Век истории узкоколейки в Рогуве

'16 июня 2015'

Ровно сто лет исполнилось уникальной железнодорожной узкоколейной ветке Рогув–Рава–Бяла неподалёку от Лодзи. Приехав сюда, есть шанс переместиться во времени...

...ведь здесь ничего похожего на традиционный музей железных дорог посетитель не найдёт. На станции Рогув, что находится в получасе езды от Лодзи, в Бзезинском повяте (Rogów. Gmina Rogów,) гости не увидят стоящих на приколе в тупике паровозов, вагонов и необычных железноколёсных средств транспорта.

Здесь, на железной дороге Рогув–Рава–Бяла (Koleо Wąskotorowа Rogów – Rawa – Biała), любителей всего необычного ждёт самое настоящее путешествие во времени. Они смогут прокатиться на поезде времён наших прапрадедушек.

Поломедиа уже писала о том, что в Польше исторически сложилось особое отношение к железной дороге, но здесь мы можем наблюдать квинтэссенцию этой теплоты отношений паровоза и человека.

Дело в том, что все экспонаты этого памятника железнодорожного дела находятся в рабочем состоянии благодаря небольшой группе энтузиастов. Это они, своими руками, до определённого времени исключительно за свои средства, по крупицам собирали весь подвижной состав.

Что-то ремонтировали, а что-то приходилось строить заново. Как признаются сами сотрудники Рогувской железной дороги, самым важным было успеть спасти объект от отправки на металлолом. Не без труда удалось убедить ответственных лиц, что дорога не ляжет в руинах и в конечном счёте не сгниёт во владении гмины, ведь именно на плечи местной администрации, принимавшей дорогу от PKP, формально ложилась обязанность поддержания её в удобоваримом виде. Любители железнодорожники заверили, что всё сделают сами и в лучшем виде. В администрация согласились и не прогадали. Теперь, когда смотришь на результат многолетнего труда по восстановлению и реставрации подвижного состава, становится ясно, что усилия любителей узкоколейки того стоили. Сложно передать то чувство, которое охватывает туриста при виде старинного поезда, щегольски – будто только из цеха – поблёскивающего новой краской, и вагоны, сверкающие новым, ещё не помутневшим остеклением, будто и не было ста лет истории за плечами. А история была.

Точнее даже – история есть, и теперь её вживую может увидеть любой желающий, вбив в навигаторе адрес Rogów, Dworcowa 37. Кстати от Варшавы это всего в часе езды.

Узкоколейная ветка, соединяющая Рогув с Равой Мазовецкой и Бялой Равской, берёт своё начало в 1915 году, в событиях Первой мировой войны. Создавалась она для военных целей, в частности – для перевозки боеприпасов и продовольствия к линии фронта.

За свою боевую юность табор ветки повидал всякое, а когда война кончилась, перешёл в 1918 году, как и независимая Польша, на мирные рельсы. Дорога вошла в состав государственных железных дорог Речипосполитой – PKP. С того самого времени, вплоть до 2001 года, дорога исправно функционировала, пройдя все тяготы Второй мировой войны и наступивших впоследствии преобразований страны. Преобразования же в родном для Рогувской железной дороги ПэКаПэ едва не решили её судьбу в пользу переплавки. Сами сотрудники музея признают, что без помощи местных властей им вряд ли удалось бы сохранить этот движимой силой пара памятник. Зато теперь гмина отмечает активизацию потока туристов. Ещё бы, масса людей с детства слышали от своих бабушек и дедушек о том, как они в своей молодости ездили в степенно покачивающихся вагончиках, со скоростью такой, что, спрыгнув с поезда можно было успеть набрать цветов. И здесь, на железнодорожной станции Рогув, жителей современного высокотехнологичного мира ожидает возможность прокатиться по дороге времени. Времени прошедшего, но такого близкого, ведь небольшой по современным меркам вагончик катится по рельсу, который помнит многое.
Протяжённость линии 50 км, что делает её самой длинной из ныне действующих в Польше узкоколеек.

Работники этой уникальной железнодорожной ветки говорят, что после того, как они в 2003 году вернули состав на путь и составили расписание движения, поток туристов только увеличивается. Ввиду этого поезд возит теперь не только организованные группы, как это было во времена РКР, но и индивидуальных туристов, что безусловно добавило дороге удобства. Интерес приезжающих изо всей Польши и из зарубежья гостей вызывает, несомненно, и сам вид вагонов, паровозов и других локомотивов. Волонтёры и энтузиасты, работающие над поддержанием дороги в рабочем состоянии, при восстановлении экспонатов уделяют внимание каждой мелочи. Всё должно быть так, как было в оригинале: окрас вагонов, их внутренняя отделка и даже форма кондуктора. Всё для того, чтобы человек, посетивший крупнейшую в Европе коллекцию узкоколейного транспорта, смог по-настоящему окунуться в атмосферу, о которой он слышал от дедушек.

Илья Болгов

Темы

Фотоматериалы

Процесс реконструкции вагона
Паровоз. 1920 год
Фото 50-х годов
расписание движения по Рогувской дороге