Власти некоторых крупных городов задумались над ограничением скорости движения автомобилей в центральной части города до 30 км/ч.
Меру предполагается ввести с целью улучшения пропускной способности улиц, расположенных ближе к центрам крупных городов Польши. Власти Варшавы, к примеру, уже давно озадачились внедрением таких зон. В польской столице насчитывается почти 500 километров улиц. В частности, в районах Жолибож, Влохы, Бемов и Виланов. Планируется, что до осени этого года ограничение до 30 км/ч будет введено в южной части центрального района Варшавы. Участок будет ограничен улицами Маршалковская, Пенькна, Алее Уяздовские и Траса Лазенковска.
Издание «Newsweek Polska» приводит мнение представителя Управления городского автодора Варшавы Миколая Пенькоса, который высказывается за введение подобных ограничений. По его словам, данное решение позволяет справиться с проблемой заторов, так как плавное движение автомашин – лучше, чем стоячая пробка. По мнению Пенькоса, понижение скоростного режима с 50 км/ до 30 км/ч скажется в лучшую сторону и на безопасности улиц с подобным ограничением и «станет в итоге удобным не только для жителей этих улиц, но и для самих водителей».
«Newsweek Polska» приводит также результаты независимого опроса, проведённого по заданию редакции. В опросе участвовали 800 поляков. Результат плебисцита показал, что большинство – за введение пониженного ограничения. Так, "за" высказались 54% женщин, 59% людей с минимальными доходами и столько же людей преклонного возраста. В свою очередь, среди опрошенных возрастом до 24 лет процент сторонников скоростной зоны «30» не превысил 43%.
Стоит отметить, что хоть цифры опроса, проведённого «Newsweek», на первый взгляд, безоговорочно склоняют чашу весов в пользу введения ограничения, издание не уточняет ни количества, ни процентного соотношения водителей и пешеходов в общей массе опрошенных. Мнения интернет-пользователей разделились. Кто-то указывает на то, что и впрямь медленней ехать – лучше, чем стоять, другие уточняют, что стоять приходится не так часто и не столь долго.
Аргументы, приводимые в пользу проекта, основанные на предположениях различных деятелей от городского хозяйства и автодора о том, что ограничение в 30 км/ч в центре города поправит и экологическую обстановку, также разбиваются о стену критики. Некоторые интернавты подсчитали, что тот же участок дороги с ограничением в 30 км/ч придётся проезжать в два раза дольше, чем ранее. Кроме того, делать это придётся на первых трёх передачах (по разным данным в Польше насчитывается от 85 до 90% автомобилей с механической коробкой передач), что безусловно сказывается на расходе топлива. Естественно, не в лучшую сторону. Известно, что на трассе, если с машиной всё в порядке, расход может быть ниже городского в два раза. Всё потому, что чем выше передача, тем меньше нагрузка на мотор. Оттого версия "ограничение = улучшение экологической ситуации" также попадает под сомнение.
Не убеждает автовладельцев и пример Берлина. Столицу Германии приводят в пример в оправдание введения норматива «30 км/ч», сообщая, что в Берлине до 70% городских дорог имеет именно такое ограничение. Действительно, множество распределительных, небольших улиц и впрямь ограничены числом 30. Сделано это не только для пешеходов. Это и шумовая нагрузка, и экология в том числе. Только вот работает это вкупе с рядом других особенностей дорожного движения в столице ФРГ.
Так, основные улицы, к которым примыкают маленькие распределительные, имеют нормальную для Европы скорость 50 км/ч. В Польше действует та же норма. Но вот в Германии предусмотрены условия, при которых скорость этих улиц может повышаться и до 60 и до 80 км/ч. Кроме этого Берлин - это крупный транспортный узел, включающий в себя и автобаны. Это вообще отдельная история. Да и не секрет, что инфраструктура и Берлина и Германии в целом продуманы с учётом того, чтобы автомобилисту было удобно. Исторически так сложилось, что приоритетом у немцев стали именно автодороги. Соответственно, нельзя просто взять и кивнув на западных соседей, просто воплотить некоторые концепции, не меняя ничего комплексно. Надо думать, что системные изменения требуют астрономических сумм, ведь в Германии вся современная дорожная инфраструктура создавалась и дорабатывалась непрерывно с момента появления и популяризации автомобиля, коим был, как известно, Мерседес.
Доподлинно неизвестно, учитывали ли эти факторы власти крупных городов Польши, в которых планируется понижение скоростного порога. Боле того, следствия этого понижения - как экологические, так и экономические можно будет подсчитать не раньше, чем через пятилетку. А это означает, что отвечать за нововведения будут уже совсем другие люди. Единственный весомый аргумент, с которым на данном этапе согласны и инициаторы, и комментаторы проекта нововведений - это то факт, что чем ниже скорость, тем меньше травматизм и смертность от вероятного ДТП. По статистике, при наезде на пешехода на скорости 30 км/ч выживают 90% потерпевших, при скорости наезда 50 км/ч - 80% пешеходов погибает.
В свете вышесказанного тем, кто собирается поехать в Польшу на автомобиле или живёт в Польше постоянно, стоит быть особо внимательными, приближаясь к центру крупных городов. Следует обращать внимание на знаки, ибо, как правило, их меняют ночью и не исключено, что на том месте, где вчера были привычные 50 км/ч не появится знак 30 км/ч. А недалеко за ним радар или наряд дорожной полиции. Но это полбеды. Хуже если про введённое ограничение будет знать житель улицы и преспокойно переходить дорогу, пусть даже в неположенном месте. Тогда невнимательность к знакам обернётся гораздо худшими последствиями, чем вероятный штраф.