Эльблонгский канал 2.0

'6 марта 2014'

В туристическом сезоне 2015 года, который станет перекрестным годом Польши в России и России в Польше, всем любителям водных путешествий подготовлен подарок: капитально отреставрированный Эльблонгский канал.

Видеорепортаж

Фильм об Эльблонгском канале
путешествие по Польше
Эльблонгский канал

Известность среди туристов, пришедшая к каналу еще в 1912 году, не ослабевала весь XX век и только сейчас появилась возможность отремонтировать этот уникальный памятник истории и инженерной мысли.
Эльблонгский канал, называвшийся до II мировой войны Оберландским, а после войны – Острудско-Эльблонгским, - это единственное в мире гидротехническое сооружение подобного рода.
Его уникальность состоит в том, что почти стометровую разницу высот водные суда преодолевают на участке длиной всего 9.6 км. Такой результат достигается благодаря системе из двух шлюзов и пяти волокам. Суда проходят волоки на специальных платформах, перемещаемых при помощи канатной тяги по железнодорожным рельсам. То есть, по сути, в какой-то момент, "речные трамвайчики" начинают движение... по суше. Преодоление волоков похоже на восхождение и спуск по лестнице.
Систему из специальных платформ, канатной дороги и уникальных механизмов, приводимых в действие силой воды, спроектирована в начале XIX века Якобом Георгом Штеенке (Jakob Georg Steenke). Строительство шло с рекордной скоростью и было завершено в течение 8-ми лет. В 1860 году трасса была открыта. Из Оструды до Эльблонга её протяженность составила 82 км, а ответвления Оструда - Илава, Оструда - Старе Яблонки и Миломлын - Илава насчитывают 130 км.
Канал работает почти непрерывно с момента своей постройки. До 1912 года по каналу проходили только торговые суда и баржи. Перевозку туристов по маршруту организовал местный судовладелец Адольф Тельзлафф. Начиная с 1927 года регулярные рейсы осуществляли два пассажирских судна. Во время войны канал был разрушен, но уже в 1947 году навигация по нему возобновилась.
С 1992 года рейсы по каналу осуществляет Острудско-Эльблонгское пароходство, перевозя в год около 50 тысяч пассажиров. 14 января 2011 года Канал получил статус "Памятника истории".
Знатоки настоятельно рекомендуют посетить канал в период весны или осени, так как несметные стаи перелетных птиц на озерах, по которым вы будете проходить на "речном трамвайчике", становятся поистине неизгладимым воспоминанием, особенно, ели у вас есть длиннофокусный объектив для фотоаппарата.

Волок Бучинец

На этом первом за Острудой участке сухопутного пути издалека можно заметить окрашенные синей и зеленой краской колеса механизма, приводящего в действие необычную канатную дорогу. Полкилометра речной трамвайчик "проплывает" по зеленой лужайке, преодолевая перепад высот в 21.5 метра. В самом Бучиньце небольшой музей расскажет своим посетителям об истории Эльблонгского канала. Тут же можно вникнуть в технические особенности сооружения . То, что невозможно сделать находясь в самом кораблике, можно восполнить при помощи движущейся масштабной модели канала: у каждого желающего есть возможность охватить взглядом всю систему фуникулера в действии сразу.
На западном берегу канала установлен обелиск, посвященный создателю канала – Штеенке. Примечательно то, что установлен он был еще при жизни инженера. Местным фермерам канал позволил в разы быстрее доставлять товары на рынки. Доходы их возросли и они решили увековечить Штеенке в памяти не только потомков, но и в глазах современников.

Участок волока Олешница

Тут кораблики преодолевают самую существенную разницу высот – в 24 с половиной метра. Длина участка – всего 350 метров. Когда стоишь на палубе, создается впечатление, будто вскарабкиваешься на гору при подъеме и скатываешься вниз как на санях.

Отрезок Еление

Тут стоит будка, на которой установлен сигнал, срабатывающий от потока воды при приближении какого-либо судна. Вахтенный не имеет права на сон, он должен постоянно быть на чеку. За проходящими корабликами с близлежащего моста с интересом наблюдают прохожие.

Отрезок пути Цалуны

Отсюда недалек путь до озера Дружно, где вокруг слышны несмолкающие ни на миг голоса птиц. Кроме большого скопления разнообразных пернатых, на озере можно встретить... привидения. А точнее – то явление, которое породило байки о призраках на болотах. На неглубоком дне озера скапливается большое количество ила из гниющих растений. Эти процессы приводят к образованию газа - метана, который имеет свойство самовоспламеняться. Именно от этого над водной гладью появляются необычные огни.

Эльблонг

После 11 часов, проведенных в "плавании", самое время сойти на берег. Набережная в Эльблонге находится прямо в отстроенном и отреставрированном старом центре города. Над главной площадью высится 95-ти метровая башня готического кафедрального собора Святого Николая.

"Машинное отделение"

В красного цвета кирпичном здании огромные маховики и валы при помощи воды приводят в действие всю описанную выше канатную систему Эльблонгского канала. Движущиеся по рельсам платформы, которые переносят на себе "речные трамвайчики", на протяжении всего пути расходуют только энергию воды. Никаких выхлопных газов и загрязнения природы.

Илья Болгов

Темы

Фотоматериалы

путешествие по Польше
путешествие по Польше
путешествие по Польше
путешествие по Польше
самые интересные места в Польше
самые интересные места в Польше
самые интересные места в Польше
самые интересные места в Польше
самые интересные места в Польше
самые интересные места в Польше