Выражение «пьян как поляк» не имело изначально отрицательной коннотации. Сейчас его воспринимают буквально, оно обросло мифами и стереотипами. Polomedia.ru развевает мифы о повальном пьянстве поляков.
Часто даже среди самих поляков можно услышать, что польская нация является ужасно пьющей и что, мол, менталитет таков и ничего с этим не сделать. Пропадать – так пропадать! – так получается. У данного явления (имеем в виду убеждение о собственном же пьянстве) есть две стороны. С одной стороны, самокритика в разумных пределах - штука достаточно полезная. Она позволяет оценивать себя трезво. По меньшей мере, стараться себя трезво оценивать. Однако для составления той самой трезвой оценки о себе нужно иметь как можно больше объективной информации о себе самом, а уж о своей нации – тем более. Вот с этим как раз зачастую связаны основные проблемы, вытекающие из второй стороны. Вторая сторона – предвзятое отношение и навязанные стереотипы. Если мы берём за объективную информацию ту, которая уже преломлена сквозь призму стереотипа, точных знаний о себе мы не получим. Мы получим лишь накапливающееся ощущение собственной неполноценности, которая со временем деструктивно скажется на всём, что мы делаем.
Так вот, в случае с якобы имеющей место повальной любви поляков к возлияниям проглядывается тенденциозная линия. Возможно, кому-то она очень выгодна, раз даже на фоне открытого доступа к объективной статистической информации в польском обществе подпитывается миф о менталитете пьяного поляка. Возможно, какие-то силы хотят посеять среди жителей Польши разлад и депрессию. Автору материала за всю жизнь «посчастливилось» знать лишь одну польскую семью из десятков знакомых, в которой был один хронический пьяница. Столь малый процент проблемы в ближайшем и дальнем окружении заставляет задуматься над правдивостью образа тотального пьянства поляка. Для сравнения - среди жителей России нужно потрудиться, чтобы найти человека, в чьей семье не было бы проблемы со спиртным у кого-то из её членов. Хотя стоит отметить, что россияне в плане употребления алкоголя на душу населения в Европе стоят далеко не на первом месте. Мы не хотим сказать, что проблема потребления спиртного для Польши не существует, мы попробуем взглянуть на это поглубже, опираясь на статистику и отбросив стереотипы.
На портале Поломедиа есть статьи, содержащие в названии такое понятие как "игры с языком". В таких материалах мы рассказываем о значении некоторых слов или идиом, так или иначе встречающихся в польском языке. По возможности мы стараемся рассказывать и о происхождении этих выражений. Случай с идиомой «Пьяный как поляк» тоже требует рассмотрения и мы сделаем это в рамках этого материала.
Наверняка вам, если вы общались с поляками на тему горячительных напитков, не раз приходилось слышать, что, мол, где-то в мире на пьяниц говорят, что он «пьян как поляк». При этом можно увидеть, как сам рассказывающий сожалеет о таком положении дел. Ещё бы! Кому бы понравилось, что его нацию вот так запросто отождествляют с горьким пьяницей? И дело здесь как раз в непонимании значения выражения – «пьяный, как поляк». Нужно вернуть её нормально понимание, хоть это и не просто. Стоит начать с того, что фраза эта вовсе и не польская. Это калька с французского языка – saoul comme un Polonais. Внимательный читатель заметит, что калька верна, то есть перевод верный. Но есть нюанс – значение выражения. Как мы упоминали в начале материала, выражение это не имело отрицательной коннотации. Напротив, оно имело исключительно положительное значение.
«Пьян как поляк» ещё не так давно звучало как похвала. Другой вопрос, что история не донесла сколь-нибудь достоверных данных о первоисточнике данного выражения. Зато сохранились версии его происхождения. Одна из них переносит нас к истории Пиренейских войн. В подавлении повстанцев участвовали войска Наполеона и Польские легионы. Так вот, однажды после одной из успешных операций смешанной группировки француско-польских сил в награду солдатам к ежедневному пайку выдали алкогольных напитков. Простой ожидался долгий, спешить было некуда, решили отпраздновать успех.
После пиршества воины повалились спать. Вдруг посреди ночи в ставку войск нагрянул с инспекцией сам Наполеон Бонапарт. Трубили подъём, тревогу, но только польские солдаты смогли выйти приветствовать главнокомандующего. После такого позора французских солдат Наполеон задал им трёпку и сказал, что «Если уж вы собираетесь пить, то пейте как эти поляки».
Вторая версия также отправляет нас к наполеоновским походам. Завязка та же. Смешанные войска наполеоновской армии что-то отмечали и выпили много. Но только на сей раз ситуация осложнилась не приездом Бонапарта, а неожиданной контратакой противника. В этом случае также только поляки поднялись и отразили нападение, спасая жизни своих не способных очнуться вовремя товарищей. Узнав об этом от командиров, Наполеон сказал: «Желал бы я чтобы вы все были пьяными как эти поляки». Было дело в реальности именно так или немного иначе - неизвестно, но долгое время выражение «пьян как поляк» означало человека, который, выпив сколь угодно много, может оставаться в трезвом уме, быть стойким и сохранять самообладание в любой, даже самой критической ситуации.
То есть «пьян как поляк» – повод для гордости, а не для самоуничижения и депрессии.
Кроме рассмотренного выше заблуждения есть ещё одно, обижающее поляков не просто на уровне нации, но и более точечно внутри неё. Хорошо известно, что Польша способна не только полностью обеспечить себя сельхозпродукцией, но и поставлять её в ряд стран. Даже за океан, что она с успехом и делает. Всё благодаря развитому сельскому хозяйству. А это значит — благодаря деревне. Стереотип гласит, что в польской деревне пьют особенно много. На первый взгляд, утверждение безобидно и может показаться правдой. Но безобидность его иллюзорна. В долгосрочной перспективе оно ведёт к желанию молодого поколения деревню покинуть, ведь вокруг неё создаётся ареал неблагополучия.
Так вот, на деле, согласно статистическим данным, жители польской деревни употребляют алкоголь меньше, чем жители городов. По данным опросов, в течение последних пяти лет в употреблении алкоголя признались 82% жителей деревень и от 84 до 87% жителей городов. Причём чем город крупнее, тем процент употребления алкоголя выше. Да и вообще, откуда в Польше было бы взяться сильному аграрному сектору, если бы деревня повально пила?
Также есть мнение, что люди с высшим образованием в плане алкоголя более благополучны. Тут упор косвенно также делается на разницу города и деревни, не в пользу последней, конечно же. Но это не более, чем очередной миф. По статистике, 90% жителей Польши с высшим образованием хоть когда-либо в жизни употребляло алкоголь. Людей же со средним образованием, употреблявших алкоголь, на целых 20% меньше. Среднее специальное образование даёт процент на уровне 81%. Отсюда также прослеживается тенденция, обратная общепринятому стереотипу. Но и из этого не следует, что поляки пьют взахлёб, иначе откуда бы взялась одна из самых стабильных экономик Евросоюза?
Однако, согласно отчётам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), обращаться к алкоголю поляки действительно стали чаще, чем, к примеру, 20 лет назад. Причём интенсификация роста употребления алкоголя отчётливо видна после 2002 года. Сравнивая данные на настоящее время и в середине девяностых в ОЭСР получили, что на сегодняшний день на душу населения в Польше употребляется 10.3 – 10,7 литра чистого алкоголя в год. Ещё в 2012-м сумма выпитого была на литр меньше, а в 1992-м — ещё примерно на два литра меньше. Но, даже учитывая это, Польша остаётся в числе стран членов ЕС с относительно низким употреблением алкоголя, хоть и оказалась в так называемой «группе риска».
Согласно рейтингу ОЭСР, Речь Посполитая по питию находится на 12 месте среди стран, входящих в организацию. Меньше, чем в Польше, пьют, например, в Норвегии – от 4,5 до 6,2 литра в год, или в Швеции – от 6,3 до 7,3 литра. Обогнали Польшу по количеству выпитого Германия, Россия, Люксембург, Венгрия и Чехия. Тройку лидеров стран Евросоюза по количеству потребляемого горячительного за год уверенно занимают французы с 12 литрами, австрийцы с 12,2 и эстонцы с показателем в 12,3 литра на душу населения в год. Но, потребляя 14,3 литра чистого спирта на душу населения, обогнали всех литовцы.
При этом, как отмечается в отчёте ОЭСР, количество смертей, прямо или косвенно вызванных злоупотреблением спиртного, в масштабах планеты выше, чем смертность от СПИД, ВИЧ, воспаления лёгких и даже насильственных действий вместе взятая.
В результате, хоть в Польше и не пьют больше всех в Европе, в чём убеждены многие поляки, но понижение уровня употребления алкоголя всё же необходимо. Как видно из исследования, проведённого в Англии, это напрямую может влиять на экономику. Так, в 2013 году от проблем, связанных с чрезмерным употреблением спиртного, казна Великобритании не досчиталась 18 миллиардов в долларовом эквиваленте. Соответственно, профилактика пьянства вносит свой вклад в благосостояние страны. Причём речь не только о духовной составляющей, но и о вполне материальной.
Конечно, сейчас те, кто читал польскую историю и исторические романы, возразят, что в Польше, мол, пили всегда и порой пили как на убой. Описания пиров шляхты, где вино и мёд-пиво текли рекой, надёжно закрепили в сознании обывателя образ, дополненный затем выражением «пьян, как поляк». Как мы теперь знаем, неверно понимаемым.
Действительно, во времена правления короля Августа III Саксонского среди шляхты процветало употребление спиртного и прочих излишеств.
По данным историков и исследователей образа жизни знатных фамилий Польши того времени, одной только водки дворяне выпивали по 20 литров на человека в год. Кроме этого в ход шли настойки, наливки и пиво. Наливки служили аперитивами, настойки – лекарствами (в зависимости от состава), а вот пива в год выпивалось до 700 литров на человека.
То есть это поверх наливок, настоек и водки. Были ещё и вина, но для Польши всё же традиционными напитками всегда были водка и различные меды и пиво. Сортов пива было не счесть. Каждое уважающее себя дворянское имение имело свою пивоварню и свой рецепт. Считалось дурным тоном не попотчевать гостей собственного производства напитком. Могли и не понять, посчитав хозяина за жадину. Всё это изобилие дополнялось тем, что пиво варили при монастырях и в других местах, с имением дворян напрямую не связанных. Кроме этого, из Англии умудрялись ещё пиво и импортировать.
Разновидностей водки было также несметное множество. Но, несмотря на это, водка долгое время оставалась продуктом дорогим, так как изготавливалась из злаков. Позволить её себе могло только высшее общество, остальному населению Польши доступности водки пришлось ждать ещё более века до момента начала производства её из картофеля. Так что и здесь повальное пьянство поляков является не более чем чьей-то выдумкой, так как шляхта, при всём желании, не составляла большинства населения страны. Кроме этого, открытым остаётся вопрос о градусности напитков. Ведь то же пиво было в два раза слабже среднестатистического сегодняшнего, не исключено, что и водка была слабже нынешней.
В сухом остатке мы имеем, что вечно пьяный поляк – это не более чем миф, возможно, внедрённый кем-то в польское общество, по-видимому, с целью его деморализации. Часто так бывает, что когда остаются последние деньги, человек не думает об их сохранении: гулять – так гулять! Так и здесь, чтобы разрушить или пошатнуть моральные устои общества, достаточно систематически подрывать его самомнение. Мол, и так терять нечего, что остатки хранить?
Но как бы там ни было, алкоголь, несомненно, вреден для здоровья. Не зря в производственных стандартах многих стран он включён в список сильнодействующих наркотических веществ. Тем более опасных оттого, что продаются эти вещества повсеместно. Ещё до появления спирта в ряду наркотиков великий польский учёный Бенедикт Дыбовский призывал всех, кого знал, к полной алкогольной абстиненции (добровольный волевой отказ от чего-либо). Как медик и глубоко думающий человек, он видел и знал те горести, которые приносит спиртное.
Причём не всегда только для физического здоровья. Посему в окончание нашего материала Поломедиа призывает своих читателей отказаться от чрезмерного употребления алкоголя и сделать ставку на здоровый образ жизни и занятие спортом. Это того стоит. Тот же Дыбовский прожил в трезвом уме и твёрдой памяти до 97 лет, несмотря на все тяготы, которые ему пришлось перенести.