Общаться в тишине. 200 лет Институту глухонемых в Варшаве

'16 октября 2017'

23 октября 1817 года – дата, которая подарила Польше заведение, до сих пор играющее важнейшую роль в жизни глухих и немых людей. Варшавский институт глухонемых и слепых (Instytut głuchoniemych i ociemniałych) в этот день открылся в двух комнатах дворца Казимеж (ныне резиденция ректората Варшавского университета).

Институт глухонемых в Варшаве
Институт глухонемых в Варшаве

Громкая дата в стране тишины

Основан Институт был указом Правительственной комиссии по конфессиям и общественному просвещению. Его возникновение пришлось на время Конгрессовой Польши (Царства Польского), связанной личной унией с Россией.

Фактическим создателем и организатором Института был ксёндз Якуб Фальковский. Блестяще образованный и энергичный, он прилагал большие усилия к созданию заведения для обучения в нём глухих детей. Он и его единомышленники считали, что глухие и слепые дети должны перестать быть изгоями в обществе.

Для этого, считали они, мало было научить таких детей общаться и выполнять какой-либо доступный им труд, нужно было всесторонне развивать личность в этих людях. Так в Институте появились педагоги по изобразительному искусству, чеканному делу, управлению из числа высшего учебного состава Варшавского университета. В том же 1817 году в Институт прибыл Ян Сестшиньский – врач и литограф. Именно он считается первым педагогом с постоянным окладом. Он создал литографическую лабораторию, чтобы обучать воспитанников востребованной профессии.

К сожалению, ему не удалось довести свою задумку до конца. Всё из-за разницы в подходе к обучению. Якуб Фальковский был приверженцем жестово-артикуляционного метода, Сестшиньский же не признавал жестовой составляющей. Это важное расхождение стало поводом для расставания.

Строительство здания Института

В 1820 году Институт переехал в помещения на Краковском предместье (историческая улица Варшавы). Но знаковым для заведения стал визит императора Всероссийского и царя Польского Александра I в Варшаву в 1822 году. Царь посетил организованный Фальковским институт и повелел выделить на нужды учебного заведения 124 тысячи польских злотых. Этот вклад в развитие института глухонемых позволил его основателю начать работу над проектом собственного здания. 26 апреля 1826 года началось возведение строения, которое до сих пор является зданием Института глухих.

В том же 1826 году волею судеб ксёндз Фальковский стал пресвитером в недавно освящённом костёле Святого Александра, построенном в память первого въезда в Варшаву царя Польши Александра I в 1815 году. Интересен факт, что изначально власти города хотели возвести в честь этого события постоянную памятную триумфальную арку вместо установленной временной. Но набожный Александр счёл, что храм будет важнее арки. Строительство храма продолжалось 8 лет. В отличие от храма здание института для глухих было построено всего за год с небольшим.


костёл Святого Александра до 1939 года

Новый уровень

Новое помещение дало возможность вывести процесс обучения глухих детей на новый уровень. Показателем этого стала довольно скорая потребность в расширении. Так, спустя 50 лет после постройки, во второй половине XIX века, здание подверглось модернизации - начиная с надстройки дополнительного этажа и заканчивая пристройкой новых зданий. Появилась школа для взрослых глухих. В 1871 году Институт запустил собственную типографию, а в 1872 в нём появились годичные курсы для учителей. Вскоре у уникального для Польши учебного заведения появился и свой ботанический сад, части которого можно наблюдать на его территории и в наши дни.

Институт, унаследовав в самом начале традиции немецкой школы работы с глухонемыми, за время своего существования достиг весомых успехов и разработал множество методик, с успехом применяющихся специалистами и педагогами. Немецкая школа у истоков не была случайной. На момент основания института она считалась передовой. Основатель института глухих работе с глухонемыми обучался также в Германии. Проблему он осознал несколько раньше, работая, после принятия сана учителем в школах. Среди его учеников оказался глухой мальчик Пётр Гонсовский (Piotra Gąsowski). Общение с ним и натолкнуло ксёндза на идею преподавания наук глухим. Пионером в этом направлении была именно Германия. Туда и отправился на обучения Якуб Фальковский.


Институт глухонемых в Варшаве в 1908 году

Времена меняются

Институты, и вообще заведения, изучающие проблемы глухонемых, появились в мире сравнительно недавно - в XVIII веке. До этого существовала масса предубеждений в отношении людей, не способных слышать или говорить. Немые, глухие и глухонемые считались умалишёнными, не умеющими мыслить и, как следствие, за полноправных членов общество их не рассматривало. Лишь с конца 18 века, с открытием школ для глухих в Германии, Франции, Великобритании, а затем и США, ситуация начала изменяться.

А сейчас?

В наше время по миру рассредоточены десятки заведений, так или иначе занимающиеся решением проблемы интеграции людей с нарушением слуха и речи в слышащее и говорящее общество. Другой вопрос, что путь этот выглядит ещё очень долгим, ведь это связано с огромным количеством проблем как социального, так и бюрократического и научного плана.

Разные языки - единственная причина непонимания?

К примеру, мало кто знает, что в Польше есть два языка жестов – органический, или естественный польский язык жестов (Polski Język Migowy – PJM), и введённая в систему общего образования в 60-ч годах прошлого столетия Жестовая языковая система (Systemem Językowo-Migowy (SJM).

Второй является знаковой системой, которая заимствовала знаки из органического польского языка глухонемых. Грамматика и остальные правила остались неизменными, как в обычном польском для слышащих. Из-за этого, к примеру, глухой ребенок глухих родителей, попадая в школу, оказывается в ситуации иностранца. Он не всегда понимает то, что пытаются донести до него учителя.

Отдельной темой всё также стоит общество. Строго говоря, оно мало готово и мало приспособлено под проблемы глухих. Показательными являются случаи, когда у родителей без подобных нарушений рождаются глухие дети. Мама с папой сначала перебирают врачей ЛОР или хирургов, которые, по их мнению, должны во что бы то ни стало вернуть слух их ребёнку. Затем ищут логопедов, которые одним им известными методами научат ребёнка говорить «как все». И, как венец своей работы по «интеграции» ребёнка в «нормальное» общество, они «заботливо» пытаются оградить своё чадо от общения с другими глухонемыми детьми. Действительно, зачем нормальному общаться с инвалидом?

Специалисты, в свою очередь, замечают, что ребёнок от этого ничего, кроме отрицательного эффекта, не получит. Идя в школу в 6 или 7 лет, он вдруг попадёт в мир, где среди таких же, как он, глухонемых детей он будет испытывать серьёзные проблемы с общением. Но чтобы мнение специалистов было услышано, нужно, чтобы семьи глухонемых детей получали поддержку в обществе. Для этого нужно проводить методичную, трудную, но такую нужную разъясняющую работу.

Статус языка - одна из острых проблем в Польше

В целом, в Польше работают с глухими 32 заведения. Из-за отсутствия стандарта, касающегося языка жестов, каждая из них вынуждена сама разрабатывать программу обучения для своих подопечных.

Ситуация осложнена тем, что система обучения в них построена на оральном методе – то есть педагог произносит слова с выраженной артикуляцией. Такой метод показал свою крайне низкую эффективность. Также в них не введено обучение естественному для польских глухих языку жестов (Польский язык жестов).

Единственным местом, где методика обучения строится на сочетании двух языков – родного для польских глухих польского языка жестов и разработанного и внедрённого в прошлом веке искусственного польского языка глухих - является Институт глухонемых в Варшаве.
Но распространению такой практики мешает статус жестового языка в Польше. Он не является признанным языком, в то время как на конституционном уровне он признан в соседних Чехии и Словакии. В Германии он признан на национальном уровне, в Исландии имеет статус государственного, а в Португалии вообще – официального.

На данном этапе признание статуса языка жестов в качестве языка меньшинства, как это произошло с кашубским языком, придаст, по мнению специалистов, качественно новый импульс в работе с языком глухих.

Конференция, посвящённая юбилею

Ровно за месяц до двухвекового юбилея Института глухонемых в Варшаве прошла Международная конференция, посвящённая проблемам глухонемых и слабослышащих – «Глухие и слабослышащие в перспективе традиции, современности и будущего».

Мероприятие длилось два дня. График был плотным. Выступления спикеров шли одно за другим.

Слышим ли мы тех, кто имеет нарушения речи и слуха и не может вести "обычную" жизнь? Этот вопрос и стал главной линией конференции. Участники форума – специалисты по проблемам глухонемых, врачи и педагоги из Польши, США, Чехии – обменивались опытом в вопросах ранней функциональной диагностики, поддержки детей и родителей детей с проблемами слуха, проблемах глухонемых родителей и их детей.

Неугасающий… жест

Варшавский институт глухонемых продолжает традиции, заложенные его основателями. В заведении функционирует первый в Польше детский сад для глухих детей, открытый ещё в 1919 году, школа для глухих детей, техникум, художественный, театральный и кино-кружки. При институте действует специальная автошкола. Глухонемые могут получить и дополнительные знания и умения. Так, при институте можно пройти курс по строительству или флористике.

Хочется надеяться, что активный международный обмен опытом и работа, проводимая Варшавским институтом глухих, помогут разрушить существующие барьеры. Помогут приблизить общество слышащих к пониманию проблем тех, кто слышать не может. Из стен этого института выходят люди, для которых их глухота - не страшный порок, а лишь особенность. Но это Варшава, а Польша большая. Проблемы со слухом наблюдаются у 900 тысяч жителей Речи Посполитой - и их нужно решать, а молчать о них нельзя.

Илья Болгов

Темы

Фотоматериалы

Институт глухонемых в Варшаве
Институт глухонемых в Варшаве в 1908 году
Фактическим создателем и организатором Института был ксёндз Якуб Фальковский
костёл Святого Александра
костёл Святого Александра до 1939 года
костёл Святого Александра