В туристическом сезоне 2015 года, который станет перекрестным годом Польши в России и России в Польше, всем любителям водных путешествий подготовлен подарок: капитально отреставрированный Эльблонгский канал.
Известность среди туристов, пришедшая к каналу еще в 1912 году, не ослабевала весь XX век и только сейчас появилась возможность отремонтировать этот уникальный памятник истории и инженерной мысли.
Эльблонгский канал, называвшийся до II мировой войны Оберландским, а после войны – Острудско-Эльблонгским, - это единственное в мире гидротехническое сооружение подобного рода.
Его уникальность состоит в том, что почти стометровую разницу высот водные суда преодолевают на участке длиной всего 9.6 км. Такой результат достигается благодаря системе из двух шлюзов и пяти волокам. Суда проходят волоки на специальных платформах, перемещаемых при помощи канатной тяги по железнодорожным рельсам. То есть, по сути, в какой-то момент, "речные трамвайчики" начинают движение... по суше. Преодоление волоков похоже на восхождение и спуск по лестнице.
Систему из специальных платформ, канатной дороги и уникальных механизмов, приводимых в действие силой воды, спроектирована в начале XIX века Якобом Георгом Штеенке (Jakob Georg Steenke). Строительство шло с рекордной скоростью и было завершено в течение 8-ми лет. В 1860 году трасса была открыта. Из Оструды до Эльблонга её протяженность составила 82 км, а ответвления Оструда - Илава, Оструда - Старе Яблонки и Миломлын - Илава насчитывают 130 км.
Канал работает почти непрерывно с момента своей постройки. До 1912 года по каналу проходили только торговые суда и баржи. Перевозку туристов по маршруту организовал местный судовладелец Адольф Тельзлафф. Начиная с 1927 года регулярные рейсы осуществляли два пассажирских судна. Во время войны канал был разрушен, но уже в 1947 году навигация по нему возобновилась.
С 1992 года рейсы по каналу осуществляет Острудско-Эльблонгское пароходство, перевозя в год около 50 тысяч пассажиров. 14 января 2011 года Канал получил статус "Памятника истории".
Знатоки настоятельно рекомендуют посетить канал в период весны или осени, так как несметные стаи перелетных птиц на озерах, по которым вы будете проходить на "речном трамвайчике", становятся поистине неизгладимым воспоминанием, особенно, ели у вас есть длиннофокусный объектив для фотоаппарата.
На этом первом за Острудой участке сухопутного пути издалека можно заметить окрашенные синей и зеленой краской колеса механизма, приводящего в действие необычную канатную дорогу. Полкилометра речной трамвайчик "проплывает" по зеленой лужайке, преодолевая перепад высот в 21.5 метра. В самом Бучиньце небольшой музей расскажет своим посетителям об истории Эльблонгского канала. Тут же можно вникнуть в технические особенности сооружения . То, что невозможно сделать находясь в самом кораблике, можно восполнить при помощи движущейся масштабной модели канала: у каждого желающего есть возможность охватить взглядом всю систему фуникулера в действии сразу.
На западном берегу канала установлен обелиск, посвященный создателю канала – Штеенке. Примечательно то, что установлен он был еще при жизни инженера. Местным фермерам канал позволил в разы быстрее доставлять товары на рынки. Доходы их возросли и они решили увековечить Штеенке в памяти не только потомков, но и в глазах современников.
Тут кораблики преодолевают самую существенную разницу высот – в 24 с половиной метра. Длина участка – всего 350 метров. Когда стоишь на палубе, создается впечатление, будто вскарабкиваешься на гору при подъеме и скатываешься вниз как на санях.
Тут стоит будка, на которой установлен сигнал, срабатывающий от потока воды при приближении какого-либо судна. Вахтенный не имеет права на сон, он должен постоянно быть на чеку. За проходящими корабликами с близлежащего моста с интересом наблюдают прохожие.
Отсюда недалек путь до озера Дружно, где вокруг слышны несмолкающие ни на миг голоса птиц. Кроме большого скопления разнообразных пернатых, на озере можно встретить... привидения. А точнее – то явление, которое породило байки о призраках на болотах. На неглубоком дне озера скапливается большое количество ила из гниющих растений. Эти процессы приводят к образованию газа - метана, который имеет свойство самовоспламеняться. Именно от этого над водной гладью появляются необычные огни.
После 11 часов, проведенных в "плавании", самое время сойти на берег. Набережная в Эльблонге находится прямо в отстроенном и отреставрированном старом центре города. Над главной площадью высится 95-ти метровая башня готического кафедрального собора Святого Николая.
В красного цвета кирпичном здании огромные маховики и валы при помощи воды приводят в действие всю описанную выше канатную систему Эльблонгского канала. Движущиеся по рельсам платформы, которые переносят на себе "речные трамвайчики", на протяжении всего пути расходуют только энергию воды. Никаких выхлопных газов и загрязнения природы.