Значение христианства в Польше трудно переоценить. Более 85% поляков считают себя католиками. Цифра впечатляет. Можно сказать, что решение, принятое Мешко I чуть более тысячи лет назад, стало для Польши судьбоносным.
Процесс
Мешко I хотел избежать потерь даже небольшой части земель, но для этого ему нужно было найти выход – и Мешко его нашёл. В 966 году он крестит Польшу. Что уж тут скрывать, крещение имело политические мотивы и позволяло Мешко, уже успевшему провести внутреннюю политику и достаточно хорошо организовать государство, выйти на международную арену, а также избежать конфликта с Западной Европой и силового сценария «обращения». Мешко реально оценивал ситуацию. Он понимал, что для процессов обращения его страна, и другие земли, принадлежащие славянам, подходят наилучшим образом.
Мешко видел, что со стороны императора Оттона I Великого и чешского князя Болеслава I Грозного исходит опасность. Польский князь не желал быть впадать в ещё большую зависимость от Оттона I, которому он уже платил трибутум (дань) и постановил принять веру Христа. А чтобы упрочить связи с чешским князем в 965году, он женится на чешской княжне Дубравке (Dobrawa). С её помощью Мешко принимает христианскую веру из рук чешских епископов.
После крещения Мешко I упрочил свою власть как внутри страны, так и за её пределами. Христианство гласит – вся власть от Бога, а значит, если кто-то противится власти, или кто-то задумал или сделал что-то против богоизбранного правителя, он объявляется грешником.
Позиции Мешко упрочились. Теперь он мог заключать союзы с другими правителями христианских стран. В Польшу начали прибывать духовные лица. Они владели грамотой, знаниями в земледелии и строительстве. Также стала проникать латынь, что упрощало деловые контакты. Со временем стали появляться костёлы и монастыри. Последние стали первыми центрами науки. Строительство зданий сакрального значения спровоцировало спрос на искусство росписи и скульптуры. Крещение Польши было важным символическим событием, ставшим переломным моментом во всей её истории. Сам процесс христианизации продолжался ещё несколько веков, о чём свидетельствуют археологические находки, относящиеся к поздним язычникам.