Польский художник Ян Матейко известен прежде всего своими многочисленными картинами на исторические темы. Это и неудивительно – история была подлинной страстью живописца…
Отец художника, Франциск Ксаверы Матейко, по происхождению был чехом. В Галицию он приехал как гувернер и учитель музыки. Сначала он работал в Косчельниках (сейчас это – часть Новой Хуты вблизи Кракова), а затем переехал в сам Краков, где женился на Иоанне Каролине Россберг, происходящей из польско-немецкой семьи ремесленников. Франциск был католиком, Иоанна – протестанткой.
Ян родился 24 июня 1838 года и был девятым ребёнком из одиннадцати детей Франциска и Иоанны. Когда мальчику было семь лет, его мать умирает, а детьми с тех пор занимается её сестра. Смерть матери сильно повлияла на личность Яна. Он был практически лишён чьей-либо любви и заботы. Дошло даже до того, что, когда он сломал нос, на это никто не обратил внимания, в результате чего рана зажила неправильно и нос приобрёл некоторую кривизну. Отец проявлял слабый интерес к детям и уж тем более никак не разделял творческих пристрастий сына. Мальчик начинает рано проявлять способности к рисованию, хотя при этом сильно отстаёт в остальных предметах.
Недостаток тепла со стороны взрослых частично компенсировали отношения с семьёй Гебултовских. К Полине Гебултовской он относился как ко второй матери. Через несколько лет это чувство окажется пророческим.
Когда Яну было 13 лет, его приняли в Краковскую школу изящных искусств. Там он проявлял большую заинтересованность и трудолюбие. Правда, учёба не всегда шла гладко. Одной из причин тому были финансовые сложности и проблемы со зрением. Большое влияние на Яна оказывают его учителя – Йюзеф Кремер и Владислав Лушкевич. Именно они вдохновили его на то, чтобы делать зарисовки краковских памятников.
В 1858 году Ян Матейко получил стипендию на учёбу в Мюнхене. Там он знакомится с работами выдающихся художников, в том числе и современных. Он восторгается творчеством Поля Делароша и его ученика Карла Теодора фон Пилоти, создавших знаменитые работы на исторические темы. В те годы Ян Матейко осознаёт, что именно исторической живописи он хотел бы посвятить себя. Схему Делароша, основанную на выбранном из истории наиболее драматичном моменте и изображении этого момента максимально эмоционально, молодой Матейко создаёт в 1859 году картину «Отравление королевы Боны». В эти же годы он издаёт публикацию «Польский костюм», в которой содержатся гравюры, изображающие людей в исторических костюмах. Позднее этот опыт он не раз использует в своих картинах. Публикация послужила и ещё одной цели – благодаря полученному гонорару Яну удалось поправить материальное положение.
Было однако одно обстоятельство, которое сильно расстраивало Яна. Это неразделённая любовь к Теодоре Гебултовской – дочери той самой Полины, к которой относился как к матери. Она была младшим ребёнком в семье. Молодые люди знали друг друга с раннего детства. Отец будущего художника, Франциск, учил Теодору и её братьев и сестру музыке.
В 1862 году 24-летний Матейко пишет одну из своих самых известных работ – «Станчик». Станчик – это придворный шут великих князей литовских и королей польских Александра Ягеллона, Сигизмунда I Старого и Сигизмунда II Августа. На картине Станчик изображён в тот момент, когда во время бала скорбит о поражении литовской армии.
22 января 1863 года два брата Яна Матейко присоединились к январскому восстанию. Ян не пошёл с ними – отчасти потому, что не очень хорошо видел и не мог управляться с оружием. Однако он как мог помогал повстанцам – привозил им оружие и помогал материально. Надо сказать, что хотя по происхождению его семья была на половину были чехами, в душе они всегда чувствовали свою принадлежность именно к польскому народу и были настоящими патриотами Польши.
В 1863 году Ян Матейко и Теодора Гебултовска наконец сближаются, а осенью 1864 года начинается подготовка к свадьбе.
Поводом к тому, что о женитьбе пара всерьёз подумала именно в это время, стал успех картины «Проповедь Скарги», написанной в 1864 году. На доход от её продажи и была организована свадьба.
Она состоялась 21 ноября 1864 года. Свадебное платье для Теодоры шил портной из города Бохня (неподалёку от Кракова) Рыпарк по рисунку Яна. Хотя братья художника не особо радовались этому союзу, на торжество пришла вся семья Матейко. Вскоре после этого молодожёны поехали в Париж, а по возвращении Ян Матейко написал «Портрет жены в свадебном платье».
У Яна и Теодоры родится пятеро детей. Одна из них – Хелена – пойдёт по стопам отца и тоже станет художницей.
По воспоминаниям современников, Теодора была весьма деспотичной и эгоистичной натурой. Когда у неё возникали опасения, что её роли музы что-то угрожает, она придумывала разнообразные авантюры, делала вид, что болеет, и прибегала к другим уловкам. На неё похожи едва ли и не все женские образы, изображённые на полотнах художника. Именно Теодору он изобразил на одной из известнейших своих картин «Прусская дань» в образе королевы Боны Сфорцы…
В марте 1876 года Ян Матейко начал писать картину «Кастелянша». Позировала ему племянница Теодоры – Станислава Серафинска. Зная, что Теодора будет ревновать, Ян писал портрет в тайне от неё. Сама Теодора путешествовала в то время во Франценсбад и Карлсбад. Ян писал жене письма, описывая свои творческие занятия, но не упоминая о «Кастелянше». Однако, вернувшись в Краков, Теодора обо всём узнала. Она устроила сцену мужу и уехала к матери. А когда снова приехала в Краков, в гневе уничтожила свой «Портрет в свадебном платье». Опасаясь, что она уничтожит и портрет Станиславы, Ян сказал жене, что полотно сгорело.
С того момента в доме Яна и Теодоры всё чаще царило достаточно унылое настроение. Ян не раз говорил, что совершит самоубийство или разведётся с женой.
Несмотря на семейный кризис в сентябре 1877 года Теодора сопровождает мужа с его первой поездки в Варшаву. 12 февраля на свет появился их последний, пятый ребёнок – дочка Регина. Девочка не прожила и месяца и умерла 7 марта того же года.
В феврале 1882 года сильно ухудшилось психическое состояние Теодоры, и врачи посоветовали поместить её в психиатрическую клинику. Во время своего пребывания в клинике, Теодора писала письма сестре с просьбой вызволить её. Вышла из больницы она спустя полтора года, однако оставалась под постоянным наблюдением, от чего пыталась избавиться всеми возможными способами. Дошло даже до того, что она заявила своей семье о нежелании давать благословение собственной дочери на брак, если те не помогут ей выйти из-под опеки. Вскоре Теодора оказывается в клинике вновь.
С годами у Яна Матейко накапливались финансовые проблемы. Они были связаны не только с болезнью жены, но и с его отношением к своим заработкам, которое подчас было чересчур свободным, по мнению некоторых современников. Написанную в 1863 году картину «Ян Собеский под Веной» он передал Папе Римскому, Франции он подарил полотно «Жанна Д’Арк», многие великие работы подарил Польше…
Свои картины он часто дарил и знакомым – обычно это были достаточно богатые люди. Не жалел он средств на помощь бедным. Не одну свою работу он продал фактически за бесценок…
Уже при жизни он пользовался огромной славой – как в своей стране, так и во всём мире. Он получал большое число почётных наград. С годами ему всё-таки удалось поправить своё финансовое положение и он переехал на Флорианскую улицу 41 – сейчас по этому адресу в Кракове расположен дом-музей Яна Матейко. Он стал также директором Школы изящных искусств в Кракове, а также почётным членом Академий художеств в Париже, Берлине, Праге, Вене…
Отдельным творческим увлечением Яна Матейко было сохранение краковских памятников. Этому делу он посвятил не один год жизни…
В течение всей жизни история была страстью Яна Матейко. Он не умел о ней писать или рассказывать, зато умел её рисовать. Многие говорили, что он чересчур свободно подходит к истории. Однако сам Матейко трактовал свои образы как голос в споре, касающемся прошлого и будущего страны, а не выражение идеологии. Другой страстью Яна была сама Польша. Он был настоящим патриотом. Матейко жертвовал деньги на развитие города и культуры, помогал бедным.
Критики часто писали о том, что на своих полотнах он изображал персонажей, которых на самом деле в конкретный исторический момент в этих ситуациях не было. Однако целью Матейко была не передача фактов, и изображение исторических пластов и связи времён.
Одна из причин популярности художника заключалась в том, что ему была присущ своего рода «кинематографический» подход к истории. Сцены словно разобраны на кадры, а Матейко словно монтирует картину из разных сцен.
Особое внимание Матейко уделял изображению старинных костюмов, элементов интерьеров и других исторических деталей.
В сентябре 1892 года состоялась свадьба Беаты, младшей дочери Теодоры и Яна. Как и в случае со свадьбой Хелены, не обошлось без язвительных выпадов со стороны Теодоры, которая не дала своего благословения и опоздала на торжество.
1 ноября 1893 года от внутреннего кровотечения умирает Ян Матейко. Теодора была с ним в последние минуты его жизни. Ян Матейко был похоронен на Раковицком кладбище в Кракове 5 ноября 1893 года. Во время траурной церемонии бил колокол Зигмунд, звон которого раздаётся в дни самых важных событий. А в последний путь его провожали тысячи людей…
Теодора тяжело пережила его смерть. Она ещё больше страдала от мучавшего её в последние годы сахарного диабета, из-за чего ей сложно было ходить, и постоянно находилась на лечении. Умерла она в апреле 1896 года и была похоронена рядом с Яном.