Грюнвальдская битва стала поистине выдающейся по своим масштабам не только в истории Польши, но и в истории всей средневековой Европы. Весть о ней разнеслась громким эхом, отголоски которого мы можем слышать до сих пор. Ежегодно в Польше проходит день памяти событий тех, кажется, давно ушедших веков.
Но века эти возвращаются из пучины истории ежегодно. В месте решающей схватки с рыцарями Крестоносцами с помпой проходят памятные торжества и исторические реконструкции. Битва предстаёт перед зрителями теперь уже бескровной и значительно урезанной в масштабе. Но значимости она от этого не теряет. Организаторы реконструкций уверены, что она должна и дальше жить в памяти поляков и других народов.
Поводом для войны Ягелло с Крестоносцами в далёком XV веке послужила Жмудь (район на северо-западе современной Литвы). Именно её территории разделяли государство ордена Крестоносцев надвое. Владислав Ягелло (Ягайло) не мог остаться в стороне от проблемы, когда рыцари ордена попытались решить территориальный вопрос под видом борьбы с язычеством. Жмудь была поддержана Литвой, а так как Литва и Польша по сути были в то время одним государством, то всё решилось автоматически.
В станах обеих сторон в 1410 году активно шла подготовка к прямым схваткам, хотя сам конфликт уже шёл. Кроме традиционного в таких случаях создания запасов оружия и провианта, стороны развернули друг против мощные пропагандистские кампании. Польша и Литва указывали на далеко не мирные планы Крестоносцев, те, в свою очередь, пытались убедить Европу в том, что Ягайло – язычник и угрожает христианству.
План Ягелло и Витольда (предводитель Литвы) состоял в сосредоточении сил в направлении Мальборка (Мариенбург). Поначалу польское войско сделало манёвр, который сбил с толку Великого Магистра ордена. Тот подумал, что целью Ягелло является Гданьск. Но позже всем стало ясно, что армия поляков направляется к Мальборку. Крестоносцы в спешном порядке начали перегруппировку сил. По последним версиям историков, оба войска сошлись на поле боя ранним утром 15 июля. Ранее считалось, что Крестоносцы поспели раньше и даже успели подготовиться.
Армия, призванная на бой с Орденом, состояла не только из поляков. В её состав входили и поляки, и русь, и литовские, и даже татарские воины. Примерно 30 000 человек. 20 000 составляли поляки и 10 000 – русская, литовская и татарская конницы. Крестоносцев было более 50 000 – в основном тяжёлые рыцари Крестоносцев и прусы. Была у Ордена и артиллерия. Польская сторона орудий не использовала, так как в основном это было оружие осадное, громоздкое и трудное в обслуживании в условиях открытой местности.
В основном её применяли для защиты ставки, то есть вспомогательно.
Первая половина дня прошла в приготовлении. И так как принципы ведения войны были, мягко говоря, чуть иными, нежели сегодня, Ягелло удалось поизмотать прекрасно организованное воинство Крестоносцев ещё до начала непосредственного боестолкновения. Во-первых, войска польского короля не могли выстроиться в ряды, нужные для начала сражения. Отнюдь не из-за плохой организации, а оттого, что были более разнородными. Во-вторых, Ягелло спокойно прослушал две божественные литургии, посвятил некоторых воинов в рыцари, в то время как закованные в доспехи Крестоносцы ожидали готовности войск противника на палящем июльском солнце. Ягелло также не поддался на провокацию, когда его вызвали для поединка на мечах «один на один». И, наконец, когда солнце было уже в зените, он отправил первый отряд конницы в атаку.
Крестоносцы атаку отбили контратакой и, разбив с фланга, литовские отряды бросились прорубаться к их лагерю. В этот момент выдвинулись основные польские силы. В то же время войско польское и войска из Смоленщины под предводительством князя мстиславского Лугвения (Семёна) Ольгердовича вели кровопролитные бои, в итоге которых князь имел серьёзные потери в своих рядах. Но стратегическую позицию им удержать удалось.
Тактически успешным было введение в бой резервных сил польской стороной. Они поддержали просевший литовский корпус. Крестоносцев, развернувшихся из преследования, прижали свежие польские силы.
Не желая мириться с утратой доминирующей позиции, Магистр бросил в бой все имевшиеся у Ордена резервы. Этот ход никакого ощутимого результата не дал. Итог битвы был предрешён. Тактика и войско Ягелло оказались сильнее. Польский король также бросил в бой всё ещё сохранявшиеся у него резервы свежих сил. Крестоносцы оказались в окружении и понесли колоссальные потери. Погиб и предводитель тевтонцев магистр Ульрих фон Юнгинген.
Некоторым окружённым удалось вырваться из котла и бежать, но татарская конница гналась за ними. Преследовали долго, в плен не брали.
По разным оценкам, Тевтонский орден потерял в битве 8 000 рыцарей, около 2000 были взяты в плен. Потери польской стороны были значительно меньше. Во многом благодаря тому, что Владислав Ягелло и Витольд применили разумную тактику, тщательно подготовив и её и стратегию. Польский король всё время находился на передовой, отдавая сотни приказов, умело используя имеющиеся силы. Сам в сражение не влезал, кроме одного эпизода, когда он копьём сразил неприятельского рыцаря.
Без сомнения, Грюнвальдская битва, состоявшаяся в жаркий день 15 июля 1410 года, является самым прославленным сражением польской истории. Она ставила точку на могуществе Германского ордена и сделала возможной возвращение земель, утраченных в пользу тевтонцев.