Небольших размеров миловидный самолёт польских инженеров, представленный на открывшемся Парижском авиасалоне Ле-Бурже, очаровывает посетителей и сулит серьёзные перспективы авиастроению Польши.
Премьеру польского малого одномоторного реактивного самолёта Flaris LAR 01 (Фларис ЛАР 01) в Ле-Бурже можно считать успешной. В родной Польше его видели и раньше, и перед взором мировой общественности он предстал в той же Франции в 2013 году на юбилейном Ле-Бурже, но теперь самолёт близок к лётным испытаниям, не за горами и серийный выпуск, а это придаёт ему новое звучание. Парижский авиасалон – своеобразный пропуск самолёту в бескрайнее небо. Первые дни выставки – и сразу же первые контракты. Стало известно, что 17 июня компания-производитель Flaris LAR Метал-Мастер (Metal Master) подписала договор с компанией Williams International на поставку двигателей. Теперь ясно, какую силовую установку получит этот сверхкомпактный самолёт. Ею станет турбовентиляторный Williams FJ33-5A с тягой 8,5 kN (866 кг). По сути это уменьшенная копия FJ44 – мотора, который за время эксплуатации на бизнес-джетах, с конца 80-х, показал себя настолько безотказным агрегатом, что, как шутят между собой авиаторы, к нему можно прилагать пожизненную гарантию.
Установка на Flaris LAR 01 данных двигателей позволит самолёту достичь проектной крейсерской скорости в 700 км/ч и дальности в 2500 км (при максимальной 3200км), что делает его конкурентоспособным ближнемагистральным аппаратом. По словам Рафала Ладзинского (Rafał Ładziński), руководителя проекта Flaris и совладельца фирмы-изготовителя, в этом проекте его компания делала ставку на инновационность. Фюзеляж и основные элементы конструкции самолёта выполнены из композитных материалов, применены технологии, которые для польской промышленности в её современном виде являются амбициозным вызовом, подчёркивают специалисты отрасли. Самолёт получил собственную массу всего 700 килограмм, взлётную 1500 кг и современную авионику Гармин G600. Причём последняя в случае, если в составе экипажа только один пилот, берёт функцию второго пилота на себя. Для взлёта и посадки самолёту требуется всего 250 метров пробега по полосе, что позволяет избегать крупных аэропортов и взлетать или приземляться как можно ближе к конечной цели путешествия.
При создании самолёта инженерами были применены наработки и решения использующиеся в Аэробусе А350 и Боинге Дримлайнер. Благодаря этому удалось достичь высокой надёжности машины, а главное – обеспечить максимальную её безопасность. Параметры экономичности и экологичность тоже оказались на высоте. Flaris LAR 01 уже с успехом прошёл наземные испытания. В первый полёт его планируют отправить уже в этом году. После успешного прохождения лётных испытаний, в 2016-м, планируется начать сертификацию и выпуск модели на рынок. Компания планирует строить поначалу 10 самолётов, а затем последовательно нарастить производство до нескольких десятков машин в год.
Создатели Flaris LAR 01 полны оптимизма и возлагают на своё детище множество надежд. Они уверены, что их самолёт станет новой визитной карточкой польской авиаконструкторской мысли. Проведённые компанией-изготовителем анализы рынка показали, что прямых конкурентов у Flaris LAR 01 нет. Не просто в Европе, но и во всём мире. А это означает, что оптимизм конструкторского бюро может вылиться в реальные крупные заказы. Рафал Ладзинский уверен, что после Ле-Бурже, детище его фирмы может стать польским хитом экспорта. Своё предположение он основывает на интересе публике к новому самолёту, в числе которой есть и частные лица, и представители различных компаний, и даже военные из разных стран.
Flaris LAR 01 должен стать относительно дешёвым самолётом. Считается, что цену возможно будет установить на отметке 5 миллионов злотых (примерно 1 400 000 долларов США). Благодаря своим размерам – размах крыла машины составляет 868 сантиметра, длина же всего 832 сантиметра, а также высокой мобильности – конструкцией Флариса предусмотрено отстёгивание от фюзеляжа плоскости крыла – самолёт может быть интересен довольно широкой целевой аудитории. В первую очередь тем, для кого время – деньги, то есть для людей бизнеса. Также он может быть хорошо воспринят вооружёнными силами в качестве самолёта для обучения лётного состава. В рядах потенциальных клиентов может оказаться любой любитель малой авиации, ведь для полётов за штурвалом Flaris LAR 01 понадобится самая простая лицензия частного пилота класса любителя – PPL (A).
Илья Болгов. По материалам конструкторского бюро Flaris