Уникальный Эльблонгский канал, закрытый для проведения капитального ремонта, откроется для навигации в июне 2015 года.
Работы по ремонту этого уникального водно-сухопутного пути, начатые в 2011 году, подходят к концу. Гданьское управление водных ресурсов рассчитывает полностью открыть Эльблонгский канал для навигации 1 июня текущего года. В свою очередь, на некоторых отрезках канала навигацию предполагается начать уже 20 апреля.
Канал был закрыт для проведения ремонта в 2012 году, хотя формально уже в 2011 на некоторых участках велись подготовительные работы, а также работы по очистке дна от иловых наслоений. На данный момент русло канала углублено, а берега его усилены на нескольких участках. Также проведена работа по реконструкции и автоматизации некоторых шлюзов канала.
Ремонт Эльблонгского канала призван улучшить условия навигации. Особое внимание уделено повышению безопасности любителей водных прогулок, число которых в годы, предшествующие ремонту, составляло от сорока до шестидесяти тысяч человек в год. В общей сложности на проведение ремонтно-восстановительных работ было выделено 115 миллионов злотых, из которых на данный момент израсходовано 99 миллионов. Ожидается, что улучшение условий пребывания в пути по каналу привлечёт к нему дополнительный поток туристов.
В данный момент происходит обкатка и приработка восстановленных и заменённых механизмов уникальной системы волока, позволяющей судам преодолевать разницу высот по суше. Специально созданная комиссия технических специалистов проверяет все узлы на соответствие стандартам безопасности. В середине мая Управление водных ресурсов должно получить решение на ввод в эксплуатацию отрезка волока – Бучинец, Конты, Олешница, Елене, Цалуны.
Построенный в 1844-81 годах Эльблонгский канал является уникальным действующим памятником гидротехнической инженерной мысли XIX столетия. Эльблонгский канал, называвшийся до II мировой войны Оберландским, а после войны – Острудско-Эльблонгским, – это единственное в мире гидротехническое сооружение подобного рода.
Его уникальность состоит в том, что почти стометровую разницу высот водные суда преодолевают на участке длиной всего 9.6 км. Такой результат достигается благодаря системе из двух шлюзов и пяти волокам.
Канал работает почти непрерывно с момента своей постройки. Во время Второй мировой войны канал был разрушен, но уже в 1947 году навигация по нему возобновилась. Популярность среди туристов, пришедшая к каналу еще в 1912 году, не ослабевала весь XX век, но только сейчас появилась возможность отремонтировать. 14 января 2011 года президент Польши Бронислав Коморовский наделил Эльблонгский канал статусом «Памятника истории». Представители гмин, расположенных вдоль его русла, ходатайствуют о внесении системы исторических волоков в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.