Вряд ли есть в Польше напиток, который может сравниться по своей популярности с кофе. Кофе настолько прижился в этой стране, что представить себе польскую семью, не пьющую чашечку этого бодрящего напитка утром, почти невозможно. Причём утром дело не ограничивается: кофепитие продолжается в течение всего дня и даже на ночь… А купить кофе можно практически везде – вплоть до киосков печати…
С историей кофе и его проникновением в Европу связано множество историй, легенд и загадок. Например, доподлинно неизвестно происхождение самого слова «кофе». Согласно легенде, происхождение напитка связано с пастухом по имени Кадди. Однажды он заметил, что козы, которых он пас, становятся бодрее после того, как наедятся плодов кустарника, росшего неподалёку. Кадди попробовал зёрна – и тоже почувствовал прилив сил. Происходило всё в Абиссинии в местечке Coffec, что, возможно, и дало название популярному напитку.
А по другой версии слово происходит от арабского kahwa, что значит «вино».
В исламе употребление вина запрещено, а потому в некоторых религиозных обрядах использовался кофе. Кстати если рассматривать эту версию, то польское название напитка – kawa – гораздо ближе к арабскому слову, чем русское – кофе.
Спор о том, где же среди европейских стран кофе оказался раньше, уже давно не могут решить между собой итальянцы, англичане и французы. В среднем о напитке там узнали на стыке XVI и XVII вв. При этом есть сведения, что на Балканы кофе завезли ещё раньше и что в 1522 году в Белграде уже действовала кофейня.
Несколько десятков лет спустя кофейни уже были в Италии, Англии, Франции, Голландии… А вот в Вене первую кофейню открыл поляк – Ежи Кулчицкий. Произошло это вскоре после того, как король Ян III Собеский разгромил в 1683 году турецкую армию, осаждавшую Вену. Шляхтич и авантюрист Кулчицкий знал шесть языков, в том числе и турецкий, что позволило ему несколько раз въезжать и выезжать с территории осаждённого города, ожидавшего прибытия польского правителя. После победоносной битвы в руках Кулчицкого оказались брошенные турками запасы зелёного зерна. После этого он открыл заведение, в котором, одевшись в турецкий костюм, жарил кофейные зёрна.
В Вене до сих пор жива память о тех событиях: в нескольких шагах от главного вокзала стоит памятник, который изображает Кулчицкого, разливающего в чашки ароматный напиток. Сам монумент установлен на улице, которая носит имя владельца первой венской кофейни.
Поначалу в Польше напиток считался невкусным и даже вредным. Возросла его популярность на стыке XVII и XVIII веков. Сначала мода на кофе охватила Гданьск, где возникли первые кофейни. А уже потом распространилась по территории всей страны.
Уже в начале XVIII века напиток упоминался в медицинских книгах как средство при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Изначально кофе считался напитком для элиты, но уже с XVIII века он становится более доступным и для других слоёв населения.
Кофе продвигали журналы «Монитор» и «Патриот Польши», в которых упоминалось также, что новый напиток не вредит здоровью и не снижает трудоспособность.
В середине XVIII века издатель и публицист Юзеф Эпифани Минасович опубликовал первую монографию на тему кофе на польском языке, которую написал иезуитский миссионер Тадеуш Крушинский.
Несмотря на множество противников, кофе обретал всё больше поклонников. Этот напиток очень любил Игнацы Красицкий – польский поэт, драматург, публицист и гнезненский архиепископ. А в 1779 году политик, драматург и меценат Адам Казимир Чарторыйский даже написал комедию «Кофе». В 1795 году увидел свет первый учебник для кофеваров на польском языке.
С наибольшей охотой покупался кофе de mocca из Турции. Когда такой возможности не было, кофе привозился из Леванта (общее название стран восточной части Средиземного моря), Мартиники (остров из архипелага Малые Антильские острова), Голландской Ост-Индии. Растущая популярность кофе способствовала развитию производства фаянса и фарфора.
Изначально кофе пили на восточный манер – без каких-либо добавок. Однако вскоре стали добавлять молоко, сладкие сливки, сахар и даже соль. Чёрный кофе пили только во время постов.
Во второй половине XVIII века из Пруссии пришла практика смешивания кофе с цикорием. В 1818 году Фердинард Бом основал во Вроцлавке первое производство кофезаменителей. Кроме цикория применялись также – особенно небогатыми людьми – бобы, жёлуди, жареный горох.
Большую популярность приобрели городские кофейни (kawiarnie). В начале XVIII века Антоний Момбер открыл кофейню в Гданьске, в 1724 году француз Хенри Дувал основал кофейню в Варшаве. Число таких местечек стремительно увеличивалось. Уже в 1822 году в Варшаве действовали 122, а в 1844 году – 180 кофеен.
Особый обычай употребления кофе появился у земян (категория военнослужащего населения страны).
Состоятельные дворяне нанимали специально обученных людей (такая служба называлась kawiarka - кофеварка), задачей которых являлось обжаривание кофейных зёрен.
Должность кофеварок увековечил Адам Мицкевич в поэме «Пан Тадеуш» в Книге Второй. В богатых домах такой кофе подавали рано утром в постель в качестве бодрящего напитка.
Торговлей кофе на польских землях сначала занимались купцы, торгующие и другими товарами. А фирмы, специализирующиеся именно на продаже кофе, появились в середине XIX века в Галиции. Причём до конца XIX века зёрна продавались сырыми, а жарить их нужно было самому. Для этого даже были специальные кофемашинки, которые считались неотъемлемой частью хорошего дома. Правда, эффект от этих сложных устройств не всегда был хорошим, и порой лучшим выходом было всё же сходить в кофейню. Всё изменилось в 1882 году, когда Тадеуш Тарасевич, владелец фирмы «Плутон», стал предлагать уже обжаренный кофе.
В фильме «Варшава 1935» Томаша Гомолы, который является виртуальной реконструкцией предвоенной Варшавы, в определённый момент мы видим рекламный плакат кофе «Плутон». Фирма развивалась настолько стремительно, что перед Первой мировой войной у Тарасевича были свои магазины от Сосновца (ныне – Силезское воеводство) до Киева. Кофеманами тогда были уже все поляки – независимо от социального слоя.
Как писал внук Тадеуша Тарасевича и последний предвоенный владелец «Плутона» Кордиан Тарасевич, умерший в 2013 году в возрасте 104 лет, «Под конец XVIII века крепкий «кофе по-польски», который пили с отборными жирными сливкам, в глазах иностранцев стал таким же гастрономическим символом страны, как, например, польский хлеб. Чтобы разделить разные виды кофе, более слабый напиток называли «немецким» или «силезским» кофе.»
Тот имеет мало общего со своей послевоенной версией – когда популярным стало заваривать кофе прямо в чашке и пить его с осадком. И хотя Кордиан называл такой способ «псевдодемократичным и неверным», надо сказать, что сегодня в Польше «на кофейный вкус и цвет товарища нет». А потому популярны разные способы приготовления кофе – и с использованием фильтра, и в чашке. И да простят нас причисляющие себя к гурманам читатели, но кофе в чашке снискал столь огромную популярность не только благодаря простоте приготовления, но и благодаря тому, что это тоже – очень вкусно. Особенно в Польше.
Надо признать, что повсеместная кофемания породила высокие требования к качеству продаваемого кофе.
А потому, по сравнению с менее кофейными европейскими странами, практически каждый кофе, который можно купить в польском магазине, отличается великолепным вкусом и ароматом.
А вот растворимый кофе менее популярен. Многие поляки считают его менее полезным для здоровья.
Сегодня представить себе Польшу без кофе невозможно. И по-прежнему совершенно отдельным явлением являются кофейни. По сути это одна из визитных карточек страны.
Кофейни отличаются весьма демократичными ценами (по сравнению с другими странами) и высоким качеством. В ассортименте кофе обязательно присутствует тот самый «кофе в чашке» - «kawa sypana». А сам выбор очень широк: кофе по-бразильски, по-кенийски, эфиопский кофе… И будьте уверены, что разница между ними очевидна, ибо в столь кофейной стране по-другому среди конкурентов – не выжить. Бразильский кофе обычно крепкий, с ноткой жареных орехов и часто – с ароматом горького шоколада. Кенийский – напротив, более лёгкий, с цитрусовыми нотками. Индия – это пряности, какао и крепкость. Кофе из Южной и Центральной Америки порадует нотками ананаса, папайи и манго.
Впрочем, купить чашечку вкусного кофе можно не только в кофейнях. Это также супермаркеты, кофейные аппараты, автозаправки… И почти всегда это будет не «хороший растворимый» кофе, а натуральный, зерновой. Зная об этом слабом месте поляков, автозаправки, например, делают кофе частью своего имиджа в глазах клиента: на станции можно приобрести стакан кофе, а можно – упаковку кофейных зёрен, из которых напиток готовится. Под брендом сети АЗС, разумеется.
В Польше развиты как сетевые кофейни – Starbucks, Costa и другие, так и небольшие местные кофейни. И по опросам последних лет «Polska na Talerzu», проводимым MAKRO Cash & Carry, чаще всего поляки выбирают именно последние.
Согласно исследованиям, их предпочитают 39,7% опрошенных. Среди причин, побуждающих зайти в кафе, на первом месте – возможность встретиться со знакомыми (57,4%), на втором – потребность в минутке отдыха для себя самого (16,3%), а на третьем – возможность выпить хороший кофе (15,2%).
Во многих городах Польши по сей день сохранились исторические кофейни.
Например, «Яма Михалика» в Кракове на улице Флорианская, 45. Основана она в 1895 году и всегда была популярным местом встречи писателей, художников и актёров. До сих пор там проходят концерты и литературные вечера.
Особое место в кофейнях занимает выпечка. Надо признать, что во многих кофейнях, особенно в небольших городах, пирожные и торта стоят ненамного дороже, чем в магазинах, а потому многие поляки покупают их домой и заказывают праздничные торты на различные торжества.
В фотогалерее на этой странице мы предлагаем вашему вниманию снимки, сделанные в одной из кофеен в Великопольском воеводстве.
И – приятного вам кофепития от проекта Polomedia.ru!