Левиафан»). Ну а накануне «Оскара» «Ида» получила ещё одну престижную премию в области независимого кино – «Независимый дух» - в категории «Лучший иностранный фильм».
«Ида» - это один из самых успешных польских фильмов последних лет (создан совместно с Данией). Впервые он был представлен на кинофестивале в Гдыне и с тех пор получил десятки престижных кинонаград. Среди них – премии в Торонто, Варшаве… А в декабре она была признана Европейской киноакадемией лучшей европейской картиной.
Картина рассказывает о девушке Анне, выросшей в монастыре. В годы войны она осталось сиротой. Перед принятием обета она знакомится со своей родственницей Вандой и узнаёт о том, что родители её были евреями и погибли во время войны, что зовут её на самом деле не Анна, а Ида, и видит жизнь с совершенно иной стороны, чем в стенах монастыря. Это становится для героини испытанием веры и её жизненных убеждений.
Главные роли исполняют Агата Тжебуховская и Агата Кулеша.
Интересно то, что Агата Тжебуховская (Ида) – не профессиональная актриса, а «Ида» - это её кинодебют. В процессе подготовки к съёмкам фильма Павел Павликовский просмотрел на кастинге сотни актрис, однако ни одна не подходила ему. Агату заметила его знакомая в варшавском кафе. Она была студенткой отделения философии и культуры в Варшавском университете и часто заходила в кафетерий. Связывать свою жизнь с кино Агата не планировала, а на встречу с режиссёром согласилась придти лишь потому, что была поклонницей его фильма 2004 года «Моё лето любви».
Павел Павликовский бОльшую часть своей жизни живёт и работает в Великобритании. И «Ида» - это первая работа режиссёра на родном польском языке.
У главных героинь – Иды и Ванды – есть реальные прототипы. Как рассказал Павликовский в одном из своих интервью, в начале 80-х, проходя курс в Оксфорде, он познакомился с профессором Брюсом и с его супругой, Хеленой Брюс-Волынской. Женщина рассказывала громкие истории, пила, курила, шутила, но при этом производила впечатление очень доброго и щедрого человека. Лишь спустя 10 лет он услышал в новостях, что польское правительство потребовало экстрадиции Хелена в связи с… обвинением её в преступлениях против человечности.
А образ Иды был навеян историей польского священника, который во взрослом возрасте узнал, что он – еврей.
Другим источником вдохновения стала Польша 60-х. Для Павликовского, по его словам, это ностальгия по детству. Время с его веяниями, модой, со своей собственной музыкой. «Я уехал из Польши, когда мне было 14 лет (в связи с тем, что мать вышла замуж за британца – прим. ред.). Но всю жизнь я ощущал себя поляком».