В Польше есть два праздника, считающиеся самыми светлыми в году. Это Рождество и Пасха. Рождество традиционно считается праздником семейным. Празднуют его обычно в кругу близких людей. Рождество богато красками так же, как богато оно традициями. Некоторые традиции берут своё начало ещё в Ветхом завете.
Начнём, пожалуй, с Рождественского сочельника. А точнее – с семейного ужина в ночь накануне Рождества, который в Польше называется – «Вигилия». В исходном значении вигилия Рождества Христова (Wigilia Bożego Narodzenia) – это служба в храме. Литургическая вигилия, предваряющая Пасху и Рождество, предваряет и другие праздники костёла, а также воскресный день. Но для Пасхи и Рождества существует специальный чин. У православных литургическая вигилия называется Всенощным бдением, а само навечерие перед Рождеством, соответствуещее вигилийному вечеру с ужином, православным более знакомо под названием – Сочельник.
Понятие вигилии, ассоциируемое с литургией, постепенно перекочевало в разряд имени собственного праздничного ужина, проникнутого атмосферой таинственности и возвышенности. Ведь именно такой и должна быть вигилия.
К сожалению, в средствах массовой информации в последнее время появляются вредные, на наш взгляд, опросы, где на суд публики (а комментирование под такими статьями имеются, чтобы потроллить тему побольше) выносится мнение, что, дескать, если бы не старомодные скрепы, то: примерно 20% поляков провели бы Рождество за границей, ещё 20% - на тусовках, 10% - дома вдвоём, а ещё сколько-то там вообще одни и никуда бы не пошли, так как «сидеть за столом с родственниками с натянутыми фальшивыми улыбками» они терпеть не могут. Но они «вынуждены», «жертвуя собой», идти на ужин к родне. То есть, по заверению проводивших опрос, 3/4 поляков находятся в «заложниках пережитков прошлого», и вот, если бы они от них освободились, то давно бы настало благоденствие для свободы личности поляка.
Отсюда вопрос: а что, собственно, поляка (и человека вообще) держит в этих скрепах? Не его ли совесть? Не любовь ли к близким людям? Или совесть и любовь это теперь плохо или не модно? А ещё есть вера...
Конечно, если отношения с роднёй – хуже некуда, то, может, и нужно задуматься о целесообразности таких встреч. Но это личное дело каждого, а не интернет-сообщества. Стоит ли опираться на мение людей, не знающих конкретики отдельного взятого случая? А если речь идёт о родителях, для которых приход на сочельник их детей может стать самым важным подарком? Даже в том случае, если отношения не безоблачны. А вдруг именно из-за такого похода к ним на Рождество отношения наладятся, а человек уже убедил себя в том, что родители будут ему не рады и будут общаться с «натянутой улыбкой»?
По нашему мнению, вигилия, если даже она старомодная и следование ей – лишь дань традиции, заслуживает особого внимания. Как заслуживает его всё то, что связано с таким светлым праздником. В жизни людей обязательно должно быть место сказке. Иначе откуда детям черпать понятие добра, его глубину, его самопожертвование, его неоднозначность? Добро и есть та магия и та сказка, которой пронизан праздник Рождества. То, что следует сохранить и передать потомкам.
Итак. К рождественскому столу садились после того, как на небе загорится первая звезда. Дети, пристально вглядываясь в ночное небо, ждали появления на нём этого маленького огонька, который возвещал о рождении Спасителя. Вигилийным ужином заканчивается предваряющий праздник пост. В том числе поэтому блюда на столе ещё постные. Но за стол люди садились только по возвращении из храма, с божественной литургии и после преломления оплатка (см.ниже). Сама традиция вигилийной литургии восходит, как предполагают учёные, к ветхозаветным временам. Тогда подобные богослужения предваряли Шабат и все праздники. Слово «вигилия» имеет латинские корни и означает стражу, бдение. Оно использовалось в Древнем Риме для обозначения караулов. Стража дежурила от заката до рассвета, 4 раза меняя друг друга. Отсюда и пошла литургическая традиция, которой придерживались сотни лет: служба в храме продолжалась как стража у древнеримских легионеров – всю ночь. И всю ночь люди возносили молитвы в храме, и только после этого с радостью в сердце отправлялись праздновать. Ведь раньше вигилия была обедом, а не ужином, как сейчас. В современном мире служба заканчивается вечером, чтобы после люди могли попраздновать дома.
В Польше вигилия существует очень давно. Насколько давно, доподлинно неизвестно. Но, по утверждению источников, окончательно традиция вигилийного ужина в известном нам виде укоренилась в XVIII столетии. Кажется обоснованной версия, согласно которой начала вигилии были привязаны к торжественным представлениям, проходившим на улицах городов. История библейских мистерий берёт своё начало у монахов-францисканцев, которые с XIII века разыгрывали в костёлах, а затем на улицах польских городов, сцены, оживлявшие персонажей из Яслей Иисусовых и библейские события Рождества. На представления люди брали с собой еду и напитки. Постепенно вместе с яслями, ставшими неотъемлемым атрибутом Рождества, трапеза с улиц перетекла в дома людей и все стали собираться за столом.
Как бы то ни было, кульминацией вигилии постепенно становится праздничный стол, угощения на котором сплошь постные. Из-за этого в старину в Польше этот обед (а затем и ужин) назывался «постником» (postnik, pośnik). Перед подачей блюд, согласно традиции, на стол кладётся белоснежная скатерть, под которую кладут солому или сено в знак памяти хлева и яслей, где родился и лежал Спаситель. Иногда сено кладут и под оплатек, но символика, разумеется, остаётся прежней.
О происхождении традиции оставлять за рождественским столом одно свободное место, сервированное приборами, до сих пор вызывает споры в рядах исследователей. Выдвигаются различные предположения. Возможно, что связанно это с древней традицией, существующей до сих пор в православии, – оставлять место за столом на поминках. Для души умершего. Сейчас свободное место принято ассоциировать с путником. Согласно польской традиции, «кто бы ни пришёл в польский дом на святой вечер сочельника, займёт это место и принят будет как брат» И кто знает, не окажется ли этим путником сам Спаситель…
Оплатек (Opłatek) – это пресный хлеб, символизирующий у христиан Тело Христово. В православии Тело Христово символизирует просфора. Спаситель завещал ученикам, преломив хлеб на Тайной вечере: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф. 26. 26. См. также: Мк. 14. 22. Лк. 22. 19)». Обычай переламывать оплатек с близкими является важнейшим моментом вигилии в Польше. Делятся оплатком после прочтения Евангелия о Рождестве Христовом, взаимных праздничных пожеланий и прощения обид. Происходит это в знак взаимной жертвы и готовности делиться последним. Традиция преломления хлеба восходит к Тайной вечере Иисуса с учениками.
Само деление оплатком укоренилось в Европе примерно в VI веке. Латинское слово, от которого пошло название оплатка – oblatum, означает жертву. Здесь уже прослеживается жертва самого Спасителя, отдавшего жизнь за избавление человечества от грехов. Возможно также, что оплатек мог быть символом Вифлеема как памяти места рождения Христа, ведь название города состоит из двух слов: Бет Лехем, что в переводе с иврита означает – Дом хлеба. Оплатек занимает центральное место на вигилийном столе, вокруг него расставляются остальные блюда.
Преломление оплатка традиционно начинал хозяин дома. Если его не было, то это делал старший сын, после этого каждый должен был отломить кусок оплатка другого и дать ему отломить свой.
Только после преломления оплатка можно приступать к пиру.
Традиционно за вигилийным столом собиралось чётное число гостей. Стоит ли говорить, что оказаться за столом в количестве 13 человек считалось дурной приметой и этого избегали. Если количество гостей всё же оказывалось нечётным, в домах победнее за стол приглашали какого-нибудь бедняка, а в домах побогаче – кого-нибудь из духовных лиц или из служащих. За столом рассаживались или по возрасту, «чтобы в такой очерёдности мир покинуть», или согласно положению.
Если спросить кого-то, про количество блюд приготовляемых для вигилийного стола, то почти не задумываясь многие ответят, что их должно быть 12. По числу апостолов. Но традиционно блюд должно быть нечётное количество. Источники приводят разные цифры. Сообщается, что в крестьянских домах их было от 5 до 7-ми блюд, в зажиточных – блюд было 9, а у знати – 11. 12 тоже допускалось, объясняя число количеством апостолов. 7 блюд ассоциировали с семью днями недели, в которые сотворялся Мир, девятку блюд связывали с количеством хоров Ангелов. В итоге именно 12 укоренились в памяти как наиболее часто встречаемое количество. Но и 12-ти блюд было мало для широты польской души. Хотя все блюда и были постными, хозяева умудрялись сделать из них такое великолепие вкусов, что польский постный стол был широко известен и за пределами страны. Одно только разнообразие рыбных блюд поражало: карп или щука под серым соусом были обязательной частью программы, но были блюда и из другой, традиционной для Польши рыбы, да ещё и на разный манер. В итоге, чтобы количество блюд всё же равнялось двенадцати, рыбные попросту объединяли в одно «рыбное блюдо». Изначально рыбные блюда присутствовали на столах в населённых пунктах, расположенных близко к водоёмам. Но постепенно с развитием рыбоводства рыба была на всех столах.
Вигилию открывал великолепный миндальный суп, льняной или рыбный, смотря как было заведено в доме. Также традиционны были красный борщ и грибной суп. Они и сейчас – самые частые гости на вигилийном столе. Маковый рулет был и остаётся популярнейшим вигилийным блюдом. Нельзя было обойтись и без бигоса с горохом по-старопольски и кутьи, традиционной для восточных регионов Польши. В целом блюда на столе должны быть приготовлены из всего, что уродилось в прошлом году на полях, в воде и в лесу.
Кроме того, блюда носили не только вкусовую, но и определённую смысловую нагрузку.
Мак присутствовал на вигилийном столе в обязательном порядке, так как считалось, что он принесёт хороший урожай и умиротворение. Он входил в состав кутьи. Кроме мака в ней были пшеница – символ жизни и роста, мёд – символ сладости, чистоты и победы добра над злом. А ещё кутья – это символ единения живых с ушедшими. Если не было кутьи, то продукты эти всё равно на столе были, но по отдельности или в составе других угощений. Также смыслом обладал упомянутый выше бигос с горохом. Капуста и горох были символами силы и здоровья. Считалось, что орехи послужат для повышения умственных способностей.
Попробовать следовало хоть по чуть-чуть, но все яства, чтобы год наступающий был столь же урожайным. Объедаться при этом считалось дурным тоном. Кроме того, вставать из-за стола было не принято. Сам ужин длился час-два. Сейчас уже трудно представить, но выходить из-за стола могла только хозяйка дома, чтобы восполнить убывающую еду или напитки. Также во время ужина было не принято разговаривать. В настоящее время сочельник – это чуть ли не единственный повод или возможность собраться всему семейству и обсудить дела насущные. А раньше весь пир проходил почти в абсолютной тишине. Говорить мог только хозяин дома и старики, да и то коротко, негромко и по делу. Это служило тому, чтобы в следующем году между родными не было ссор и пустозвонства.
То, что было не съедено – оставалось на столе до утра. Существовало поверье, что таким образом живые делятся с умершими, а те, в свою очередь, посещают ужин в момент, когда хозяева дома спят, чтобы в тишине и уединении разделить вигилию со своими потомками.
Как бы ни манил богато уставленный яствами стол, но приступить ко всему великолепию польской кухни можно было только после появления на ночном небе первой звезды. Ещё этнограф Оскар Кольберг в своих записях подчёркивал, что католические польские семьи строго соблюдают эту традицию. Не отступают от неё и в наше время.
Традиция восходит к появлению на небе Вифлеемской звезды, когда пастухи и волхвы пришли к лежащему в яслях Младенцу Иисусу.
В разных районах Польши действия, происходившие после вигилийного ужина, отличались, единого обряда не существовало. Одно было схожим: оставшуюся после трапезы еду отдавали животным. Особенное внимание получал рогатый скот. Считается, что представители рогатого скота присутствовали при рождении Иисуса и получили дар речи, проявляющийся в Рождество. Это, по преданию, – одна из причин, по которой вигилийный стол был постным. Ведь в рождественскую ночь скот с человеком выравнивался в правах и становился близким ему. Был и другой обычай, связанный с разделение вигилии с домашней скотиной. Описание процесса можно встретить у Владислава Реймонта в его романе «Мужики»: «... От каждого блюда откладывают по ложке для скотины. После вечери навещают пасеки и хлевы... Скотине несут яства с цветным оплатком... Ягна ломает оплаток на пять частей и, склоняясь над коровой, творит Крест святой меж рогами и подаёт по кусочку в рот на широкие острые языки...»
Ещё одним характерным и общим занятием были колядки. Колядовать отправлялись фигуры аиста – символа нового года, козы – символа плодородия и медведя – символа природных сил, которые надлежало задобрить.
Кроме самой вигилии стоит упомянуть традицию прихода ксёндза в дома прихожан. Когда парафия (приход) была незначительной, ксёндз посещал все дома по очереди вплоть до праздника Сретения 2 февраля. Разумеется, что сейчас эти визиты растягиваются на более долгое время. Грешникам ксёндз напоминал о покаянии, страждущих утешал, давал напутствие семьям.
Традиция яслей восходит к Святому Франциску. Именно он соорудил первые ясли, представляющие сцену рождения Христа. Продолжатели его начинания – монахи-францисканцы – популяризировали ясли по всему миру. В Польше ещё в XIII веке появились сцены из рождения Младенца. Сначала фигуры просто стояли, а потом монахи придумали на их основе целые представления. Этот необычный вид искусства собирал толпы людей. Героями действия были ангелы, пастухи, волхвы (Trzej Królowie - Три Короля в польской традиции), царь Ирод с кружащей вокруг него смертью, отрубающей ему голову своею косой, и дьявол, подговаривающий Ирода умертвить младенцев. Со временем костёл посчитал, что храм – не лучшее место для театра и представления впредь давались на улице. В разные моменты польской истории ясли как явление запрещались, но ни запреты во время разделов Польши, ни богоборческая политика большевиков не смогли погасить в сердцах людей любви к яслям и лежащему в них Младенцу Иисусу.
И это не опечатка. Именно ёдлка (jodłka - jodła - верхняя часть сосны или ели) висела высоко под потолком и охраняла хозяев дома от злых сил. В наше время её заместила ёлка. Сейчас и представить себе трудно польский дом, который не был бы украшен ёлкой или, как ни странно, ветвями ели. Хотя странного, если присмотреться, тут ничего и нет. Укоренилась ёлка в польской рождественской традиции совсем недавно. Первые упоминания о ней, как о рождественском дереве датируются XVIII веком, и пришла ёлка в Польшу от Прусов. Костёл, относившийся к начинанию не очень благосклонно, достаточно быстро адаптировал символизм наряженной ёлки под «библейское древо познания добра и зла». Яблоки на ёлке должны были символизировать запретный плод древа познания и здоровье, а звезда наконечника – Вифлеемскую звезду. Свечи на ёлке зажигались для того, чтобы могли согреться души усопших. Наряженная ёлка стояла в доме до праздника Трёх Королей (Богоявление - 6 января).
Гвяздка (Звёздочка) называется так потому, что на небе появляется звезда – символ возвещения рождения Христа. Обычай дарения друг другу подарков, похоже, - одна из самых любимых традиций Рождества. Именно поэтому больше всего в ночное время вглядывались дети. Они ведь, как известно, - самые заинтересованные лица в вопросах подарков.
Сама традиция дарения подарков в начале нового года восходит к временам Древнего Рима.
Более 100 миллионов детей во всём мире ежегодно ждут встречи с этим обаятельным и самым работящим персонажем Рождества. Но в католической традиции его прихода ждут дважды - 6 декабря и на Рождество. 6 декабря христиане всего мира отмечают День Святого Николая (в православии 19 декабря - Никола Зимний). Архиепископ Мир Ликийских, святой, чудотворец, покровитель путешественников и торговцев, – свой строгий и сдержанный вид оставляет на православных иконах, чтобы предстать перед католиками всего мира Святым Николаем, приносящим подарки и молодым, и старым, и богатым, и бедным. Символизм восходит к житию святого – ведь он раздал всё своё имущество бедным и нуждающимся. В Польше, к превеликой радости всех, кто по-детски и искренне верит в него, кто хорошо себя вёл и слушался, он оставляет щедрые подарки под ёлкой и тихонько уходит, чтобы вернуться на следующий год.
Пусть праздник Рождества останется для вас навсегда сказкой и ожиданием чуда! Пусть будет он побуждением к духовному очищению и обновлению, пусть счастье не будет новым, а останется прежним и умножится, ведь чудо творится на расстоянии вытянутой руки!
С Рождеством вас!