Закон о противодействии терроризму на территории Польши и за пределами Речи Посполитой стал первым подобным законом в истории страны. 16 июня 2016 года Сейм принял его без поправок. 22 июня его подписал президент.
Основным направлением действия нового закона будет борьба с террористической угрозой в Польше и с любыми проявлениями терроризма как внутри страны, так и за её пределами. В основании закона содержатся отсылы к терактам в Париже и Брюсселе. Упоминается, что хоть Польша – относительно спокойное место в этом плане, но это не означает того, что страна не должна быть готова к угрозам террористического характера. И если с логикой такого мышления нельзя не согласиться, то именно информационная нагрузка формулировки – «происшествие с признаками террористического характера» («zdarzenia o charakterze terrorystycznym» – цитата из: Projekt ustawy - o działaniach antyterrorystycznych oraz o zmianie niektórych innych ustaw z projektami aktów wykonawczych.) - в обществе и в политических кругах вызывает наибольшие сомнения. Слишком широк каталог ситуаций, которые могут быть расценены как «имеющие признаки».
Поправки, которые предлагала оппозиция и ряд общественных организаций, не были рассмотрены и голосование по ним не проводилось. В частности, некоторые из поправок касались обладателей Карты Поляка. Так, авторы законопроекта настаивают на том, что закон о противодействии терроризму в Польше направлен на благо поляков. Тут стоит отметить, что в данном случае из текста проекта закона следует, что речь идёт, в частности, о лицах, имеющих гражданство Речи Посполитой. Обладатели Карты поляка, которые, с точки зрения самой Польши, являются поляками (что, собственно, Карта поляка и подтверждает) поставлены в одну шеренгу с иностранцами, не имеющими к Польше никакого отношения. Текст закона может применяться к ним так же, как и к другим иностранным гражданам любой национальности. Справедливости ради стоит отметить, что закон коснётся и граждан стран Евросоюза, и граждан СНГ, и США – словом – всех, кто гражданства Польши не имеет.
Пожалуй, главным нововведением станет расширение полномочий силовиков. В особенности Агентства Внутренней Безопасности Польши (ABW). Для ряда действий начальству этой структуры теперь не нужно будет получать санкцию суда. Закон вводит почти неограниченные возможности по доступу к личным данным, по скрытому сбору данных о лицах, в отношении которых имеются подозрения в причастности к терроризму, к массовым беспорядкам, могущим привести к дестабилизации, и тому подобным случаям. Закон предполагает введение соответствующих нормам НАТО четырёх степеней террористической угрозы – ALFA, BRAVO, CHARLIE, DELTA, каждая из которых позволяет применять определённые меры ограничений на территории начиная от места происшествия до масштабов всей страны. В случае высокой опасности, «если сил и средств сотрудников органов правопорядка будет недостаточно», в усиление к правоохранительным органам будет поднята армия Польши. Уровни угрозы могут вводиться даже в случае, если будет установлено, что некие государства угрожают спокойствию Польши или в этих государствах существует угроза полякам либо имуществу и инфраструктуре, принадлежащих Польше. Полиция и армия смогут ликвидировать подозреваемых в терроризме или лиц, нарушающих закон в достаточной для этого степени, не опасаясь последствий. До этого страж правопорядка был скован различными нормами, порой не оставлявшими ему шанса на применение оружия. По каждому такому случаю начальство ABW будет отчитываться перед генпрокурором Польши, но уже постфактум устранения противоправной единицы. Степень оценки противоправности будет зависеть по сути от мнения руководства ABW.
Кроме этого, новый закон затрагивает широкий спектр различных сфер деятельности человека, находящегося как на территории Польши, так и за её границами. Рассмотрим нововведения подробнее.
Первым и, пожалуй, самым животрепещущим для граждан Польши и для тех, кто живёт, работает или только приезжает в страну, но гражданства польского не имеет, выглядит вопрос сотовой связи. С момента вступления в силу закона всем пользователям SIM-карт, приобретённых в Польше, придётся их зарегистрировать. То есть просто купить «стартер» (карту типа Prepaid) в газетном киоске и начать ею пользоваться со вступлением закона в силу будет невозможно. Её использование без передачи сотовому оператору номера PESEL (номер электронной идентификации населения Польши) и других документальных и иных личных данных априори будет расценено как нарушение закона. Авторы документа обращают внимание на то, что по стране гуляет около 10 миллионов такого типа сим-карт. Их можно приобрести в магазинах и ларьках, не показывая никакого удостоверения личности. На момент голосования по законопроекту примерно 80% таких карт не прошло процедуру регистрации в системе сотовых операторов. Сама аббревиатура SIM обозначает – модуль идентификации абонента. То есть карта должна быть тем, с помощью чего можно установить её владельца. При нынешнем количестве «безымянных» сим prepaid идентификация невозможна. Теоретически такие «бесхозные» симкарты могут быть использованы потенциальными террористами. Поэтому новый закон предполагает введение тотальной регистрации симкарт начиная с 01 января 2017 года. Даты, как мы с вами знаем, могут варьироваться. Те, кто не зарегистрирует сим-карту у своего оператора связи до этого срока, попросту останутся без номера и без мобильной связи. Закон коснётся и детей. Если ребёнок не достиг 13 лет, сим-карту в его телефоне нужно будет регистрировать на родителя или опекуна. С наступлением 13 лет – на ребёнка. Лицам, не имеющим польского гражданства, нужно будет предъявить в салоне связи удостоверение личности (Заграничный паспорт), или Карту, подтверждающую право на постоянное или временное пребывание (Вид на жительство - Karta Pobytu).
Телефон в наше время - далеко не единственное средство коммуникации. Интернет настолько прочно вошёл в жизнь 3 миллиардов человек на планете, что посредством него можно сделать почти всё, что угодно. А потому авторы антитеррористического закона не прошли мимо глобальной сети. Так, по решению суда, при возникновении любого подозрения на то, что содержание ресурса или сам ресурс могут угрожать безопасности Польши и её граждан, к примеру, террором или нарушением общественного уклада или общественных норм – такой сайт или портал могут быть закрыты на срок до 30 дней. Срок может быть продлён до 3 месяцев. Сформулировано это в законе достаточно замысловато и охват формулировок многократно возрастает при их трактовке, но суть остаётся таковой. То же касается и пользователей всемирной сети. При малейшем подозрении все данные пользователя должны быть немедленно и на безвозмездной основе переданы в распоряжение ABW (Агентство Внутренней Безопасности Польши)
Именно на такой срок начальник Агентства Внутренней Безопасности Польши может установить наблюдение за любым иностранцем. При этом в его доме, телефоне, компьютере, в офисе и т.п. могут быть установлены устройства, позволяющие записывать информацию и вести прослушивание. На срок до трёх месяцев. Кроме того, предполагается и доступ к почте обычной и электронной, паролям и прочему, если у кого-либо из служб страны возникнет подозрение, или кем-то из них будет получена информация о причастности иностранца к терроризму, подготовке теракта, прохождении им обучения террористической деятельности. То же касается тех, кто будет заподозрен в любой деятельности, направленной на безопасность страны и её граждан. Именно этот пункт вызвал в обществе нешуточные споры. Ведь закон задумывался в том числе для защиты интересов поляков. В итоге оппозиция и общественные организации вступились за интересы тех поляков, которые имеют Карту Поляка, подтверждающую его «польскость». Ведь с точки зрения Закона о Карте Поляка, её обладатели являются поляками. Для авторов антитеррористического закона этого оказалось недостаточно. Потому закон де-факто должен будет работать не на благо поляков, а на благо граждан Польши. Разница в деталях, как всегда. Кроме этого иностранец может быть удалён с территории Польши в случае возникновения всё тех же подозрений в причастности к терроризму или в угрозе безопасности страны. Выдворение можно будет оспорить, но уже из-за рубежа.
Антитеррористический закон предполагает и изменения контроля на границе Речи Посполитой. Тут стоит обратить внимание на то, что вносится ряд пояснений, что именно может представлять опасность для страны. Если вчитаться в закон, то из него последует, что к этому можно отнести почти всё: даже потерю документа, удостоверяющего личность. Вводится по сути поголовный сбор биометрических данных. Если кто-то откажется снимать отпечатки пальцев на границе, об этом будет оповещён соответствующий министр и предприняты меры. Угрожать безопасности Польши можно и тем, что при проверке на границе или уже внутри страны окажется, что цель визита иностранца расходится с заявленной им ранее. Так что с бронированием и отменой Букинга нужно быть внимательнее, так как в теории эти данные могут послужить основанием для подозрений. Все эти действия в отношении иностранцев – лиц, не имеющих гражданства Польши, будут проводиться без решения суда. Достаточно будет распоряжения шефа ABW. Кроме вышеперечисленных действий к действиям, «имеющим признаки террористического характера», могут быть отнесены: «выявление предметов непосредственного и посредственного отношения к милитаного применения» – под это попадают и фотографии, к примеру, с мест несения службы, или на которых человек находится на военных сборах, «выявление попытки проезда на территорию Польши с использованием поддельных документов, подтверждающих личность», то же относится к проездным документам и документам на пребывание. Кроме этого, «выявление в багаже заявлений, документов, фотографий на документы, не относящихся к владельцу багажа» – также будет расценено как действия, «имеющее признаки террористического характера».
В целом из текста проекта закона следует, что в основном он направлен на противодействие терроризму, проистекающему из радикальных ответвлений ислама. Хотя в теории благодаря своим формулировкам, он может коснуться любого гражданина Польши и лица, не имеющего гражданства Речи Посполитой. Сотрудничать с ABW и передавать ей любую информацию будут обязаны все службы - от полиции до служб здравоохранения и банков.
Авторы закона настаивают, что в подобном виде он просто необходим, ведь до него в стране процедуры так или иначе связанные с нарастающей угрозой терроризма были раскиданы по множеству законов и подзаконных актов. Отсутствие «монолитного» текста закона о противодействии терроризму делало систему борьбы с ним неповоротливой и крайне неэффективной.
В форме, принятой Сеймом Польши, Закон о противодействию терроризму обещает стать одним из самых резонансных за последнее время. На это указывает реакция политических кругов Польши и общественных организаций. Она неоднозначна. Кто-то критикует закон, ссылаясь на то, что он вводит «драконовские меры» и почти безграничные полномочия силовых служб, кто-то, напротив, поддерживает инициативу законодателей. В ряде городов Польши прошли протестные акции.
Как указывают сами авторы законопроекта, это первый закон в истории Польши, который направлен не только на защиту страны от внутренних угроз, но также и от угроз внешних. Кроме того, он предполагает возможность применения оперативных и превентивных мер борьбы с возникающими угрозами Польше не только в реальном, но и в виртуальном пространстве. Закон ожидает одобрения или ветирования Президента Польши.