В некоторых ресторанах и барах в Польше в винной карте можно увидеть название виски – Jack Strong. Увидев вопросительно поднятую бровь гостя, официант снабдит информацией, что виски этот - польского производства. Это заставит подняться вторую бровь клиента, и неспроста.
Удивление гостей немногочисленных пока что мест, где предлагается отведать новый вид виски – Джек Стронг, достаточно скоро может смениться удивлением массовым. Компания, производящая, по её собственным словам, первый польский виски, заявила, что готовится поставить свой новый продукт на прилавки магазинов. Учитывая, что фирма входит в концерн Полмос, стоит ожидать, что напиток, носящий имя (а точнее псевдоним) польского агента ЦРУ времён ПНР, появится по всей Польше довольно скоро.
Выход в свет напитка, корни которого уходят в Шотландию и Ирландию, произведённого на польской земле, обусловлен есколькими факторами. Главным из них производитель видит хорошие шансы на прибыль, которая в сегменте виски выросла за прошедший 2015 год на 18%. При этом, согласно ряду исследований, рынок водки в Польше значительно сократился. Причём специалисты заявляют, что тенденция к сокращению водочного рынка сохранятся.
Кроме безусловно положительной патриотической ноты, в гармонии ещё не вышедшего к своему массовому потребителю напитка уже появились уловимые отголоски сомения. Первое, на что обращают внимание скептики, – это факт, что фирма хочет нанести на этикетку надпись «Скотч виски» (то есть – шотландский). По закону о чистоте напитка, подобное название может появиться у виски, только если он полностью произведён в Шотландии. Изготовитель же заявляет, что виноматерниалы (а точнее вискиматериалы) будут целиком сделаны в Шотландии, которые в Польше будут смешиваться. Также скептики обратили внимание на материал в газете «Речь Посполитая», цитирующую Гжегожа Щляка, руководителя компании-производителя Джека Стронга. В материале упоминается, что в Польше в виноматериал из Шотландии будут не просто смешивать, а ещё добавлять спирт и карамель. Критики не заставили себя ждать, напоминая, что виски не требует добавок спирта, а тем более карамели.
Что касается самого названия «Джек Стронг», то тут сомнений меньше. За последние 20 лет фигура польского агента ЦРУ Рышарда Куклинского (кличка «Джек Стронг»), передавшего разведке США десятки тысяч секретных документов о военной стратегии стран Варшавского договора, превратилась в сознании людей в героическую. Так что, если виски действительно будет представлен на прилавках так, как это обещает производитель, то покупатель ему обеспечен. Особенно среди тех, кто помнит ПНР и всю историю вокруг фигуры Джека Стронга. Правда, не стоит забывать, что в Польше есть уже давно сложившийся рынок виски. Поляки, согласно опросам, отдают предпочтение десятилетиями известным им маркам. Лучше всего узнаются Джонни Уокер и Балантайнс. Поэтому Джеку Стронгу придётся демонстрировать силу под стать своему названию. Каков будет результат – покажут продажи.
Совсем не зря в названии нашего материала красуется вопросительный знак. Дело в том, что в целом, даже если фирме удастся реализовать задуманное и Джек Стронг выйдет на массового потребителя, то будет ли он действительно первым польским виски? Тут стоит взглянуть чуть глубже в историю. А там мы видим то, что всё новое, как всегда, – хорошо забытое старое. Дело в том, что история создания виски мало чем отличается от создания обычного самогона. Для этого везде и всюду, в среднем, используются схожие ингредиенты. Польша тут не исключение. Ещё в древности в Польше существовала традиция, согласно которой при рождении сына в землю закапывалась дубовая бочка, наполненная высшего качества самогоном (в Польше он называется bimber). Самогон, как известно, гнали из зерна – в основном из ржи, а там - что уж кто сеял. Наверняка использовался и ячмень. Гораздо позже самогон начали гнать из картошки. Так вот. Выкапывалась такая бочка уже на свадьбу сына. Соответственно, выдержанный не менее 14 лет напиток становился, по своей сути, ни чем иным как виски. Назывался напиток «старка». Старка с XV века была и остаётся до сих пор известным по всему миру польским напитком. Старка упоминается у Болеслава Пруса в «Грехах Детства», у Александра Куприна в «Олесе», у Михаила Булгакова в «Мастере и Маргарите». Владимир Высоцкий упоминает старку (рядом с ещё одним традиционно польским напитком – зубровкой) в своей песне «Случай на шахте».
Другой вопрос – редкость традиционной старки. Позволить себе бутылку этого напитка ценой от 1000 до 10 000 злотых может далеко не каждый. Возможно, производителям стоит задуматься и продвигать в массы исконно польскую марку виски. В том числе в самой Польше.
Кроме старки в Польше выпускали также «Dark Whisky». Производил его, как кстати и старку (да и Джек Стронг), тот же Полмос. Только в Зелёной Гуре. Там же делали и ещё один польский виски «Оld family», так что назвать Джека Стронга первым польским виски можно только с натягом. Хотя, как сейчас водится, дело будет за маркетологами.