Кого собьют следующим?

'29 апреля 2019'

Кто из нас не проходил в детстве возраст, когда мы отчаянно требуем у своих родителей: "Маа-ам, купи мне кошечку или собачку!"? Почему-то на это не влияют ни современные гаджеты, которые занимают руки и умы, ни современные мультики и их раскрученные герои. Так что меняется потом? Сегодня я в очередной раз стала свидетелем того, что сбить животное на дороге - это, оказывается, нормально. Речь не о том, случайно или специально. Речь об отношении. О том, что это - нормально. О том, что заваливать стену профиля в соцсети умилительными фотографиями кошечек, а потом выстраивать систему общественных ценностей, в которой мы ну совсем не в ответе "за тех, кого приручили", - это нормально.

Собственно, событие, которое произошло сегодня и подтолкнуло меня к написанию этого текста, - ни в коей мере не является исключением. Такие происходят в каждом населённом пункте ежедневно по много раз. Сегодня в обычной польской деревне на обычной проезжей части была насмерть сбита кошка. Не делая акцент на том, что эта уличная кошка была любимицей и фактически членом сразу двух живущих в деревне семей и на прочих сторонах чисто эмоционального характера человеческой природы (присущих, как выяснилось, не каждому человеку), скажу, что исключительным в этой истории явилось то, что в течение года это событие мы пытались предотвратить. Мы - это я и мой муж Илья Болгов, второй создатель и идейный вдохновитель "ПолоМедии".

И в процессе этих попыток мы не только столкнулись с простым человеческим равнодушием, но и с тем, что для реализации этого равнодушия выстроена целая система законов и ценностей.

Надеюсь, что тот опыт, который я опишу, во-первых, будет полезен русскоязычным жителям Польши, которых в стране немало и очень многие из которых являются посетителями интернет-портала "ПолоМедиа". А, во-вторых, заставит лишний раз задуматься над тем, что же происходит вокруг нас и правы ли те, кто сводит ситуацию к словам "нормально" и "а что же поделать ". Независимо от той страны, где вы живете - в Польше, России, Белоруссии или любой другой.

Предыстория

Итак, начну с начала. Как и в любой другой деревне, в описываемой мной живут уличные кошки, у которых время от времени появляются котята. Так получилось, что одна кошка еще три года назад прибилась к нам и к соседям через дорогу. Цель кошки была ясна - получение угощений и человеческой ласки. У кошки время от времени появлялись котята, и двух из них, родившихся два года назад, она приучила к нам. Молодые кошечки не воспринимали две семьи иначе, как за своих старших товарищей. Чтобы им было тепло зимой, во дворе нашего дома под ёлками мы установили домик, в который подключили подогреваемый коврик. Когда кошечкам было по полгода, мы их отвозили на стерилизацию. Когда болели - брали у ветеринара лекарство и давали им.

А еще, как и во многих деревнях, у нас стоят знаки ограничения скорости. На которые реагируют далеко не все. Причина проста - нет механизма контроля. Установка полицейской машины - дело крайне редкое, камер и "лежачих полицейских" нет в помине. На узкую проезжую часть выбегают дети, собаки, кошки.

Год назад одну из тех двух кошек сбили. Произошло это в день местного футбольного матча и водитель, возвращавшийся после просмотра игры, ехал с явным превышением скорости и невнимательно следил за дорогой, чему есть свидетели. Произошло это в светлое время суток и в солнечный день. Словом, при таких же обстоятельствах, но при езде с нормальной скоростью вероятности увидеть кошку (которая никогда не бросалась к машинам ради игры, а всегда осторожно переходила улицу, наученная опытной и немолодой кошкой-мамой) и вовремя не остановиться было бы гораздо больше.

Уже не говоря о том, что движение здесь очень неактивное - в зависимости от времени суток от 2 в минуту до 1 в полчаса.

Что было сделано

Проблема невнимательности водителей в населенных пунктах, превышения скорости и, как следствие, сбитых животных, предстала тогда перед нами во всех деталях, и мы предприняли ряд действий.

Оставшимся кошкам были куплены и одеты ошейники со светоотражателями. Во-первых, они стали заметнее ночью. Во-вторых, мы наивно подумали, что про кошек с ошейником кто-то подумает "Это чей-то домашний" и это кого-то от чего-то остановит.

Однако помимо этого мы предприняли большое число попыток привлечь средства контроля скорости в нашу местность. Началось всё с обращений в местное отделение полиции. Там нам красноречиво ответили: дескать, в нашей местности была произведена проверка и никаких проблем выявлено не было.

Также нам объяснили, что полицейских машин, способных контролировать скорость, в отделении мало и они обычно заняты.

После этого мы пошли писать выше - в инстанции, отвечающие за весь район, за всё воеводство. И, наконец, добрались до Варшавы. Спустя некоторое время оттуда пришёл ответ о том, что требование наше "спущено" в местные учреждения. И - о чудо! - на дороге появилась полицейская машина, контролирующая скорость. У одного чересчур спешащего даже права отобрали (а это превышение более чем на 50 км). И на некоторое время ситуация, действительно, улучшилась. Как выяснилось, не навсегда.

Также за этот год нашими стараниями в нашей части деревни появились тротуар и фонарь. Т.е. местность окончательно перестала вызывать сомнения в том, что здесь идёт своим чередом жизнь, а не стоят пустые дома. Облик этого места красноречиво говорит о том, что жители всех поколений, включая многочисленных детей на роликах и велосипедах, здесь, они никуда не уехали и вот-вот выйдут из дома.

Ещё одна. Сколько можно?

Сегодняшнее утро - ровно год спустя после гибели той предыдущей кошки - началось с того, что была сбита вторая кошка.

Сценарий - точно такой же: ясный солнечный день, светлое время суток и явное превышение скорости серебристым автомобилем. Номера свидетели записать не успели.

Первой удивляющей каплей в такой ситуации - когда мы стояли на месте печального события - стала проходящая мимо местная жительница, дама на возрасте. Вместо сочувствия она почему-то стала говорить что-то про неизбежность ситуаций. Когда мы сказали о том, что писали многочисленные письма до всех инстанций, дама стала утверждать, что делать что-либо бесполезно, потому что такова жизнь. Затем она решила вглядеться в кошку и вообще поинтересовалась, не её ли это случайно кошка. А то свою она некоторое время уже не наблюдает.

Но к делу. Через несколько минут мы решили набрать в полицию. Т.е. тем самым стражам порядка, которые произвели проверку в нашей местности год назад и не выявили никаких проблем.

Кстати при звонке на общий телефон полиции (997) вам в таких ситуациях не только не помогут, но даже не переключат на ваше местное отделение. Поэтому обязательно имейте где-то под рукой тот самый 9-значный номер, где ваше обращение должны принять.

Спустя некоторое время полицейские и вправду приехали. Их было двое - участковая и её коллега. Поводом к разговору с нашей стороны стал всё тот же насущный вопрос: как добиться соблюдения скорости и предотвратить, таким образом, возможные дальнейшие гибели домашних животных и детей на дорогах в нескольких метрах от дома?

Однако разговор наш почти сразу повернулся в необычное русло. Полицейский поинтересовался, наша ли это кошка. Оказывается, если это наша кошка, то полную ответственность за неё несём мы. А в такой ситуации, когда кошка или собака "выбежала" на дорогу, то владелец животного вообще должен заплатить штраф до 5000 злотых (порядка 85 тысяч рублей). В противном случае животное трактуется как дикое.

Что касается дикого животного. По закону водитель, сбивший дикое животное, должен остановиться и при возможности оказать ему помощь и/или сообщить об этом в полицию, но не уезжать с места происшествия сразу.

Видимо, кошка с ошейникам была совсем не похожа на дикое лесное животное, поэтому мысль о том, что сбивший её водитель не только лишил её жизни, но и нарушил этот закон, полицейских не зацепила вовсе.

Мы вернулись к теме того, что животное домашнее.

Полицейский стал снова пугать нас штрафом - дескать, если заявите, что животное ваше домашнее, то штраф, поэтому давайте прекратим вообще этот разговор. Мы его немало удивили тем, что выразили свою готовность заплатить штраф при условии, что это приведёт к каким-либо действиям по нормализации дорожной обстановки. На что полицейский признался, что после уплаты штрафа дело никуда не сдвинется. Просто казна получит штраф - и всё.

(Здесь и далее приведен краткий, но точный пересказ длинного разговора, т.е. приведенные фразы не являются цитатами).

Мы: А что вообще можно сделать?
Полицейские: Ничего. Никто ничего делать не будет.
Мы: А если ребёнка собьют?
Полицейские: Если собьют, то что-то будут точно делать.
Мы: Т.е., как в Средневековье, надо в жертву принести человека, а без этого - никак?
Полицейские: Выходит, что так.

Наконец, мы вспомнили о том письме, в котором нас заверили, что в нашей местности всё в порядке. Оказывается, и вправду всё в порядке! Вывод такой был сделан очень просто: был взят некий отрезок времени и взята статистика, которая показала, что именно в этом промежутке не было ни одной аварии.

Чтобы принять посильное участие в статистике по произведенным действиям полиции и муниципальных служб, мы упомянули в разговоре, что уборкой тел животных занимается дорожная служба. "Да ладно вам! - отмахнулся полицейский. - Быстрее самим взять лопату и закопать". "Ну уж нет. А то у вас опять статистики не будет," - сказали мы. Тут полицейскому ничего не оставалось, как позвонить по какому-то номеру и кому-то сообщить о необходимости приехать.

(Как вы понимаете, нет никакой проблемы для нас похоронить кошку самим, но мы использовали это как зацепку).

После этого последовали несколько взаимоотменяющих звонков с одномоментными сообщениями о том, что служба сможет и не сможет сегодня приехать, однако через некоторое время материализовался автомобиль дорожной службы с целыми тремя работниками. Мы вышли с фотоаппаратом и с журналистским удостоверением. Последнее даёт право не спрашивать о согласии на фотосъёмку взрослых людей, выполняющих свою работу. Тем не менее, мы сочли нужным предупредить их о фотосъёмке и даже предложили повернуться спиной (поскольку лица этих людей были совершенно неважны для описания происходящего).

Видимо, это оказалось хорошей проверкой, поскольку работники стали срочно звонить своему начальству, после чего резко заявили, что "убирать тело они не имеют права ввиду отсутствия специального оборудования в машине и максимум, что они могут сделать и даже обязаны, - это отодвинуть его с проезжей части".

После этих слов в мгновение они сделали обещанное - передвинули тело - и ещё через мгновение скрылись из виду.


Скрывшаяся дорожная служба

Кстати, через час тело всё-таки забрали. Но сделали это с такой скоростью, которой позавидовали бы современные высокоскоростные поезда. Мы даже выйти из дома не успели! Видимо, возможность попасть в объектив журналистской камеры творит чудеса со скоростью выполняемой работы.

А что общественность?

Не буду подробно описывать реакции большинства представителей местной общественности (в этом и следующем абзаце говорю именно о местных жителях как о тех, кто живёт в описываемых реалиях), потому что иначе мой материал получится слишком длинным.

Помимо выражения полной безысходности и согласия с ситуацией было высказано вполне серьёзное суждение о том, что в населённых пунктах вообще не надо заводить животных, потому что их может сбить машина. Без комментариев.

Сразу вот эти строки вспоминаются:

Если у вас нет собаки ее не отравит сосед
И с другом не будет драки
Если у вас если у вас
Если у вас друга нет друга нет

Пусть простят меня те, кому покажется слишком суровой вот эта моя фраза о реакции местного населения. Вообще-то я всегда считаю, что человек - существо доброе и светлое, и очень ценю и вижу доброту в людях. Но, видимо, день сегодня такой, что те, в которых я вижу доброту, никак не прореагировали.

Немного из зоологии

И всё-таки вернёмся к вопросу статуса таких животных, как собака и кошка. По образованию я не биолог и не зоолог. Тем не менее, помимо профессий, которыми я владею (журналист и программист) несколько лет назад я успела получить сертификат кинолога от Российской кинологической федерации. На практике мои знания по собакам мне пока применить не удалось (судьёй по породе я не работаю, да и своего питомника собак у меня нет). Однако в процессе освоения годичного курса и написания курсовых и дипломной работы у меня была возможность с увлечением прочитать большое количество интереснейших изданий российских и зарубежных авторов по вопросам анатомии, зоопсихологии, содержания, ухода и эволюции домашних животных. Это раскрыло мне глаза на многие вещи и заставило более внимательно отнестись к месту, которое занимают эти звери в нашей жизни.

Эволюционно и собаки, и кошки зависят от человека. Собака - это уже не волк и не койот. Кошка - не лев и не тигр. Это совершенно отдельные ветви развития, у которых заложено в природе - быть с человеком и делить с ним его жизнь.

Это выражается и в той службе, которую оказывают человеку собака и кошка, и в хозяйственной пользе (один только отлов крыс и мышей чего стоит), и в моральных качествах. И кошке, и собаке по их природе хорошо с человеком, они "знают" человека и в норме предпочтут жизнь с человеком жизни без него. Они доверяют человеку, потому что знают, что в норме человек - на их стороне уже не первое тысячелетие.

Большим заблуждением является то, что кошку по незнанию часто описывают как одиночку, гуляющую "саму по себе". Кошка - это глубоко социализированное животное со сложной системой социальных взаимоотношений между членами своего общества, в которое интегрированы люди. Домашняя кошка знает своего хозяина, отличает его и в опасных ситуациях будет терпеливо верить, что он придёт и от него будет помощь. Уличные кошки отличают своих людей, их автомобили, знают их распорядок и радуются от присутствия своих двуногих друзей. Очень крепки и сложны отношения кошек между собой. Чего стоят "детские сады", в которых мамы-кошки по очереди опекают котят, или коты, которые отважно защищают котят со своей территории.

И чего стоила постоянная забота погибшей сегодня кошки Баськи о второй кошке, абсолютно глухой, единственной оставшейся теперь между двумя знакомыми им домами. Баська часто не шла к миске, пока не найдёт и не приведёт свою подружку, потому как последняя просто не слышала, когда ее зовут.

Да и дорогу они переходили только вместе. Первая подходила Баська, и только потом - глухая Грета.


Грета около Баськи

И как после этого надо трактовать статус домашних собак и кошек? Заслуживают ли они того, чтобы рассматриваться как некий безвольный объект, к которому не надо проявлять никакого внимания?

Что дальше?

В ближайшее время мы намерены продолжить наши усилия по нормализации ситуации. Специально употребляю слово "нормализация", поскольку описанную ситуацию считаю НЕнормальной.

О том, каких результатов мы добьёмся, мы обязательно расскажем на нашем интернет-портале.

Я много слышала разговоров о том, что пытаться что-то изменить в системе бесполезно. Отвечая на них, я всегда привожу в пример двор дома в центре Москвы, где мы жили долгие годы. Нашими усилиями за несколько лет "общения" с разнообразными московскими службами и со всей районной администрацией из заброшенного участка с месивом грязи он превратился в облагороженное пространство со стоянками и площадками. И если сначала в администрации нам кричали слово "нельзя", то в итоге двор демонстрировали мэру Москвы как образцовый. А одним из важных моментов стало то, что была решена проблема с кривыми деревьями, которые падали на людей. В нашем районе так убило ребёнка. Теперь деревья не падают. Значит, так ли бесполезно? Долго, хлопотно. Но не бесполезно.

Под занавес: куда пристроить животное на время отпуска? Конечно же, выбросить!

Тут стоит заметить, что вообще Польша выглядит как страна, в которой очень любят домашних животных.

Вы только посмотрите на вечернюю улицу любого уютного городка с узнаваемыми образцами европейской архитектуры. По улицам идут люди, и почти у каждого на поводке - небольшая собачка, чаще всего йорк или ши-тцу. Собачки удивительно спокойные и дружелюбные. Идиллия, не правда ли?

Мы тоже так думали до тех пор, пока не столкнулись с одной удивительной местной привычкой. Однажды летом к нам прибилась собака - весёлый и по-домашнему ухоженный джек-рассел. Пёс никуда не уходил, ему был нами куплен корм, выданы миски и игрушка. А, когда мы открыли машину, он в мгновение туда запрыгнул и уселся, из чего можно сделать вывод, что езда в автомобиле для него привычна.


Выброшенный кем-то джек-рассел

Мы наивно подумали, что у кого-то потерялся пёс, сфотографировали его и везде дали объявление о том, что найдена собака. И тут посыпались ответы...

"Да это кто-то поехал в отпуск и выбросил!" - писали люди так, как будто это было абсолютно привычным явлением. Увы, оно и было привычным.

Тот пёс в итоге нашёл новый дом. А мы провели небольшое расследование и выяснили, что, оказывается, не поддающееся счёту число людей заводит собаку, а летом очень легко решает проблему ее пребывания в тот момент, когда семья едет на море. На машине собаку завозят в незнакомую деревню, выпускают и быстро уезжают. Собака долго бежит за машиной, а потом вот так остаётся одна. А "хозяин" пребывает в полной уверенности, что поступил правильно. В конце концов, там, где он ее бросил, людей полно, авось кто-нибудь подберёт. Собака-то хорошая, пригодится. И собаке хорошо, новый дом найдёт. А он сам, хозяин, что? А он - всего лишь человек, его обстоятельства вынудили.

Люди, будьте Людьми!

Виктория Терина, главный редактор портала PoloMedia
Илья Болгов, заместитель главного редактора портала PoloMedia

Фотоматериалы

глухая Грета, для которой Баська была опекуном
выброшенный кем-то пес