Flaris LAR 01 завоёвывает сердца

'19 июня 2015'

Небольших размеров миловидный самолёт польских инженеров, представленный на открывшемся Парижском авиасалоне Ле-Бурже, очаровывает посетителей и сулит серьёзные перспективы авиастроению Польши.

Видеорепортаж

самолёт Flaris LAR 01 (Фларис ЛАР 01)
самолёт Flaris LAR 01 (Фларис ЛАР 01)

Премьеру польского малого одномоторного реактивного самолёта Flaris LAR 01 (Фларис ЛАР 01) в Ле-Бурже можно считать успешной. В родной Польше его видели и раньше, и перед взором мировой общественности он предстал в той же Франции в 2013 году на юбилейном Ле-Бурже, но теперь самолёт близок к лётным испытаниям, не за горами и серийный выпуск, а это придаёт ему новое звучание. Парижский авиасалон – своеобразный пропуск самолёту в бескрайнее небо. Первые дни выставки – и сразу же первые контракты. Стало известно, что 17 июня компания-производитель Flaris LAR Метал-Мастер (Metal Master) подписала договор с компанией Williams International на поставку двигателей. Теперь ясно, какую силовую установку получит этот сверхкомпактный самолёт. Ею станет турбовентиляторный Williams FJ33-5A с тягой 8,5 kN (866 кг). По сути это уменьшенная копия FJ44 – мотора, который за время эксплуатации на бизнес-джетах, с конца 80-х, показал себя настолько безотказным агрегатом, что, как шутят между собой авиаторы, к нему можно прилагать пожизненную гарантию.
Установка на Flaris LAR 01 данных двигателей позволит самолёту достичь проектной крейсерской скорости в 700 км/ч и дальности в 2500 км (при максимальной 3200км), что делает его конкурентоспособным ближнемагистральным аппаратом. По словам Рафала Ладзинского (Rafał Ładziński), руководителя проекта Flaris и совладельца фирмы-изготовителя, в этом проекте его компания делала ставку на инновационность. Фюзеляж и основные элементы конструкции самолёта выполнены из композитных материалов, применены технологии, которые для польской промышленности в её современном виде являются амбициозным вызовом, подчёркивают специалисты отрасли. Самолёт получил собственную массу всего 700 килограмм, взлётную 1500 кг и современную авионику Гармин G600. Причём последняя в случае, если в составе экипажа только один пилот, берёт функцию второго пилота на себя. Для взлёта и посадки самолёту требуется всего 250 метров пробега по полосе, что позволяет избегать крупных аэропортов и взлетать или приземляться как можно ближе к конечной цели путешествия.
При создании самолёта инженерами были применены наработки и решения использующиеся в Аэробусе А350 и Боинге Дримлайнер. Благодаря этому удалось достичь высокой надёжности машины, а главное – обеспечить максимальную её безопасность. Параметры экономичности и экологичность тоже оказались на высоте. Flaris LAR 01 уже с успехом прошёл наземные испытания. В первый полёт его планируют отправить уже в этом году. После успешного прохождения лётных испытаний, в 2016-м, планируется начать сертификацию и выпуск модели на рынок. Компания планирует строить поначалу 10 самолётов, а затем последовательно нарастить производство до нескольких десятков машин в год.
Создатели Flaris LAR 01 полны оптимизма и возлагают на своё детище множество надежд. Они уверены, что их самолёт станет новой визитной карточкой польской авиаконструкторской мысли. Проведённые компанией-изготовителем анализы рынка показали, что прямых конкурентов у Flaris LAR 01 нет. Не просто в Европе, но и во всём мире. А это означает, что оптимизм конструкторского бюро может вылиться в реальные крупные заказы. Рафал Ладзинский уверен, что после Ле-Бурже, детище его фирмы может стать польским хитом экспорта. Своё предположение он основывает на интересе публике к новому самолёту, в числе которой есть и частные лица, и представители различных компаний, и даже военные из разных стран.
Flaris LAR 01 должен стать относительно дешёвым самолётом. Считается, что цену возможно будет установить на отметке 5 миллионов злотых (примерно 1 400 000 долларов США). Благодаря своим размерам – размах крыла машины составляет 868 сантиметра, длина же всего 832 сантиметра, а также высокой мобильности – конструкцией Флариса предусмотрено отстёгивание от фюзеляжа плоскости крыла – самолёт может быть интересен довольно широкой целевой аудитории. В первую очередь тем, для кого время – деньги, то есть для людей бизнеса. Также он может быть хорошо воспринят вооружёнными силами в качестве самолёта для обучения лётного состава. В рядах потенциальных клиентов может оказаться любой любитель малой авиации, ведь для полётов за штурвалом Flaris LAR 01 понадобится самая простая лицензия частного пилота класса любителя – PPL (A).

Илья Болгов. По материалам конструкторского бюро Flaris

Темы

Фотоматериалы

самолёт Flaris LAR 01 (Фларис ЛАР 01)
самолёт Flaris LAR 01 (Фларис ЛАР 01)
самолёт Flaris LAR 01 (Фларис ЛАР 01)
самолёт Flaris LAR 01 (Фларис ЛАР 01)
самолёт Flaris LAR 01 (Фларис ЛАР 01)
самолёт Flaris LAR 01 (Фларис ЛАР 01)
самолёт Flaris LAR 01 (Фларис ЛАР 01)