Польский водитель трезвеет - именно об этом говорят данные, обобщенные за первое полугодие 2014. При этом в полиции подчёркивают, что количество проверок в данный период было на 80% больше, чем в аналогичный период 2013 года. 13% - именно настолько снизилось количество «пойманных» любителей ездить под «двойным газом».
Но любителей покататься после крепкой «соточки» все равно остается немало. По разным оценкам компаний, занимающихся исследованием дорожной ситуации, ежедневно на дорогах Польши может находиться до 130 000 водителей под воздействием алкоголя. Это не означает, что все эти люди – злостные нарушители. Кто-то, например, выпил вечером, но не рассчитал. Но есть и те, кто делает это преднамеренно. Именно эти люди провоцируют аварии, часто с жертвами.
Последняя инициатива польских властей - ввести обязанность возить с собой портативные алкотестеры. Такая норма существует в некоторых странах Евросоюза. Проект находится на стадии обсуждения. Кроме того, существуют также идеи установки «алколоков» - алко- замков. Это означает, что машину нельзя будет привести в движение и даже завести, если вы находитесь под влиянием алкоголя. То есть прослеживается тенденция к ужесточению норм.
Но, как отмечают сами законодатели, ни отъем прав, ни высокие размеры штрафов, ни даже самое болезненное - изъятие автомобиля – не дадут самого главного эффекта - изменения сознания человека, который готов сесть за руль подшофе. Однако и тут есть позитивные подвижки.
«Мы зафиксировали в 2014 году спад количества нетрезвых водителей. Одновременно с тем нам стали помогать сами граждане. Мы получаем анонимные звонки от людей с вечеринок о том, что их друзья выпили и хотят сесть за руль в нетрезвом виде. Другие же приходят в отделение полиции чтобы «продуться» перед поездкой и быть уверенным в своей трезвости,» - рассказывает комиссар Главной комендатуры полиции Войцех Ратыньски.
В Польше существует ряд общественных организаций, прямо или косвенно борющихся с пьянством за рулем. Они вносят свои инициативы и призывают упрощать и делать в массовом порядке общедоступной процедуру проверки на алкомате в отделениях полиции. Ведь несмотря на заверения некоторых полицейских начальников о том, что пройти проверку добровольно можно в любом отделе, на деле это оказывается не совсем так. Корреспонденты tvn24 провели собственное расследование и выяснили, что добровольно «дунуть в трубочку» у добросовестного человека вряд ли выйдет. Журналист со скрытой камерой приходил в полицию и просил проверить его на алкоголь, но в нескольких местах ему сказали, что алкоматов нет или что они есть, но сломаны. Как отметил испытуемый, по реакции полицейских на него было видно, что ему не обрадовались.
В общественных организациях считают, что именно это порождает отторжение у человека. И это при том, что любой стране просто необходимо воспитывать в своих гражданах чувство сознательности и ответственности. Ведь меры прессинга и повышение штрафов, как показывает практика, - малоэффективны.
Кшиштоф Дзыра из организации «Стоп пьяным водителям» не имеет и тени сомнения: «Алкоматы должны появиться во всех отделениях полиции, у каждого человека есть право знать, может ли он сесть за руль».
«Без этого трудно убедить людей прийти и провериться даже на те посты, где алкоматы имеются. Это должно работать, а сейчас система сбоит,» - считает Адриан Фургальски из команды консультантов системы TOR.
В Польше допустимая норма содержания алкоголя в крови – 0,2 промилле. И не стоит забывать, что такси стоит несравнимо дешевле, чем здоровье или жизнь. Всего-то 30-50 злотых за одну поездку.
Nie jeżdżę po alkocholu!