Проект нового закона предусматривает право органов местного самоуправления решать, в каких местах и в какие часы разрешать продажу алкоголя. Скептики инициативы считают, что это ударит по бюджету Польши.
Инициатива изменений в законодательство, регулирующее оборот алкогольной продукции в Польши. По мнению критиков законопроекта, введение ограничения на торговлю алкогольной продукцией в зависимости от предпочтений той или иной местной администрации может вызвать резкое снижение доходов государственной казны. Новый закон будет предусматривать как количество пунктов продажи алкоголя, так и место их размещения. В добавок к этому предполагается, что местные власти смогут устанавливать и лимиты времени, в которые продажа алкоголя будет разрешена. Новые правила должны коснуться не только магазинов, но также и заведений питания.
На данный момент времени ситуация с продажей спиртного хоть и выглядит похожим образом, но всё же, как считают авторы законопроекта, прописанных в нём норм не достаточно. По задумке авторов закона, нужно не просто учитывать удалённость магазинов со спритным от школ, детских садов и костёлов, но и сократить их численность. Так, согласно статистике, сейчас на 273 человека приходится один магазин со спиртным. Всемирная Организация Здравоохранения рекомендует, чтобы таких магазинов было один на тысячу человек. То есть в четыре раза меньше.
Например, в Варшаве летом 2015 года была принята норма, отодвинувшая магазины торгующие алкогольной продукцией от учебных заведений. Тем, кто оказался в зоне действия закона пришлось не сладко. Чтобы не обязывать владельцев магазина переносить торговые точки, у них были аннулированы лицензии на торговлю алкоголем. Остальную продукцию магазин мог продавать в прежнем режиме. Это действие спровоцировало ряд трудностей. Владельцы магазинов жаловались, что они оказались на грани банкротства из-за невозможности окупить свою деятельность только за счёт продаж продуктов питания. Действия городской администрации в итоге поставили под сомнение дальнейшее существование примерно 100 торговых точек. В конечном счёте это грозит потенциальным увольнением почти тысячи человек и неминуемыми потерями в бюджете города и государства.
В Торговой Палате Польши считают, что законопроект, хоть и декларирует потенциальную пользу для общества в виде борьбы за трезвость, на деле имеет и серьёзную оборотную сторону. Кроме явных финансовых потерь для казны как города, так и всей страны, есть и неявные опасности, не менее значимые для общества. В частности, речь идёт о теневом секторе продаж алкогольной продукции. Ни для кого не секрет, что любой запрет или сколь-нибудь серьёзное ограничение на продажу спиртного влечёт за собой активизацию чёрного рынка контрафакта, или торговлю «из-под прилавка». И если второе ещё не так страшно, то «палёная», неизвестного происхождения сивуха может иметь тяжёлые или даже смертельные последствия.
По подсчётам польской торговой палаты, теневой рынок алкоголя на данный момент составляет не более 15%. Введение новых ограничений впоне способно эту цифру, если не удвоить, то как минимум увеличить, как это было в момент введения повышенной акцизы в 2014 году. По подсчётам Торговой палаты Польши, на введении новых запретных мер бюджет страны может не досчитаться почти полутора миллиардов злотых.
Польская торговая палата призывает инициировать по поводу законопроекта широкую общественную дискуссию, чтобы не допустить радикальных шагов при принятии нового закона, которые в дальнейшем могут вылиться в расширении деятельности бутлегеров . Кроме того, палата видит целью избежать отравлений некачественным алкоголем и метанолом среди населения. Там напоминают, что легально продающийся алкоголь подвергается контролю и регулированию продаж по многим критериям, начиная от качества и заканчивая возрастным цензом.