Возможно, уже на этой неделе в транспортном кризисе между Россией и Польшей, связанном с движением фур и грузоперевозками, появится шанс на выработку рациональной «дорожной карты» его решения.
Как сообщает Польское Агентство Печати и радио РМФ ФМ со ссылкой на пресс-секретаря Министерства инфраструктуры и строительства Польши Эльжбету Кисил, в ближайший четверг в Москве состоится встреча на экспертном уровне для решения возникшей проблемы. Результатом этих переговоров должна стать выработка позиций, устраивающих обе стороны. В случае, если золотая середина будет найдена, уже в пятницу к экспертам присоединятся замминистра транспорта Польши Ежи Шмит и замминистра транспорта России Николай Асаул.
В состоявшейся ранее беседе заместители министров высказались за проведение в четверг встречи экспертов и пришли к мнению, что если эксперты придут к некоему общему знаменателю, который устроит всех, то уже в пятницу могут быть подписаны соответствующие протоколы, – рассказала журналистам Эльжбета Кисил. Также она отметила, что уже ознакомилась с проектом протокола будущих переговоров, переданного польской стороне в понедельник. После изучения его специалистами в ведомстве пришли к выводу, что содержание документа может служить основой для дальнейших переговоров. Проект с поправками польских экспертов был отправлен российской стороне во вторник. В среду в Москву прибудет польская делегация, чтобы в четверг встретиться с российскими экспертами и начать обсуждать содержание проекта предметно.
В понедельник 15 февраля прекратили действовать разрешение на автоперевозки товаров в Россию. Это значит, что польские перевозчики не могут более перемещаться по территории РФ, за исключением тех, кто имеет специальные разрешения на перевозку товаров в пользу третьих стран. Число таких разрешений сильно ограничено. В декабре прошлого года Россия внесла исполнительные поправки к международному договору от 1996 года, регулировавшего перевозку товаров между Польшей и Россией. Понятийные изменения привели к тому, что они коснулись товаров, произведённых в Польше филиалами зарубежных компаний, имеющими производственные мощности в Речи Посполитой. По факту это означает, что 85% польских перевозчиков не могут в настоящее время совершать рейсы в Россию. Российские же фуры должны были покинуть Польшу до 31 января.
Российская сторона утверждает, что изменения были введены с целью защитить права российских же дальнобойщиков. В Минтрансе заявили, что ситуация сложилась так из-за того, что польская сторона потребовала для себя увеличение квот, несоразмерное с интересами российских перевозчиков. Частично от этого выиграли перевозчики из Белоруссии. Польские же остались в накладе. По подсчётам польского Союза международных перевозчиков по автодорогам, отсутствие взаимопонимания в вопросе автогрузоперевозок - это потери для 2,5 тысяч польских фирм, имеющих в своём парке большегрузы. По оценкам союза перевозчиков, это потери в 200 тысяч перевозок в перспективе года, стоимость каждого из которых находится в пределах 2 тысяч евро. В прошлом году было выдано 250 тысяч разрешений на перевозку для польских водителей фур, поделённых на три категории: транзитные перевозки, двусторонние перевозки и перевозки в пользу третьих стран. Но остаётся открытым вопрос о российских перевозчиках, под предлогом защиты которых и развернулось «противостояние фур». Ведь известно, что от подобных ситуаций страдают обе стороны. О потенциальных потерях для дальнобойщиков из России российские СМИ сообщают неохотно. Сказывается непонимание масштаба проблемы, ведь перевозчик как правило находится вне политики, а, «вставив палки в колёса» перевозчику, можно получить гораздо более глубокие последствия, чем может показаться не первый взгляд.
Ситуацию дополнила блокада движения российских фур неизвестными активистами нескольких областей Украины. В ответ Россия блокировала движение грузовиков с украинскими номерами по по своей территории. Всё это привело к тому, что российским дальнобойщикам пришлось искать маршруты объезда. Из-за сложившейся ситуации Минтранс России даже выразил готовность фрахтовать паромы для отправки грузов. Недальновидно было бы предполагать, что этот факт среди прочих результатов «конфликта фур» вкупе с недавно введённой в России системой платы за проезд большегрузов «Платон» в итоге не скажется на росте цен на товары для конечного потребителя. Последнее и без этого уже больше года беспокоит россиян. Для Польши же потери в сегменте грузоперевозок таят не меньше опасности, учитывая, какое количество людей трудится в данной отрасли. Остаётся надеяться, что в четверг экспертная группа найдёт механизмы решения возникшей проблемы и пятница расставит всё на свои места. К 16 февраля польские большегрузы покинули Россию. На данный момент непосредственные перевозки между странами прекращены.
Использованы материалы ПАП и РМФ ФМ